6+

Эволюция революционных матросов

Программа Екатерины Степановой

«Радиоэкскурсии»

Выставка «Кронштадтская трагедия в фотографиях братьев Булла» в Музее политической истории России

Эфир 14 марта 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

В Музее политической истории, в атриуме, открыта выставка, посвященная 100-летию Кронштадтского восстания. Она называется «Кронштадтская трагедия в фотографиях братьев Булла» и является частью большого проекта «Кронштадтский лед». Этот проект объединил в себе несколько выставок в различных музеях – в Музее истории Кронштадта, в Музее Форта Риф, в Военно-медицинском музее и в Музее политической истории России.

 

В современной историографии до сих пор нет однозначной оценки событиям февраля-марта 1921 года. Из советской историографии тянется мнение, что это был контрреволюционный белогвардейский мятеж, каковым восстание моряков объявили большевики.

 

Современная историческая наука, конечно, отказалась от таких бутафорских шаблонов, тем более, что ни контрреволюции, ни белогвардейцев даже близко не было. Против большевицкой узурпации власти выступили революционные матросы, которые, собственно, и делали революцию в 1917 году, и это те же самые матросы, которые участвовали в обороне Петрограда против Белого движения.

 

Так кто против кого выступил и почему?

 

Самое удачное определение, которое нашли историки, звучит так – красные против красных. «Краса и гордость революции», как назвал балтийских матросов Лев Троцкий, возмутилась искажением целей и задач, ради которых они делали революцию, стала выяснять причины, и все это вылилось в восстание, которое стало для большевиков серьезным вызовом. И они не были к нему готовы.

 

Тем не менее «мятеж» было решено подавить, и сделать это максимально жестко. Что и было выполнено. Не сразу, с большими усилиями, но восстание было подавлено.

 

В процессе подавления руководство Петросовета сделало заказ в фотоателье братьев Булла, чтобы они запечатлели это историческое событие. На снимках отображены и войска, брошенные на подавление – до и после атак, – и последствия боевых действий в Кронштадте и Ораниенбауме. Часть фотографий носит постановочный характер по вполне понятным причинам – в то время техника еще не позволяла делать быстрые репортажные снимки.

 

Постановочные фотографии… Заказ Петросовета… Звучит не очень обнадеживающе. Что же ценного мы можем узнать из заведомо заказных фотографий? Оказалось, что вовсе немало. И даже такие документы через 100 лет могут пролить свет на то, как же на самом деле подавлялось восстание, и каково было к нему отношение.

 

Рассказывает один из кураторов выставки, старший научный сотрудник Музея политической истории России Леонид Владимирович Кудзиевич:

 

Леонид Владимирович Кудзиевич

 

«Эта коллекция досталась нашему музею по наследству от Государственного музея революции, в который они поступили в 1926 году двумя партиями – большей и меньшей. Меньшая, судя по состоянию фотографий, могла использоваться на выставке к 5-летю событий. А большая часть поступила уже в конце 1926 года от руководителя Петрогосиздата и потом Ленинградского отделения Госиздата Ильи Ионовича Ионова. Эта группа наиболее интересна. Помимо того, что на всех фотографиях есть штамп фотоателье «К.К.Булла»», которым ателье пользовалось, видимо, еще в течение первой половины 20-х годов, но они еще все имеют и подписи. И подписи эти сделаны, судя по многим деталям, прямо по горячим следам событий. Скорее всего, сотрудники фотоателье братьев Булла после того, как сделали эти снимки и отпечатали их по заказу Петросовета, они же или редакторы издательства Петросовета сделали все эти подписи в качестве пояснений для дальнейшего использования в различных изданиях. Очень ценно именно то, что это отпечатки и подписи почти уже 100-летней давности, т.е. не являются результатом какой-то исследовательской позднейшей работы.

 

Также эта коллекция позволяет вернуть имя большому числу фотографий. Если вы поищете фотографии «кронштадтский мятеж» или «кронштадтское восстание» в Интернете, то вы получите значительное число снимков, которые представлены на выставке. Но даже на сайтах архивов кино и фото эти фотографии имеют подпись «автор неизвестен». И то, что все эти фотографии имеют штамп, они позволяют вернуть имена – Виктор Булла, Александр Булла.

 

Многие комментарии на фотографиях позволяют понять, что же именно на них изображено, и понять те детали, которые, может быть, не сразу видны на изображении. Например, три фотографии Минского полка. Одна из этих фотографий даже встречалась в одной из книг, посвященных Кронштадтским событиям. И даже была там подпись, что это Минский полк. Видимо, это был другой отпечаток, который имел такую же подпись. Но эти подписи никогда не были расшифрованы. А тут то обстоятельство, что у нас три разных фотографий, т.е. целая группа фотографий этого полка, и детальное изучение архивных документов об этих событиях, все это позволило прийти к выводу, что это мог быть запечатлен только один момент из истории этого полка и его участия в подавлении восстания. На обороте подпись – «Минский полк на привале в Мартышкино – на пути в Ораниенбаум». Так вот, этот полк мог оказаться не в Ораниенбауме, куда он прибыл именно для участия в подавлении восстания, а в Мартышкино, только в один момент. Только 14 марта, когда они устроили бунт, ушли из Ораниенбаума в Мартышкино, это совсем рядом. И вот, видимо, в этот момент, мы можем сделать такое предположение, фотографы, которые приехали снимать бронепоезд, который располагался рядом, потому что там было очень удобное место для обстрела Кронштадта, возможно как раз в этот момент они оказались, в том числе, среди этих солдат. Фотография бронепоезда, на котором надпись, что это бронепоезд в Мартышкино, тоже представлена на выставке. И, судя по фотографиям, солдаты вполне дружелюбны к фотографу. Некоторые даже специально позируют.

 

Но, получается, что солдаты с оружием, это не те солдаты, которые готовятся идти в наступление, а это те солдаты, которые, наоборот, бегут от этого наступления, устроили бунт. И если внимательно рассматривать их лица, их одежду, их оружие, то видно, что они расслаблены, они явно не воодушевлены, а многие не особо довольны. Одежда у них тоже достаточно разнообразная. Т.е. это совсем не те красивые полки, которые строем идут по льду на многих официальных фотографиях.

 

Даже в таких условиях, т.е. в условиях вроде бы заказанной съемки, и историческая ситуация, и мастерство и работа фотографа, позволяют увидеть изнанку этих событий.

 

Они отказались стрелять в матросов. Это известно, что был один из важных лозунгов, чтобы не стрелять в революционных матросов. В других полках тоже, особенно в регулярных, политическая благонадежность именно в отношении линии партии была невысока. Многие полки пытались посылать делегатов, требовали литературы из Кронштадта. Поэтому большевиками велась серьезная политическая работа…

 

 

Все эти фотографии рассказывают разные истории, но, в том числе, и историю о том, как на самом деле сложно для советской власти проходило подавление Кронштадтского восстания.

 

— На выставке есть фотография с подписью «Северный заградотряд». Такое же ли значение имели заградотряды того времени, которое нам известно в дальнейшей истории, или они выполняли тогда другую функцию, и если да, то какую?

 

Функция была очень схожей. Она не была абсолютно такой же. Заградительные отряды в то время с одной стороны загораживали побережье от того, чтобы переходили агитаторы из Кронштадта. В первую очередь тогда в этом были их функции. Но заградительные отряды формировались из наиболее политически стойких, преданных людей. И во время наступления задача заградительных отрядов была именно направлять и удерживать солдат регулярных полков от бегства и отступления. Здесь еще не было такой ситуации, о которой мы знаем из более поздней истории этого явления, но, тем не менее, да, они этих солдат либо пытались отправить обратно, либо разоружали, сводили в определенные места, где ими потом уже занимались другие – выясняли что, почему… кого-то возвращали, а кого-то могли и осудить потом. Т.е. была и такая функция, безусловно.

 

Точки зрения историков на это событие могут быть разные, но я бы сказал, что это не первый раз, когда большевики подавляли сопротивление, потому что демонстрировать подобное нежелание считаться с чужим мнением большевики начали уже с 18-го года. Но это было последней, так сказать, точкой, последним гвоздем.

 

Да, еще были некоторые восстания более спонтанного характера – еще Тамбовское восстание было в 21-м году. Но здесь, пожалуй, очень четкий и жесткий сигнал, сама жесткость подавления этого выступления, как мне кажется, именно должна была окончательно продемонстрировать, что никаких переговоров относительно возможности поделиться властью большевики ни с кем вести не будут».

 

 

 

Нам бы хотелось обратить ваше внимание на всю сложность, с одной стороны, и кропотливость, с другой стороны, настоящей исследовательской работы в исторической науке. Даже, казалось бы, самый очевидный, однозначный источник может очень много рассказать об исторической правде, и даже через 100 лет вовсе перевернуть шаблонные представления о прошедших событиях. И выставка «Кронштадтская трагедия в фотографиях братьев Булла» – еще одно тому подтверждение.

 

Вход на выставку совершенно свободный – достаточно просто прийти в Музей политической истории и посмотреть ее в атриуме, в музейном фойе, даже не приобретая билет. Такой возможностью надо воспользоваться. Естественно, учитывая установленные на время пандемии ограничительные меры, т.е. имея при себе средства индивидуальной защиты и соблюдая дистанцию.

 

Выставка продлится до 25 апреля 2021 года.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

ФОТО

См. также:

«В Финляндии до сих пор живут потомки восставших 100 лет назад кронштадтцев»

К 100-летию Кронштадтского восстания. Историк Юлия Мошник рассказывает о судьбах моряков, ушедших после подавления восстания в Финляндию. Эфир 6 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

На Сервисе скачиваний:

СКАЧАТЬ

1921 год – это какой-то совершенно особенный год в истории Петербурга-Петрограда.

И, возможно, это последний год в истории России, когда самые главные, решающие, эпохальные события, влияющие коренным образом на всю историю страны и народа – происходили именно здесь, в нашем городе.

Конец «петербургской эпохи» в культуре очень хорошо показан в цикле Марины Михайловой «1921. Умер Блок. Расстрелян Гумилев».

Но главное общеисторическое событие 1921 года в России – это, конечно, Кронштадтское восстание.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru