Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 85
Эфир 26 сентября 2018 г., 10.45
АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО
Продолжаем знакомить вас с пятой выставкой проекта компании «НорНикель», которая состоялась в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля и называется «Иртыш течет на север».
Значительная часть экспозиции посвящена истории XX века, в которой имеют место не только пафосные страницы освоения севера, такие как Карские экспедиции, открытие Норильского месторождения и прокладка Северного морского пути, но и страницы трагические, можно даже сказать катастрофические, отражающие такие же тяжелые периоды истории страны в целом.
Одна из таких страниц – это Великая Отечественная война, а в ней – сюжет о военно-морских внутренних арктических конвоях. Нельзя сказать, что это малоизученный сюжет, но говорят о нем не так много и часто, как о каких-то широкомасштабных военных сражениях, а уж о трагических событиях и вовсе редко. Между тем именно в Карском море произошла самая большая катастрофа в истории внутренних арктических конвоев, унесшая жизни 378 человек. Об этом рассказывает Сергей Михайлович Баранов, один из кураторов выставки, заведующий отделом художественного проектирования и дизайна Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. Шемановского в Салехарде:
«Я омич, 50 лет прожил в Омске и не предполагал, что здесь, у берегов Омской же области происходили такие трагические события. У Омска вообще очень интересная судьба. Вот сейчас мы сделали выставку «Иртыш течет на север», но я предполагаю, что можно было бы сделать продолжение «Иртыш течет с юга». Потому что, как мы видим по карте 35-го года, здесь представленной, огромнейшая территория, и Омск у самой южной границы, так Омск управлял территорией, где он был у самой северной границы. Алма-Ата была частью огромной территории, огромной Акмолинской области, и почти всей Средней Азии Омск тоже был столицей. И можно было бы такой парный проект сделать.
На стенде показаны боевые действия конвоя. Одним из источников победы в Великой Отечественной войне были полярные конвои, которые из Англии, из Америки везли грузы всевозможные: танки, самолеты, авиационный алюминий, ботинки, тушенку. 15 млн. ботинок только было привезено. Т.е. много-много было чего. И с тем, чтобы прервать эти коммуникации, немцы разработали операцию «Вундерланд» – Страна Чудес – и направили несколько подводных лодок и два тяжелых крейсера для разрыва этих коммуникаций. Но участвовал в боевых операциях только один крейсер. Это «Адмирал Шеер». Он дошел до Диксона в 42-м году, должен был высадить десант, разрушить эту базу – Диксон, перевалочную. Но на пути ему встретился ледокольный пароход «Александр Сибиряков», тот самый легендарный, который впервые прошел Северным морским путем, за одну навигацию, и, увидев врага, первым открыл огонь, хотя у него всего-навсего была зенитная пушка, которая даже не добивала до «Шеера», и понятно было, что силы совершенно неравны. Завязался короткий морской бой, в ходе которого «Александр Сибиряков», конечно, уничтожен был в миг. Но они передали сигнал на Диксон. Диксон вооружился, уже готовы были к встрече врага, береговые батареи и суда, стоящие там, в результате, «Шеер» отогнали. Хотя была продолжительная артиллерийская дуэль, семь снарядов только главного калибра выпустил крейсер. Но успеха не добился, поставил дымовую завесу и ушел. Такая вот была история в 42-м году.
А в 44-м году Конвой «Белое море – Диксон № 5» – транспорт «Марина Раскова» и три тральщика. Они двигались из Белого моря, из Северодвинска на Диксон, должны был привезти туда продовольствие, оборудование, сменные команды для зимовщиков, ехали также члены семей зимовщиков – женщины и дети. В 60 милях от острова Белый они были встречены немецкой подводной лодкой, которая торпедировала сначала «Марину Раскову», а потом, когда к ней подошел тральщик для спасения пассажиров, торпедировала и его. Тральщики решили, что это мины, остановились, и был уничтожен еще одни тральщик. Люди оказались в воде. Проходило спасение, были шлюпки. Последний тральщик, собрав 180 человек, ушел с тем, чтобы не погибнуть самому, но еще около 180 человек оказались в воде. И на шлюпках, на кунгасах неуправляемых, без продуктов питания, без ничего, они остались в этом холодном море.
На спасение их, конечно, вышли суда Северного флота, вылетели самолеты, но так как был шторм, суда не смогли пройти, не смогли никого отыскать, но самолеты все-таки смогли и спасли около 30 человек. Это были гидросамолеты. При этом надо сказать, если бы говорим о ленд-лизе, помощи союзников, что пароход «Марина Раскова» это английский пароход 19-го года постройки, он менял несколько раз свое название, и он спасся в том самом печальном конвое PQ-17. Т.к. он получил повреждения, англичане не стали его забирать, а оставили безвозмездно Советскому Союзу. Мы починили его, и он участвовал еще в ряде конвоев. Но в конвое БД-5 он затонул безвозвратно. И три тральщика – это были американские эскадренные тральщики типа АМ. Мы их переименовали в Т-16, Т-18 и Т-14. Гидросамолеты, опять же, американские гидросамолеты «Каталина», очень удачные. Это самый массовый гидросамолет Второй Мировой войны. Они воевали на всех театрах боевых действий – и в Австралии, и в Арктике, и где только их не было. Грузоподъемный, практически всепогодный. Замечательный летчик Матвей Козлов, уже легендарный полярный летчик, который со многими полярниками до этого принимал участие в экспедициях, вот он на своем гидросамолете «Каталина» спас много человек. Причем последнее спасение было совершенно героическое. Уже одиннадцать дней прошло с момента гибели «Марины Расковой», понятно, что у оставшихся в живых был последний шанс. И, наконец, Матвей Козлов заметил кунгас. Когда они первый раз его видели, там было 90 человек. Вот они, наконец, его опять отыскали, кружили долго над ним. Т.е. они семь часов его искали, девять часов над ним кружили, уже горючее было на исходе, а корабли не подходили, потому что был шторм, двухметровая волна. И поняв, что если он сейчас уйдет, то потеряет этих людей навсегда, Козлов принял решение садиться. Они сели в шторм на волны. Спасли 17 человек, остальные уже были мертвы. Но взлететь они уже не могли, и пошли морем до острова. Они плыли еще длительное время, и в результате тридцать три часа подряд летчики работали с таким напряжением и спасли этих людей, доплыли до острова, и там горючее уже совершенно кончилось. Т.е. пилоты совершили такой вот подвиг.
В 16-м году была экспедиция на остров Белый. Искали останки этого кунгаса, потому что знали, что в 47-м году он был обнаружен метеорологами. Этих людей тогда метеорологи захоронили, а кунгас оставался на берегу. Но Карское море такое, что все всасывается в песок. Мелководье, и все всасывается в песок, и были утрачены и эти могилы, и этот кунгас. И вот в поисково-мемориальном проекте этой всероссийской команды специалистов новой Карской экспедиции были и археологи, и поисковики, и представители Томска, откуда было оборудование специальное. Они нашли братскую могилу, отыскали, захоронили, отдали почести.
Вот здесь у нас в витрине поднятый со дна колокол, рында, с «Марины Расковой», фотографии из поисковых экспедиций».
Надо сказать, что операция по спасению людей, входивших в число Конвоя БД-5, была беспрецедентной и по своему масштабу, и по своей продолжительности. И отрадно, что уже почти 10 лет в XXI веке новая «Карская экспедиция» старается отыскать следы, свидетельства тех военных событий. На выставке представлены документы фотофиксации этой поисковой работы.
Как часто бывает, одна трагедия влечет за собой и другую .Уязвимость северного побережья, периодическая гибель арктических конвоев побудила правительство начать проект альтернативного пути перемещения грузов с востока на запад. Но, как и многие циклопические проекты советского времени, этот проект стал мертворожденным. И даже получил в народе, а потом и в историографии соответствующее название – «Мертвая дорога». Но об этом мы поговорим с Сергеем Михайловичем Барановым в нашем следующем выпуске.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.