«Пастырский час»
Передачу ведет протоиерей Александр Рябков
Прямой эфир 20 февраля 2020 г.
Протоиерей Александр Рябков:
Христианин сам или с подачи людей, внешних для Церкви, задается вопросом о почитании святых. Очень точно о почитании святых высказался святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Он сказал: «Молясь Богородице, ангелам и святым, мы признаем их за одно таинственное тело Церкви». Тело Церкви – это Тело Христово. Обращаясь к святым, мы обращаемся ко Христу, воплотившемуся телесно и обитающему во святых Своих. Отрицая значение святых, мы, таким образом, отрицаем и значение Церкви как Тела Христова, и отрицаем Боговоплощение. Тем более, что «Плоть Господа» есть «Плоть Богородицы», как сказал святой Симеон Новый Богослов.
Ученый и богослов Иван Иванович Дмитриевский писал о том, что почитание святых непосредственно связано с Литургией. Он писал, что литургическое жертвоприношение является не только умилостивительным, но и благодарственным. Церковь благодарит Бога за святых, ибо во святых Церковь обрела искомое и получила желаемое.
Известный духовный писатель Сергей Иосифович Фудель продолжает эту мысль следующими словами: «Во святых открылась Церковь Божия, в них осуществилось дело Господне на земле – создание на земле Царства Божия, в них в темноте истории создано светоносное Христово Тело, Соборное Существо».
Связь христианина со святыми осуществляется в Литургии. Литургия служится за весь мир. Есть прекрасные слова из стихотворения Осипа Мандельштама о том, что «Евхаристия, как вечный полдень длится». Благодаря этому вечному полдню «все причащаются, играют и поют». Это говорит нам о том, что Жертва приносится не только для того, чтобы причастился я, но она приносится за весь мир и все творение. Евхаристия приносится не только за живых и усопших, но она приносится и за святых, которые в Царствии Небесном причащаются Святых Даров. Там, у Бога, святые и праведные без всякого покрова телесности общаются с Ним «лицом к лицу», насыщаясь Его благодатью. Святые наши помощники, и в первую очередь, в духовной жизни.
Потому-то перед самым началом Великого Поста, в субботу перед Прощеным Воскресением, Святая Церковь молитвенно обращается ко всем преподобным в подвиге просиявшим. И здесь ключевым понятием является подвиг, который заповедан и нам. Не бездушное и бездумное, доведенное до автоматизма обрядовое участие в богослужении, с ожидаемым гарантированным результатом за усердие. Подвиг – это живое стремление к личному единению с Источником Любви. Само присутствие за Литургией предъявляет к нам требования нравственной чистоты и жертвенности. Покаяние и любовь делают нас причастными смирению и любви, пример которых дал нам Сам Господь. Эта причастность Его кротости и доброте делают нас способными принять и Святое Причастие. Этому нас учат и святые, оставившие нам свои молитвы, к которым мы обращаемся во время приготовления ко Святому Причащению.
Нам надо остерегаться искажений в духовной жизни, которые часто связаны с неправильным пониманием церковных таинств и почитания святых. И то и другое нерасторжимо связано с покаянием и устремлением души к небу. Но земная наша оболочка и земной наш рассудок сеют плевелы в душе и полагают препятствия на ее пути к Богу. Все чаще приходится встречать утилитарное отношение к Святому Причастию, когда для достижения телесного здравия или земного благополучия предлагается в виде рецепта даже ежедневное причащение. В этом предложении, которое полностью исключает аспект приготовления к принятию благодати, отсутствует осмысление происходящего и преобладает полное забвение любви к Спасителю. Единение со Христом уходит на второстепенные позиции, на первый план выходит посюсторонняя реальность и размышления о формальном членстве в Церкви. Доходит до того, что среди верующих распространяются убеждения, что ежедневное причащение исцеляет все болезни и особенно такое заболевание как бесплодие. Покаяние, таким образом, здесь совсем отменяется. Ко всему добавляется еще совет молиться конкретному святому о даровании желаемого пола у ожидаемого младенца. В итоге мы приходим к кощунственному уподоблению Церкви аптеке, а святых – сотрудникам этого стола заказов, в котором нам обязаны предоставить гарантированные качественные товар и услуги, на которые мы имеем полное право. Но мы забываем, что даже телесный результат, который имеет совсем не главное значение в церковной жизни, достигается только преуспеянием в жизни духовной. А духовная жизнь выстраивается постом, молитвой, покаянием, воздержанием, которые раскрывают человеческую личность для преображения Духом Святым. Протопресвитер Александр Шмеман предупреждал, что «никакая форма и даже самая христианская по существу и по происхождению не спасает «магически», если она не наполнена Духом и Истиной, которыми она оправдана и которым служит».