Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: протоиерей Владимир Сорокин
Прямой эфир 21 февраля 2016 г., 16:30
часть 1 часть 2
Протоиерей Владимир Сорокин: Есть люди, которые убеждены, что они должны жить в окружении врагов. А я хочу жить в окружении друзей.
Классовая борьба, которая нам была присуща – делить людей на классы, есть и сейчас. Когда я читаю нынешних «ортодоксов» или «антимодернистов», как они себя называют, я думаю – живите на здоровье, но почему вы на нас давите? Я Патриарха знаю с детства, я его принимал в семинарию, и знаю, что он – православнейший, мудрейший человек, аналитик, чтобы он пошел на компромисс – такого я в мыслях не допускаю.
Александр Крупинин: Кстати, есть высказывание митрополита Илариона, что вероучительные вопросы не обсуждались на встрече Патриарха и Папы.
Протоиерей Владимир Сорокин: Не обсуждались и не собирались их обсуждать, потому что нет необходимости.
Александр Крупинин: Все-таки нужно мечтать, чтобы нашли мы что-то общее.
Протоиерей Владимир Сорокин: Должны работать те православные принципы, которые были выработаны. Был до революции известный историк Василий Васильевич Болотов, он систематизировал, что нужно требовать для обязательного исполнения (догмат). Догмат обязателен для всех, везде и всегда. А есть богословское мнение святого отца (теологумен). У святых отцов тоже есть разные мнения, со своими нюансами. А есть третья категория – частное богословское мнение, на которое имеет право каждый человек. Было частное богословское мнение у отца Павла Флоренского (софиология), у отца Сергия Булгакова (мариология).
Каждый человек имеет право на частное богословское мнение, но у нас не привыкли к такому. У духовно развитых людей возникают вопросы, которыми хочется поделиться с другими. Господь дал нам свободу. Поиск, любопытство не запрещены. Апостолу Фоме Господь не запретил «осязать ребра», потому что любопытство – это положительное качество. А у нас: я так сказал, а если ты по-другому, то ты уже еретик. Это совершенно неправильно. У нас закомплексовано сознание, и оно повергает нас в эти крайности: то крайние «ортодоксы», то уж такие «либералы». Надо научиться вести диалог, обмен мнениями, как во взаимно сообщающихся сосудах.
Александр Крупинин: Да, ведь могло быть одно Евангелие, не зря же оставили четыре.
Протоиерей Владимир Сорокин: Было и такое движение в древней Церкви, когда сказали: будет одно Евангелие. Тогда взяли Евангелие от Луки и прибавили то, чего нет, от Матфея, от Марка – не прошло, Церковь приняла четыре редакции, потому что посчитали, что это сужение Божественного ведения.
Александр Крупинин: И в этом есть образ того, как нам надо поступать.
Протоиерей Владимир Сорокин: В этом есть мудрость, свобода творчества, поиск, человека Господь создал для поиска, а почему же мы должны его сужать?
Вопрос слушателя: Низкий поклон и многая лета нашему драгоценному Патриарху за его мужество встречи с Папой во имя мира и любви, укрепления Православия. А кто говорит об отце Василии Ермакове, что он выступал против экуменизма – да, но он говорил: читайте утреннее и вечернее молитвенное правило, и оно вас научит. Будешь читать правила – не будешь учить Патриарха, а у Патриарха будешь учиться.
Протоиерей Владимир Сорокин: Я знал отца Василия Ермакова, он был человеком миролюбивым, мы с ним были большие друзья. Мы действительно с большой осторожностью относимся сейчас к экуменизму, когда экуменизм сейчас превратился в некоторую вседозволенность в моральных, нравственных вопросах.
Александр Крупинин: Тут же идет речь не о моральных вопросах, а об объединении Церквей.
Протоиерей Владимир Сорокин: Это вначале была такая идея, а сейчас эта идея тоже есть, но она разбавилась тем, что кто-то признает и однополые браки, и женское священство, и прочее. А католики – нет. Очень ценно в этом совместном Заявлении, что мы признаем брак мужчины и женщины, и что мы против эвтаназии – радоваться нужно. Посчитайте: католиков на сегодняшний день полтора миллиарда, а нас, православных, двести миллионов. Представьте, такая сила – почти два миллиарда людей говорят: вот у нас общий подход к решению таких нравственных вопросов, как брак, мир и к тому, что мы не соперники. Представляете, как увеличивается мощь христианства за счет этого объединения. Действительно – в единстве сила.
Александр Крупинин: Патриарх выступил на тему общения (это не только молодежи касается), о том, что в последнее время в связи с развитием виртуального общения (все эти электронные средства связи) люди перестают общаться между собой, лично, лицом к лицу. Вы замечали такое?
Протоиерей Владимир Сорокин: Я замечаю это. У нас в Горном университете теперь сайт создан для храма, чтобы молодые люди могли через сайт общаться. А в храм им, видите ли, приходить – это ж надо приходить, общаться, а я замечаю, что у них даже ограничен словарный запас, воображения маловато, мыслят маленькими формулами, а о душевном общении речь не идет. Общаются через интернет, переписываются, сидя рядом, это очень обедняет человека душевно, духовно.
Господь создал такую форму общения – в единодушии, когда люди пребывают в совместном служении, в труде. Это очень большая опасность, люди просто дичают, а сколько случаев, когда люди, молодые, приходят к заключению, что им уже и жить не стоит, и психика у них «едет». Но что делать? Вот в Горном университете тоже вынуждены были сделать сайт для храма, в соборе у нас теперь сайт, теперь в каждом храме есть свой сайт. Это само по себе нормально, но когда люди перестают общаться лицом к лицу – это плохо. Единственным местом, где сохраняется возможность общения друг с другом – это христианский православный храм, где люди приходят на богослужение, а после службы общаются. Мы создаем условия, чтобы у людей была такая возможность, это самая главная положительная черта в Церкви, и нужно стремиться к тому, чтобы у людей была возможность на приходе общаться, тогда это будет нормально.
Александр Крупинин: У меня связанный с этим вопрос по поводу того, что «любовь возможна только в семье» (из дайджеста новостей).
Протоиерей Владимир Сорокин: Это же неоспоримо. Есть семья в узком понимании, но мы говорим «приход – это семья». Святейший Патриарх, когда говорил об этом, то он имел в виду, что лучший и самый полный вариант, когда семья: мама, папа, дети и все прочее. Но Церковь дает возможность почувствовать семью шире, чтобы одиночества не было, это борьба с одиночеством.
Александр Крупинин: Говорят, что традиционная семья основана на любви. Но раньше, когда создавалась традиционная семья, никто о любви не думал. Это уже современная идея, модернисткая, что семья должна создаваться на любви. А раньше даже малознакомые люди вступали в брак: договаривались, соединяли их.
Протоиерей Владимир Сорокин: Потом эта семья становилась крепче и крепче, любовь проявлялась.
Александр Крупинин: То ли да, то ли нет.
Протоиерей Владимир Сорокин: Но как-то же сохранялись семьи. Я думаю, что это идеальная форма, и надо стремиться к идеалу. Но как его привить молодому поколению? Вседозволенность сейчас очень сильно разъедает, эта интернетская вседозволенность – это ужасно.
Звонок слушателя: Я хочу поддержать отца Владимира. Да, у нас люди живут в страхе, все время боятся врагов. И даже не то что внешних врагов, а и внутренних врагов: нашего президента, например, или говорят, что начальник плохой.
Александр Крупинин: У нас есть статистические данные: за 10 лет уменьшилось на 15% количество людей, которые считают, что Церковь должна оказывать влияние на принятие государственных решений.
Протоиерей Владимир Сорокин: Я хотел по этому поводу сказать: что понимается под словом Церковь? Вот здесь Церковь значит батюшки, Патриарх и все прочее, но это узкое понятие. Здесь не совсем правильные акценты. Вот скажите: Десять заповедей – это Церковь? Или это не Церковь? Вот в школе, в обществе Десять заповедей должны быть основой бытия нашего гражданского общества? Десять заповедей – это религиозная часть или нет? Они в Библии содержатся, в Коране, но это же не означает, что они религиозные, верно? Церковь говорит: давайте в систему образования, в основу, положим Десять заповедей – о почитании родителей, о том, чтобы не воровали, не завидовали. Церковь отождествляют с какой-то группой людей или с религией, но Церковь за свое тысячелетнее бытие вобрала в себя те ценности (духовные, нравственные), которые являются незыблемыми, обязательными.
Александр Крупинин: Это, наверное, должно быть через тех людей, которые принимают решения, что они воспитаны на этих заповедях, являются какими-то крупными чиновниками и действуют в своей жизни в соответствии с этими заповедями.
Протоиерей Владимир Сорокин: Вот эти подсчеты, когда говорят: Церковь на столько-то процентов понизилась или повысилась, – это приучает людей к такому мнению. А нужно прививать людям категории вечности, Десяти заповедей, фундаментальных основ, и тогда сопоставлять: вот эти заповеди применяются среди верующих вот таким образом, а среди такой-то категории людей по-другому. Если бы эти классические нормы морали, отношений людей, если бы они лежали в основе и на это как-то ориентировали категории людей, я бы тогда понимал. А вот эти все цифры, которыми они ошарашивают: сегодня там увеличилось, завтра уменьшилось…
Александр Крупинин: Они понимают Церковь не как мистическое Тело Христово, они понимают как некую общественную организацию, которая существует также как общество охотников и рыболовов или общество любителей литературы.
Протоиерей Владимир Сорокин: Хорошо, а, например, баптисты, лютеране, те же католики – они входят в это понятие у них или нет? Или это только православные?
Александр Крупинин: Я думаю, только православные.
Протоиерей Владимир Сорокин: Тогда это еще хуже. Тогда надо называть и давать какие-то более конкретные исследования, а то они говорят этими цифрами, а я, когда их слушаю, я спрашиваю: почему нельзя в школе с первого до десятого класса изучать Десять заповедей, и чтобы человек знал, что нарушение их – это нарушение Божиих заповедей. А другой человек скажет: это общечеловеческие ценности. Да как хотите называйте, но скажите, что это обязательное условие для того, чтобы ты в этом обществе существовал и был сам цивилизован, и общество было бы от тебя цивилизованно. И тогда уже отталкиваемся от этого, как религия это воспроизводит, как философия. Тогда это другой вопрос.
Александр Крупинин: То, что Вы говорите, это вообще бесспорно.
Протоиерей Владимир Сорокин: Так и надо с этого начинать.
Александр Крупинин: А тут имеется в виду совершенно другое: имеется в виду, имеет ли Церковь в лице своего руководства право влиять на принятие конкретных решений государственной власти.
Протоиерей Владимир Сорокин: Хорошо. Вот имеет ли право Церковь сказать: включите в систему образования Десять заповедей? И что это будет? Вмешательство, что ли? То, что Церковь проповедует, она ведь все время говорит об этих заповедях, об этих нормах морали.
Мне кажется, что в обществе нужно искать те точки, те фундаментные основы, которые помогут нам чувствовать себя братьями и сестрами в исполнении одних и тех же требований и законов.
Текст: Н.М. Лукьянова