Программа Дарьи Завьяловой
«Кино и театр»
Гость: историк кино Кирилл Пругалов
Тема: «На последнем дыхании» Жана Люка Годара
Дата: 8 октября 2021 г.
«На последнем дыхании» – фильм, разделивший историю кино на «до» и «после». Но чем может быть интересен он для нас, находящихся на берегу «после»? Действительно, из решительных новаторств Годара: ручной камере, полудокументальной съемке, рваному монтажу, да и отсутствию жесткого сценария – нам, зрителям 2021 года, удивляться не приходится. Все, что в 1959 году впервые вывел на экраны Годар, стало нашим практически основным киноязыком и траекторией его развития. Все смелее эксперименты с документальностью и отсутствием сценария. А уж про монтаж и говорить не приходится. Но даже если мы оставим в стороне идею о вечности искусства, а «На последнем дыхании», без сомнения, относится к выдающимся произведениям, то все равно для внимательного зрителя будет пространство для удивления, размышления и обращения к себе.
«На последнем дыхании – это то, как живет герой весь фильм. Выстрел в полицейского в самом начале – как запущенный часовой механизм, подталкивающий само время к неизбежному финалу. Да, герою предоставляется выбор – он может сбежать, или хотя бы попытаться это сделать. Но он выбирает смерть. И в этот момент фильм окончательно расстается с внешней жанровой оболочкой и вырастает до масштабов трагедии», – сказал гость программы историк кино Кирилл Пругалов.
Последняя сцена фильма, когда смертельно раненый герой Бельмондо бежит навстречу своему последнему дыханию, – это как отдельная часть фильма, смысловая ступень. Если до этого момента мы могли ценить богатство цитат, обращенных к литературе и истории, забавляться игрой-диалогом героев, любоваться атмосферой Парижа 59 года, то в последних кадрах мы понимаем, что герой фильма становится для нас Героем. За что умирал Мишель Пуакар: за возможность настоящей любви, для которой вовсе не обязательно быть взаимной; за правду кино, где, может быть, только и возможна эта настоящая любовь; за подлинную европейскую красоту, которую не понять чужестранке?
Фильм, казавшийся странной любовно-криминальной историей, вдруг оборачивается фильмом-загадкой, которую приятно прокручивать в сознании, пытаясь расшифровать, состыковать с собственным пониманием этических и эстетических концепций.
ВИДЕО