Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров»
Прямой эфир 31 октября 2021 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— День памяти жертв политических репрессий 30 октября
— церковное поминовение в День памяти жертв политических репрессий
— 280-летие Новгородской духовной семинарии
— Россия и монархия
— Новгородская республика
— интервью митрополита Тихона (Шевкунова), о монархии в России
— совместимы ли вертикаль власти и демократические ценности
— как связаны экономика и политический строй
— церковь и этнография, церковь и история
— «форма дух бережет» – принесла ли эта формула благо церкви?
— демократия и православие
— связаны ли репрессии и христианская жертва?
— Папа Римский по поводу экологии
— критика внимания католической церкви к экологии (кардинал Мюллер: епископы должны менять «религиозный климат», а не посвящать себя вопросам охраны окружающей среды и природы, заменяя политиков)
— должна ли церковь касаться «больных вопросов» современности?
— интервью Патриарха Кирилла журналу «Forbes France»
— консюмеризм и экология
— разрушенные храмы в России – нужно ли восстанавливать?
Протоиерей Александр Степанов:
Всякое государство, я думаю, ищет разумное сочетание вот этой вертикали власти, которая для России, наверное, действительно всегда будет немножко доминирующей, по сравнению с другими государствами, ну просто в силу огромной территории, очень разных народов, которые населяют, мы же всё-таки остаемся некоторым образом империей, да, то есть мы не национальное государство, как Франция, Англия и какие-то другие, где подавляющее большинство населения, которые задаёт вектор движения страны, всё-таки принадлежит определённой культуре и так далее, хотя сейчас всё это довольно динамически меняется, массовые миграции в Европу и так далее. Вот, но баланс между вот этой вертикалью и горизонтальными сетевыми структурами, которые возникают, то есть те, которые возникают снизу. И вот мне кажется, что перспектива какая-то развития России не в том, чтобы максимально зажать эту вертикаль и задавить всякую инициативу, как политическую, так и экономическую, культурную и так далее, да, подавить всякую свободу в угоду просто силовой структуре, которая будет получать какие-то бенефиции от того, что другие люди просто исполняют то, что им велят, вот это всегда будет модель, ориентированная на отставание и догоняние. Когда-то догоняли Америку, потом уже гораздо скромнее – давайте мы догоним Португалию или ещё что-то. То есть это модель, обречённая на, в общем, постоянное отставание.
…
Звонок в эфир:
Здравствуйте. У меня вопрос, почему в церкви такая тенденция – смотреть всё время назад? Люди же сейчас изменились, другой образ жизни, другие мысли в голове. Почему же нужно всё время оборачиваться назад и делать «как раньше»? Почему в церкви это поощряется?
Протоиерей Александр Степанов:
Может быть, сегодня это уже и не так сильно поощряется, но девяностые годы все прошли в церкви под знаменем возврата к сарафанам, кокошникам, смазным сапогам. Ну и так далее. Казаки вышли на авансцену с папахами и нагайками. Да, это, конечно, этнографический заповедничек, который пытались в церкви сделать. Отчасти этот фокус удался. Но это чистейшей воды подмена. Церковь не имеет ни малейшего отношения к этнографии. К истории она имеет самое прямое отношение, потому что сам факт Боговоплощения это факт исторический, а не факт какой-то философский, умозрительный. Христианство очень чувствительно и внимательно к истории, и это правильно. Но это не имеет никакого отношения к этнографии, каким-то обычаям, очень часто совершенно языческим, которые, да, в церкви существовали. То есть в народе существовали, в церковь как раз с этим боролась. В то время, когда она мало-мальски как-то стала отдавать себе отчёт, во что же мы всё-таки верим. Да. И вот там из всяких старых служебников рукописных стали выбрасываться молитвы полуязыческие, заговоры, чего там только не было.
Да, разумеется, быть христианином это не значит рядиться в какие-то допотопные одежды и стилизоваться под формы исповедания, которые практиковались в русской деревне 19 века.
Вообще вот эта формула: «форма дух бережет»… Вот я помню она очень была популярна в церковной среде в девяностые годы, многие мои знакомые священники меня всячески убеждали, что да, конечно, мы, может быть, стилизуемся, но очень важно создать правильные формы. Вот семья, причём за образец семьи бралась именно семья крестьянская, очень многодетная, с авторитарностью отца в этой семье. Всё это, конечно, очень плохо оправдывалось и, к сожалению, привело просто ко многим, я бы сказал, трагедиям таким семейным просто, да, когда муж считал, что он господь бог в семье и домостроевские модели пытались как-то адаптировать в сегодняшней жизни. А сегодня жизнь просто совсем другая. Поэтому очень сложно это всё, одно с другим, вот так сочетать, А, главное, не очень нужно. Гораздо более плодотворно, чтобы быть христианами, сосредоточиться на Евангелии. И вот проникнуться евангельским духом. И если этот дух как-то в семье, дух любви, дух взаимного слышания, слышания не только Слова Божия, но слышания другого человека как образа Божия, если вот этот дух утвердится, то вот здесь начнётся какое-то настоящее семейное христианство, малая церковь семья. А от того, что мы нарядимся тем или другим способом и вместо дзюдо будем заниматься кулачным боем, потому что это вот это наше, своё…
…
Александр Крупинин:
Бывший глава Конгрегации доктрины веры кардинал Герхард Мюллер выступил с заявлением, в котором подверг критике ряд тенденций в современной жизни католической церкви. Мюллер, прежде всего, подверг критике чрезмерную сосредоточенность иерархии католической церкви на экологической проблематике. По словам Мюллера, епископы должны менять «религиозный климат», а не «посвящать себя вопросам охраны окружающей среды и природы, заменяя политиков». Такие обязанности возложены в первую очередь на Папу Римского, миссией которого является «собрать всех христиан в исповедании веры. «Церковь нуждается в Папе как викарии Христа», – утверждает кардинал Мюллер, добавляя, что эта роль «в 1000 раз важнее, чем быть собеседником амбициозных политиков, псевдо-философов и журналистов, которые просто хотят лучше продать свои интервью».
Вопрос о чем, на самом деле, должна ли церковь, ну пускай будет католическая, касаться больных вопросов современности? Или церковь должна всё-таки в первую очередь объединять людей вокруг Христа?
Протоиерей Александр Степанов:
Конечно. Для меня это очевидно. Что это первоочередная её роль. Вот, и тут я бы с кардиналом Мюллером вполне согласился, потому что он всё-таки не обскурантист, так же, как и предыдущий Папа Бенедикт XVI, который, видимо, во многом солидарен с кардиналом Мюллером, что, действительно, можно слишком увлечься жизнью общественной в ущерб главной задаче церкви – всё-таки спасение человека для жизни вечной. Но. Ведь Господь даёт нам эту жизнь в этом мире, в мире Богом созданном, с его какими-то законами, в частности, экологическими какими-то законами, да, для того, чтобы мы его возделывали как райский сад, как было заповедано, а человек хищнически разбазаривает и грабит этот мир, высасывая все ресурсы, направляя всю свою активность на такое чрезмерное потребление. Вот это тоже очень важная тема и интересная. Это, по-моему, наш Патриарх говорил, что такой дикий капитализм в форме глобализма и культа потребления (консюмеризм), они, в общем, глубоко противоречат духу христианства, да и, в общем, многих других религий, которые призывают к определённому аскетизму. Потому что бесконечное удовлетворение своих потребностей, капризов каких-то и так далее, это всё совершенно не ведёт человека к спасению, не ведёт к Богу, не ведёт к обретению истинной жизни, глубины жизни, наоборот, распыляет по поверхности. В общем, опять-таки, здесь вопрос некоторого баланса. И я думаю, что вот глядя на католическую церковь и на папу Иоанна Павла и на папу Франциска, вот Бенедикт был другого немножко типа человек, создается впечатление, что да, они как-то слишком много идут на поводу просто у того, что сегодня модно, о чём надо говорить, вот надо быть всё время как бы в тренде, всё время в этой какой-то струе, в потоке жизни, и вот на всё, на всё реагировать, на каждый чих с разных сторон. Я думаю, что, конечно, церкви уместно было бы быть несколько более в этом смысле сдержанной. Вот к чему, видимо, кардинал Мюллер и призывает. Но это не значит совершенно игнорировать. Поскольку мы помещены Господом Богом вот в этот мир, и мы здесь должны свой спасительный путь осуществлять, значит, мы должны эту жизнь как-то осмысливать, и находить в ней светлые стороны, тёмные стороны, и людям помогать как-то ориентироваться. Ну вот мы на радио, например, этим тоже занимаемся, и некоторые нас упрекают как-то в том, что мы слишком много, может быть, говорим о актуальных каких-то вопросах сегодняшней жизни, которые иногда называют политикой, хотя, конечно, это не политика, но общественная жизнь, да, мы на неё реагируем. Тут нужен какой-то очень разумный и тонкий баланс. Увлечься вот этими внешними явлениями можно, действительно, и это захватывает, и люди начинают в этом направлении очень большую активность проявлять, и оказывается, а где же тут Христос, где тут церковь? Так что, мне кажется, это очень хорошая полемика. Это, с одной стороны, да, некоторый, может быть, перехлёст в сторону такой общественно-политической активности церкви, а, с другой стороны, вот такой тормоз: так-так-так, ребята, остановитесь, мы всё-таки не об должны говорить. И в этом большая правда есть.
А относительно общества потребления, мне кажется, тоже…
Александр Крупинин:
Да, Патриарх Московский и всея Руси дал интервью журналу «Forbes France». В частности, он сказал:
«Превращение и капитализма, и марксизма в подобие новой квазирелигии – одинаково недопустимо. Мы, прошедшие эпоху коммунизма, хорошо знаем, что идея социальной справедливости, превращенная в агрессивную идеологию, разрушает все вокруг себя. Сотни тысяч беззаконно казненных за веру…».
Ну, понятно.
«Не менее опасно и «капиталистическое евангелие», рассматривающее падение коммунизма как доказательство своей безупречности и безальтернативности. Уже сейчас мы видим, что христиане западных стран в своем следовании евангельским идеалам умеренности в материальных благах и жертвенному служению ближним все менее вписываются в идеальную картину мира потребления.
Долг Церкви — призвать тех, в чьих руках рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом, Его творениями и людьми и засвидетельствовать это через реальную заботу о благополучии трудящихся».
Протоиерей Александр Степанов:
Да, ну, тут я могу солидаризоваться, в основном, с тем, что Святейший Патриарх в данном случае говорит. Я думаю, действительно, церкви надо очень большое внимание людей обращать на вот эту сферу потребления. Всё-таки вот мы исповедуем веру в то, что человек, который живёт просто удовлетворением своих каких-то страстей, бесконечных потребностей, иногда очень надуманных, в современном мире главным образом надуманных. Да, когда он меняет автомобили, одежду, когда она вполне ещё пригодна, просто потому, что это не модно, потому что сегодня уже надо иметь не такой смартфон, а вот такой смартфон, и так далее. Вот эта погоня бесконечная за новизной, и человек уже чувствует себя ущербным, если он не обладает какими-то вот такими знаковыми предметами, вещами в своем обиходе, которые вот сегодня считаются самыми такими престижными, правильными и так далее. Конечно, в этом вина не только людей, я бы, может быть, акцент перенес вообще на проповедь некоторой простоты жизни. В разумных пределах ограничивать себя. А почему мне надо обязательно поменять машину? Или если у меня рубашка ещё вполне годная, но воротник немодный, но, во всяком случае, я скорее перелицую там у какой-нибудь нашей прихожанки, дам этот воротничок, чтобы перешили на обратную сторону, мне вот одна делает такое, и рубашку ещё можно носить столько же, сколько относил, всё остальное целое. То есть как-то разумно сокращать свои потребности. Вот это важно. Это тема духовная.
…
Так что это тоже очень большая тема. У нас вот планируется в скором времени, уже начнёт выходить, я думаю, даже в ноябре месяце, новая программа, пока рабочее название последнее, по-моему, «Быть современником». Где будут обсуждать вот как раз такие вещи, чем живёт современное общество, как-то разобрать, что это значит, почему так. Почему молодёжь сегодня татуировки накалывает? Почему они красят в розовый цвет или зелёный цвет себе волосы? Вот такая мода. Вот они будут объяснять и разбираться во всех этих штуках.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.