6+

Два возраста Боттичелли

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»

Сандро Боттичелли. «Мадонна делла Лоджиа»

Эфир 25 января 2020 г.

 

В зале Леонардо да Винчи в Эрмитаже продолжается выставка Сандро Боттичелли «Мадонна делла  Лоджиа», где представлена одна из ранних работ флорентийского живописца из музея «Галереи Уффици». И здесь же представлена поздневизантийская икона из собрания Эрмитажа «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)».

Ольга Махо. ФОТО - Наталья Сидорова

Ольга Махо. ФОТО — Наталья Сидорова

Рассказывает заведующая Методическим сектором Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа Ольга Георгиевна Махо:

«Мадонна делла Лоджиа – это очень раннее произведение Боттичелли, ее относят к 1467 году, когда завершается пребывание Боттичелли в мастерской его учителя Филиппо Липпи. Эта Мадонна отличается от того образцового, классического Боттичелли, который знаком и любим многими поклонниками искусства Ренессанса. Сам типаж Мадонны и в особенности типаж Младенца Христа – крепкого, круглолицего, пухлощекого – все это близко к тем образам, которые встречаются в живописи Филиппо Липпи. Также в творчестве Филиппо Липпи значительную роль играло большое внимание к линии. Это внимание к линии, безусловно, наследовал Боттичелли. В Мадонне, которая «к нам приехала», присутствует внимание и к форме, и к линии, и это к середине XV века было в высшей степени показательно».

 

Каково различие «сближения с человеческим» у итальянских художников и в иконописной традиции?

 

«У Боттичелли и вообще в итальянском искусстве Возрождения мы видим движение в сторону «сближения с человеческим», которое интерпретируется по-другому, чем в иконописной традиции. В иконописной традиции это именно эмоциональная окраска, обращающая внимание к духовной сущности. Начиная с Джотто, который тоже идет в сторону большей человеческой окраски образов, эта линия чрезвычайно мощно развивается в искусстве Ренессанса. Икона воспринимается гораздо более камерным произведением, она обращается к каждому отдельному человеку и говорит с ним на каком-то интимном уровне. Что же касается Мадонн Боттичелли и ренессансных Мадонн, то, глядя на них, возникает внутреннее ощущение необычайной грандиозности образа. И это удивительное свойство образов эпохи Возрождения, которые, с одной стороны, «вочеловечивают» священных персонажей все более и более, с другой стороны, придают им в этом качестве необычайно грандиозный масштаб».

 


О живописных канонах Византии и Западной Европы

 

«Всякий образ Богоматери восходит к образу, созданному евангелистом Лукой. В отличие от Византии, где существовало то, что называется каноном (и это не поверхностное правило – изображение направо, налево, фиксация определенного цвета, а философская система понимания сущности христианского искусства, которая, с одной стороны, глубоко развита и широко разветвлена, и, вместе с тем, именно канонична, т.е. воспринимается как закон, который должен соблюдаться неукоснительно), в Западной Европе такого, по существу, не сложилось. И хотя можно видеть некоторые правила, которые будут отличать изображения романского периода, образы, созданные в готический период, тем не менее, системы, которая должна диктовать правила, соблюдаемые неукоснительно, в Западной Европе не сложились. Поэтому и могло возникнуть Возрождение, почему его никак не могло случиться в Византии».

 

О произведениях Боттичелли в собрании Эрмитажа

 

«В этот короткий период (период проведения выставки) есть уникальная возможность увидеть самого-самого «раннего» и самого-самого «позднего» Боттичелли, потому что в Эрмитаже есть две совсем небольшие работы Боттичелли, которые относятся к более позднему периоду его творчества. Из собрания Строгановых после национализации в Эрмитаж поступило четыре небольшие доски. Две с изображением сцены Благовещения, были затем Советским правительством отправлены в Москву. Сейчас они в ГМИИ им. Пушкина. А наши две (возможно, они от одного алтаря, возможно, и нет) – это изображения св. Иеронима и св. Доминика. Эти произведения находятся в зале, расположенном рядом с залом Леонардо. В этом же зале висят работы Филиппино Липпи – сына учителя Боттичелли, который, в свою очередь, стал учеником и сотрудником самого Боттичелли. Раннее Возрождение в Эрмитажном собрании, в силу объективных причин, представлено не так хорошо, как нам бы этого хотелось. И эта выставка дает возможность посмотреть на многие вещи шире, увидеть и Филиппо Липпи, и Боттичелли, как «раннего», так и «позднего», и Филиппино Липпи, что дает возможность цельно почувствовать образ Флорентийской живописи XV века».

 

Выставка действует до 16 февраля 2020.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru