«Читательский клуб»: читаем и обсуждаем
А.С.Пушкин. Скупой рыцарь
«Читательский клуб» на радио «Град Петров» приглашает открыть для себя новые книги или перечитать давно знакомые и любимые вместе с участниками клуба – студентами Русской Христианской Гуманитарной Академии Германом Журавским, Евгением Масловым и филологом и философом Мариной Михайловой.
Евгений Маслов:
Какой же он рыцарь, если он – скупой? Значит, это ненастоящий рыцарь, это просто – не рыцарь. В этом и есть маленькая трагедия – то, что есть такие скупые рыцари; то, что гость пришел – но гость каменный, и так далее. Мы говорили уже, что само название «Маленькие трагедии» – это оксюморон, но ведь это реальность…
Марина Михайлова:
Я вдруг прочитала «Скупого рыцаря» как историю про отцов и детей. И вспомнила, что ведь у Пушкина были проблемы примерно такого рода с его отцом, знаменитым своей «щедростью». И это проблема, которая знакома очень многим из нас – даже если у нас нет шести сундуков, набитых золотом. Перед нами тоже встает этот вопрос: что для нас важнее – имение или отношение? Все отдать, или хотя бы поделиться, и сохранить теплоту, радость, близость – или остаться при своих сундуках в гордом одиночестве.
Герман Журавский:
Замечено, что Пушкин не дает никаких указаний актерам в своих трагедиях. Когда Гоголь пишет «Ревизора», там есть «предуведомление для господ-актеров», и у Гоголя все на своем месте, так, как мыслит сам автор. А Пушкин доверяет – и актерам, и нам. Мы сами должны во всем разобраться.
Евгений Маслов:
Да, Пушкин пускает нас в свою игру.
Марина Михайлова:
Это страшная история, в которой нет правой и виновной стороны. Интересно при этом, что нам внятна логика каждого из персонажей, но вместе с тем нам ужасно солидаризироваться с этой логикой.
Евгений Маслов:
Просто не получится стать на ту или иную сторону, просто не выйдет.
Марина Михайлова:
Ведь речь здесь идет не о банальной жадности или скупости. Это история – про любовь, про страсть.
Герман Журавский:
Не только про любовь, но и про верность, и про служение. Это абсолютно грандиозная фигура, это человек с идеалами – причем он верен своим идеалам, и в этом-то и ужас, что это не просто какой-то старый скупой дурак. Это человек, каких еще поискать! И в этом корень всех «Маленьких трагедий». Пока мы не рефлексируем над этим, нам кажется, что есть низкая жизнь, простая, бытовая – а есть высокое, есть идеалы. И все низкое, ужасное, злое происходит в «низкой» жизни. А есть великие вещи в высших сферах идеалов и принципов! Но Пушкин говорит страшную вещь: нет правды на земле – но нет ее и выше, и даже в сфере идеалов могут происходить чудовищные вещи.
Марина Михайлова:
В этой трагедии – зерно всего остального. Отсюда и «Пиковая дама», и Достоевский, где беспрерывно именно из-за денег возникают драмы и трагедии – и до сегодняшнего дня это происходит. За деньги и сегодня можно убить человека, мы это знаем, к сожалению.
«Читательский клуб» в эфире еженедельно по пятницам в 21.40 с повторением в субботу в 15.00.
См. также: