Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 55
Программа Екатерины Степановой.
Эфир 14 февраля в 10.45
В информационном обозрении «Русский Север» продолжение беседы с куратором выставки «Образы Севера» в Петропавловской крепости Ириной Карпенко.
«В XIX веке разного рода предприниматели, художники уже вовсю эксплуатировали представление о России как о северном крае. И, начиная с императора Николая I, а при императоре Александре III это получило наибольшее распространение, был повышенный интерес к национальному стилю, к русскому стилю, который визуализировал, показывал, как же мы себя видим, мы какие. Был изобретен, создан особый тип мебели, именно тип, который абсолютно декоративен. Его можно было поставить у себя дома и создавать такой образ – исконно русский интерьер. Если вы хотели поиграть в русский стиль.
И на выставке представлен образец такой «исконно русской мебели» — кресло, которое называется «Дуга, топор и рукавицы», сделанное для международной выставки в Париже русским мастером Шутовым. Говорят, а это одна из легенд, что после того, как это кресло увидел император Александр III, он заказал мастеру специально для своего дворца, для Аничкова дворца, для своего кабинета такого рода мебель. И действительно у него в кабинете стоял этот шутовской стул. Вместо спинки у него дуга, которую на лошадь крепят, подлокотники – это два топора, а за спиной под спинкой лежат две рукавицы. Сидеть на таком кресле вы точно не будете, это очень неудобно, но выглядит очень красиво – это резное дерево, там еще на дуге, на спинке обязательно написана какая-нибудь фраза типа «тише едешь – дальше будешь». В нашей коллекции есть несколько экземпляров такой мебели. Это тоже такой вариант позиционирования себя, пропаганды. Абсолютно декоративная вещь. Но очень красивая. Состоятельные люди, которые могли позволить себе сделать интерьер в русском стиле и поиграть в такой образ «исконной Московской Руси», с удовольствием покупали такие предметы мебели, они стояли в их домах. Надо сказать, что массового производства такой мебели не было, за границу контейнерами не везли, но это совершенно узнаваемый тип мебели.
Конечно же, и фотографии на выставке представлены. Отдельных северных фотографий у нас не представлено, но фотографий все равно много, они очень разные. Возвращаясь к открыткам. Для того, чтобы сделать фотооткрытку, сначала надо сделать снимок. Так что фотографий покажем довольно много. Был в Архангельске такой замечательный человек, его звали Яков Иванович Лейцингер. Он был городским главой города Архангельска. Но при этом он был еще и профессиональным фотографом. И вот он фотографировал свой город, а потом уже на основе его снимков выпускали большое количество фотооткрыток. Это рубеж XIX-XX веков. Как фотограф он работал достаточно долго и был известен.
Конечно, в экспедиции, что были в начале XX века, исследователи обязательно брали с собой фотоаппараты, увлекались фотографией. Фотографией вообще увлекались массово. Но только состоятельные люди, потому что это было дорого. Не каждый мог себе позволить. И потом, надо было уметь обращаться с этим аппаратом. Это было сложно. Не то, что сейчас – на телефон снял, в компьютер загрузил и, если захотел, распечатал на принтере. Тогда это был сложный процесс, надо как-то стекла, пленки выдерживать, потом как-то проявлять это все. Но, тем не менее, в экспедиции брали обязательно фотографов и фиксировали то, что происходило, то, что они видели. Очень много экспедиций документировано. К сожалению, мы не смогли показать все. Например, северные экспедиции адмирала Колчака. Просто потому, что этих фотографий очень много, у нас просто не поместилось все на выставке.
На выставке есть раздел, посвященный уже двум советским экспедициям – экспедиции Шмидта, пароход «Челюскин», зажатый льдами, и их пришлось эвакуировать. Есть съемка, и мы ее показываем, что произошло с этим пароходом, как люди там это пережили, и как их встречали потом в Ленинграде и в Москве. И, конечно, знаменитый северный дрейф Папанина, то, как они там жили вместе с псом Веселым – эти полярники замечательные на этой дрейфующей станции, как это все документировалось там. Приезжал даже снимать эту экспедицию профессиональный тассовский фотограф Яков Халип. И затем была тоже торжественная встреча этих героев-папанинцев в Ленинграде и Москве. Эти серии фотоочерков представлены на нашей выставке».
Надеемся, что кто-то из вас уже побывал на выставке и смог составить о ней собственное впечатление. А кто не успел – вполне может еще это сделать. Ведь выставка открыта до 30 марта 2018 г.
Кстати, пока в нашем изменчивом климате совсем не исчез снег, можно посетить выставку вместе с детьми, а потом покататься на горке, специально выстроенной в Петропавловской крепости, и сравнить эту горку с теми изображениями на гравюрах, о которых мы уже рассказывали и которые также представлены на экспозиции.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.