Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
Людвиг ван Бетховен. «Лунная соната»
АУДИО
Это одна из тех мелодий, ради исполнения которой многие отдают своих детей в музыкальную школу – или же начинают сами заниматься музыкой. Музыкальные критики говорят, что эта музыка обладает «самой редкой и самой прекрасной из привилегий – нравиться и посвященным, и профанам».
Во всем мире эту музыку знают как «Лунную сонату» Бетховена. Сам композитор не давал своей сонате такого названия, но оно прочно «приросло» к этому произведению, настраивая и слушателей, и исполнителей – причем не только любителей-дилетантов – на целый ряд образов и ассоциаций, которые довольно далеки от замысла композитора.
Анализируя сложный и многозначный музыкальный образ, созданный Бетховеном, историки музыки обращают внимание на некоторые отсылки к музыке XVIII века, а именно к музыкальной символике баховских «Страстей», позволяющие понять характер этой части сонаты без помощи и романтических пейзажей. Кроме того, в музыкальную ткань сонаты парадоксальным образом вплетены ритм и интонации траурного марша, которые словно перебивают плавное движение переливающихся арпеджио в скорбном, «баховском», до диез миноре, создавая сложнейший и прекраснейший образ скорби и любви, сплавленных воедино. Можно вспомнить здесь удивительные слова Чехова: «Красоту человеческого горя может передавать одна только музыка…».
В «Маленьком концерте» первая часть «Лунной сонаты» Бетховена звучит в непревзойденном исполнении Владимира Горовица. Запись 1956 года.
…
См. также
Другие выпуски программы Ольги Суровегиной «Маленький концерт»: