Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 102
Программа Екатерины Степановой.
Эфир 30 января 2019 г., 10.45
В нашем прошлом выпуске мы коснулись истории Строгановых. «Коснулись», потому что невозможно в десять и даже двадцать минут подробно только просто перечислить все то, что делали Строгановы на Урале. Но небольшой, очень общий обзор мы все-таки начали, иллюстрируя его рассказом о тех артефактах, связанных со Строгановыми, которые представлены на шестой выставке проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». И если в прошлый раз мы говорили об освоении Строгановыми этих земель, о солеварении, то сегодня вспомним о том, что этот род дал русской культуре целую школу церковно-прикладного искусства.
Рассказ о выставке «Предчувствие Севера. Пермский путь» продолжает ее куратор, Президент Пермской художественной галереи Надежда Владимировна Беляева.
«Мы стоим в зале, где представлен Строгановский комплекс – это шитье, это книги, это литургические предметы. Драгоценнейшие вещи! А ведь у них было 78 храмов в XVIII веке. Они и привозили сюда такие вот вещи, и здесь были иконописные мастерские, и в столице заказывали драгоценные вещи. С наших позиций это сегодня не очень понятно – ну живет населения три тысячи человек от силы, и создаются такие храмы, и такое богатство в этих храмах. Не устаю повторять, что, по моему разумению, они приходили сюда точно, чтобы создавать что-то, не только уничтожать и потреблять то, что дано природой. Поэтому они понимали свою задачу таким образом, что и дать народу, но и спросить по полной программе. Но при этом ты должен дать. Поэтому открывали школы, библиотеки, работали театры. Они посылали обучаться своих крепостных не только в столицу, но и заграницу. И тот же Воронихин тому пример. В отличие, скажем, от Демидовых, которых полтора века династия. Но как говорят ученые, они выкачивали все возможности, все ресурсы брали до конца и уходили. А крепостные говорили «не дай Бог быть крепостным Демидовых, лучше умереть». Несмотря на то, что они тоже возводили храмы и церкви. А о Строгановых память не сохранила жестоких историй.
У Строгановых здесь были первые заводы медные. А вообще первый город-завод на Урале был Дедюхин. Там тоже соль получали. Это был первый завод, который сейчас затоплен. И здесь же был сформирован горный округ в Кунгуре. Уже потом его перенесли в Екатеринбург. И Татищев сюда приезжал. В общем здесь мы показываем медную продукцию наших заводов. С одной стороны Демидовы, с другой стороны Строгановы. Здесь лица одной эпохи. Начинается промышленность, начинается металлургия, как тогда называли «металлоделательные заводы». Это уже другая река жизни, другая масса людей, другие типы людей, это уже изменившийся пейзаж даже. И для нас это важно проследить, как меняется человек с освоением этих земель.
И вот что интересно – на одной из фотографий наш художник обнаружил, что висела в цехе икона. Прямо в цехе висела. И поэтому мы купили кирпич аутентичный, не современный, выложили стенку по примеру тех, что представлены на цеховых фотографиях, и повесили икону Архангела Михаила.
И вот мы видим продукцию наших металлоделательных заводов. С одной стороны, это Строгановы – совершенно уникальная Софья Владимировна Строганова, о которой нужно снимать фильмы, о которой нужно издавать книгу. Это женщина, которая с десятками миллионов в минусе получила пермские имения. В результате не только восстановила утраченное, но и добавила, развила производство, увеличила доходность и т.д. Впервые в России Софья Владимировна ввела пенсии крепостным. Совершенно уникальная женщина, как сегодня бы сказали «первая бизнес-вумен».
Это и продукция других наших заводов – напольные плиты. Их в церквях обычно клали. Заводы отливали не только металл для пушек, для снарядов, для рельсов, потому что уже строится горнозаводская дорога, но и, будем говорить так, выпускали товары народного потребления. Это, конечно же, архитектурные украшения – вот львы, они явно стояли где-то у домов, это плиты. И это просто предметы – вафельницы, например, с большими длинными клещами и формой, чтобы в печку ставить и не обжечься, какие-то интерьерные вещи, например, этот жук, снимать калоши. Такая необычная шутка, но известная в свое время. Даже какие-то заказные портреты на металле. Это металлоделательный завод Добрянки. А вот подставка для люльки – цепляешь люльку за крюк, и она качается.
Здесь же представлены работы крепостного художника Дощеникова, который жанровые сцены писал.
Ну и еще архивные вещи, предоставленные нам Пермским государственным архивом. Герб Лазаревых на пергаменте. Рядом греб Всеволожских, которые построили первый русских пароход на Каме, это уже наша коллекция. И рядом экслибрисы в виде вариации на герб Строгановых.
Мы можем видеть, как устраивались города-заводы на реке по работам неизвестного крепостного художника. Они строились, как правило, на реке, потому что это транспортировка продукции. В центре города был пруд, а дальше уже селились, в зависимости от сословия – одни в центре, другие по окраинам. По этому принципу строились все города. В XVIII веке здесь был самый крупный индустриальный центр в Европе. Это была самая крупная горнозаводская цивилизация в мире».
Надежда Владимировна высказала очень важную мысль – «нам интересно проследить, как меняется человек с освоением этих земель». Действительно, со сменой производства, техники, с изменением окружающего ландшафта и люди меняются, как внутренне, так и внешне. Это видно даже по портретам, представленным на выставке. Но неизменной остается способность к творчеству, желание творить, создавать какие-то произведения, но уже из новых материалов. И зал с художественным литьем это очень хорошо демонстрирует. Так же и в живописи – эти изменения человека, природы были подмечены и художниками. Этому посвящен последний зал экспозиции. Он почти полностью наполнен какими-то жанровыми сценками из жизни дореволюционной Перми. Очень интересными, кстати. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.