6+

Где получить богословское образование

Репортаж Марины Лобановой

Гость: Елена Александровна Евдокимова

Тема: 30-летие Института Богословия и Философии

Эфир: 17 сентября 2022 г.

АУДИО

 

Елена Евдокимова:

30 лет назад была еще и школа при Институте Богословия и Философии. Это было такое счастливое содружество. И до сих пор, кстати, выпускники той школы собираются, вспоминают время обучения с большой благодарностью.
Вот вы говорите: поздравить Институт можно уже с тем, что он выжил. Да, верно, потому что, казалось бы, выжить невозможно. Но он не просто выжил, он выжил абсолютно сохранив свою позицию, свою концепцию, свое лицо. Концепция была исходно очень важная, очень точная: встреча церкви и культуры, живого образования в классическом смысле слова, которое уходит корнями еще в античную традицию, проходя через все эпохи.
С самого начала Институт богословия выпускал свой журнал, он и называется «Начало».

В Институт могут приходить люди с разными внутренними запросами. Зачем вообще получают образование? Чтобы получить какую-то специальность, затем – получить работу. А богословие – это абсолютно некоммерческая сфера. За богословским образованием приходят, когда есть тоска по высшему, по истине.
Наверное, богословское образование нужно, в частности, для того, чтобы преодолеть такую серьезную проблему, которая существует для христианина с того момента, как только христианство стало религией большинства. На русской почве это обычно обозначается как «народное православие», о котором мы узнаем, скажем так, в «фольклорных экспедициях». Такая «народная вера» совершенно не подходит современному человеку.
Жизнь человека нуждается в поступке и осмыслении. Вся жизнь из этого состоит: из поступка и осмысления. И это всё – сфера богословского образования.

Я недавно разговаривала с выпускником семинарии, дьяконом… очень симпатичный, очень неглупый молодой человек, и вот он сказал, что догматическое богословие – вещь простая, а вот нравственное гораздо сложнее. Я очень удивилась и спросила, как же так: о внутрибожественной жизни наука проще, чем о нашей, собственно, о человеческой реальности, которая для него оказалась «гораздо сложнее»? А он сказал: ну, с догматами же всё ясно. Всё ясно: вот есть догматы, это такие формулировки, и всё. Как-то получается, что он вышел почти круглый отличник из семинарии с ощущением того, что догматическое богословие и догмат – это одно и то же.

А потому что чтобы заглянуть туда, в богословие, нужно уже иметь и философскую базу, и любовь к богословскому знанию. Даже, я бы сказала, трепет по отношению к догмату, такую любовь к нему, при которой, конечно, догмат не лежит полузабытый на верхней полочке. Как действует человек, когда любит? Вряд ли можно так сказать о том, что любишь: с этим мне всё уже ясно, тут больше делать нечего.
Любовь – это очень важно.

Задумаемся о том, как христианство проникает в культуру.
При том, что современные священники как-то готовы делать выходы в сторону культуры, прежде всего литературы, но опять же, что я чаще всего вижу: они воспринимают литературу и культуру вообще – как функцию какую-то, которую можно как иллюстрацию предъявить, утилитарно вот так воспринимают культуру. Но сам жанр проповеди священника – не предполагает даже возможности говорить глубоко. Священник здесь обязан согласовываться с вот этим самым жанром, даже если, может быть, он может говорить и умно, и тонко. То есть у нас стоит вопрос – где в нашей обычной, обыденной церковной жизни место для встречи веры и культуры?
Институт Богословия и Философии – то место, где мы эту встречу очень глубоко, по-настоящему глубоко можем воспринять.
Задача в том, чтобы остановиться и вместе вдуматься: всё-таки что же стоит за этим фактом существования церкви в культуре. И литература, и живопись, и философия… хороши именно тем, что они являются таким надежным мостом между нашей душой в ее простоте и непосредственности, часто в такой «страшной простоте», и теми высями, к которым нас призывает христианство, это же всегда что-то сверх возможного, всегда до этого не дотянуться. И вот помогает связать то, что происходит в твоей непосредственной обыденной жизни, с тем, что разрывает вдруг эту обыденность, нарушает ее, встает проблемой перед тобой, с тем, что происходит в евхаристии (этот опыт каждого христианина) – это связывает культура. И вот эту вот связь, мне кажется, дает образование, которое уже 30 лет идет именно этим путем в Институте Богословия и Философии.

Марина Лобанова:

Мне кажется очень таким симпатичным явлением, когда учиться идут священники, монахи, монахини… очень активно, кстати, по-моему, монахини идут учиться! И даже какие-то монастыри поощряют получение богословского образования. Почему? Потому что мы как-то, может, забываем, что христиане – это вообще ученики.
Как принимается решение взрослым человеком: я иду учиться, я иду еще(!) учиться, я иду получать богословское образование, я в этом году иду в богословский институт… На что обратить в себе, в своей жизни внимание потенциальному студенту, как принять решение, как вообще оно принимается, на основе чего – о том, что вот я буду получать богословское образование?

Елена Евдокимова:

Признаться, для меня это тайна. … Как это происходит? Если надо сказать, я скажу, что – таинственным образом, через какие-то кажущиеся случайными факты и встречи. И тогда, значит, надо просто вслушиваться в эти встречи, в эти какие-то моменты, когда вдруг вот оказалось, что человек узнал, что есть такая возможность расширить границы свои.

Поэтому, если человека что-то задело по части смысла, то вот – задержаться и поверить этому.

У большинства людей – даже не было в жизни возможности как-то прикоснуться к богословскому образованию… И поэтому надо не пропустить момент, когда тебя потянуло вдруг… и вот здесь «поймать» себя, остановить на этом стремлении к высшему, и дальше – дальше сделать еще один шаг в этом направлении.

 

 

Институт Богословия и Философии производит прием на курсы по программам дополнительного профессионального образования по направлениям «Теология» и «Русская культура»:

ТЕОЛОГИЯ

Программа курсов предполагает освоение богословских, философских и общегуманитарных дисциплин для тех, кто стремится приобрести образование в области православного богословия.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Программа рассчитана на тех, кто имеет представление о русской культуре в её разнообразных проявлениях, и вместе с тем нуждается в их систематизации, в формировании целостного взгляда на русскую культуру. При этом акцент программы делается на том, что русская культура состоялась как православная в своих основах.

Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время.

Возможно обучение по заочной форме по индивидуальному плану, в частности, в онлайн-режиме.

Запись на курсы:

WhatsApp (906) 240 60 36

 

См. также:

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

«Мы подготовили больше двух сотен богословов». К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии — интервью с ректором

К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО

Что такое культурология

Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

Главное зло – пошлость. Как его преодолеть?

«Нужно пошлость в себе все время преодолевать, это одна из вечных задач человеческой жизни, если ты хочешь быть человеком». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Эфир 19 ноября 2022 г. АУДИО

«До конца жизни человека сопровождает эта опасность – оценить себя мелко»

«Человек все время должен быть собой, о нем замысел такой – чтобы он состоялся. Человек бежит от этого, от себя – бежит в толпу». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Тема: культурология пошлости. Часть 2. Эфир 10 декабря 2022 г. АУДИО

Низко, некрасиво, затерто, скучно? Пошлость. И грех

«Пошлость всегда связана с затхлостью, безвоздушностью и замкнутостью, она всегда – против нового и свежего». В программе Марины Лобановой «Встреча» продолжается разговор о пошлости. Гость программы – культуролог, литературовед Елена Евдокимова. Эфир 1 апреля 2023 г. АУДИО

«Когда человек обратился»

«Я знаю, что я ничего не знаю» — знаменитая фраза Сократа именно об этом. Программа «Книжное обозрение» о книге А.Д. Нока «Обращение». Эфир 22 ноября 2020 г. АУДИО

Апостолы для апостолов

«Место женщин в общине Иисуса было столь значительно, что даже столетия нивелирования этого факта не смогли убрать его совершенно из Евангельской вести». О книге «Иисус и женщины» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 12 и 19 сентября 2020 г. АУДИО

Экклезиология. История православного учения о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

В цикле передач «Экклезиология» преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак прослеживает развитие христианского представления о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени

Беседы с создателем «Слова богослова»

Темы бесед, записанных летом 2019 года: богословское образование в Петербурге и в Кембридже; социальные аспекты самовосприятия православного человека в постсоветской России; богослов протоиерей Джон Бэр и его мысли о духовном рассуждении; Церковь и секуляризация; христианство и аристократизм

Экклезиология

С 21 октября 2018 года в нашем эфире выходит новый цикл программ в рубрике «Радиолекторий», он посвящен Церкви как предмету богословия. Автор – преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АНОНС

История русского богословия

В нашем эфире уже много лет почти ежедневно звучит голос знаменитого богослова протопресвитера Александра Шмемана. А голос его соратника на ниве богословия и ближайшего друга протопресвитера Иоанна Мейендорфа вы услышите в этой уникальной архивной аудиозаписи. АУДИО

Богословы XX века о догмате Пресвятой Троицы: «Бог есть любовь, следовательно, и человек есть любовь»

Программа Александра Крупинина «Вестники свободы» знакомит с размышлениями о Троице митрополита Каллиста (Уэра), Владимира Лосского и академика Бориса Раушенбаха. Из архива радио «Град Петров». АУДИО

«Вера развивается в общении с другими членами Церкви»

Карл Христиан Фельми (диакон Василий) о своей книге «Введение в современное православное богословие», переведенной с немецкого. АУДИО + ТЕКСТ

Как «чистая случайность» спасла христианскую веру в XX веке

Христианство и наука. Физик Андрей Гриб в программе Жанны Сизовой «Глагол». 2006 год. АУДИО + ТЕКСТ

Встреча с деканом Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже протоиереем Николаем Чернокраком

Существует ли по сей день феномен «русского богословия», какой был в начале XX в.? В чем вклад русских богословов в православное богословие? Каковы перспективы богословского образования в современной России? Отличается ли православное богословское образование в России и в Европе? Что дает встреча Востока и Запада в сфере богословия? Каковы сегодня самые актуальные богословские задачи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru