6+

«Эти красочные картины из прошлых веков были для Глазунова обращением к идеалу Древней Руси»

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

Александр Константинович Глазунов

У монастыря

 

В 1887 году безвременно ушел из жизни Александр Порфирьевич Бородин. Композитор оставил незавершенными два своих значимых произведения: Третью симфонию и оперу «Князь Игорь», над которой трудился в течение двадцати лет. Незадолго до смерти Бородин проигрывал своим близким фрагменты из этих сочинений. Закончить произведения в память о друге взялся Римский-Корсаков, который привлёк для этой работы своего 25-летнего ученика Александра Глазунова, обладающего исключительной музыкальной памятью: современники утверждали, что Глазунов после одного прослушивания мог записать партитуру целой симфонии. В результате совместных трудов оба произведения были восстановлены и оркестрованы в стиле Бородина. Это был настоящий творческий подвиг – и подвиг настоящей дружбы.

А для Глазунова эти труды стали своего рода продолжением занятий у Римского-Корсакова. Он увидел, как на практике работает этот выдающийся мастер оркестровки, как воплощаются в партитурах красочные и величественные образы бородинской музыки.

Не будет преувеличением сказать, что это погружение в музыкальный мир своих замечательных предшественников – Римского-Корсакова и Бородина – стало для Александра Константиновича Глазунова источником многих его произведений, среди которых в первую очередь нужно назвать симфоническую картину «Кремль», созданную вскоре после завершения работ над партитурами Бородина. Даже названия трех частей картины сразу адресуют к музыкально-эпическим образам «кучкистов»: «Народное празднество», «У монастыря», «Встреча и въезд князя». Эти красочные картины из прошлых веков были для Глазунова обращением к идеалу Древней Руси, недостижимому, но такому притягательному для многих русских художников и мыслителей.

В этой музыке, конечно, множество отсылок к творчеству предшественников Глазунова – вплоть до замечательного «колокольного эпизода», вызывающего в памяти целый ряд подобного рода музыкальных картин русских композиторов. Можно даже сказать, что симфоническая картина «Кремль» – это своего рода обобщение образов и художественных приемов участников «Могучей кучки». Но нельзя не отметить и особенностей, присущих именно музыке Глазунова – прежде всего, непременную ее лирическую составляющую, придающую светлый и гармоничный колорит большинству сочинений композитора. И, кроме того, особую, «глазуновскую» манеру оркестровки – важное место в этой партитуре занимают любимые композитором духовые инструменты. Мастерски смешивая тембровые краски, Глазунов создает насыщенное и одновременно мягкое звучание оркестра. И вот уже перед нами удивительный музыкальный пейзаж, заставляющий вспомнить многие знаменитые картины русских художников…

 

В «Маленьком концерте» симфоническая картина «У монастыря» Александра Константиновича Глазунова звучит в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова.

 

Программа «Маленький концерт» на Сервисе скачиваний


 

Другие передачи о музыке:

 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru