Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Елена Александровна Евдокимова
Тема: осмысление понятия «пошлость» в культурологии
Часть 1
Эфир: 19 ноября 2022 г.
АУДИО
Елена Евдокимова:
Тема возникла из опыта художественной литературы, когда я невольно соотносила и русскую литературу, и зарубежную, и опыт русской религиозной философии… и меня поразило в какой-то момент, что, с одной стороны, теме пошлости никто специально не уделял внимания, я имею в виду – из мыслителей, а с другой стороны, это, как вы сказали, явление, которое пронизывает всю нашу жизнь. И это очень страшное явление. Недостаточно отрефлексированное, недостаточно уловимое в нашей жизни повседневной. И я задалась вопросом, а когда вообще это зло… (потому что речь идет о пошлости как очень небезобидном явлении), когда это зло появилось в мире. В мире и человеческого бытия, и культуры, и вот, с одной стороны, когда оно появляется в человеке, а с другой стороны, когда оно начинает им рефлексироваться. И оказалось, что рефлексируется оно не так уж рано. То есть были времена, когда пошлость не была так актуальна, а потом вдруг она становится всё актуальнее и актуальные, как будто она нарастает в человеке. Вот именно этот род зла.
…
И рефлексировать ее стали, видимо, романтики. А вот со всей точностью, со всем пережитым ужасом встречи с этим явлением – она осмысляется все-таки русской литературой XIX века. Великая русская литература XIX века, как никакая другая это зафиксировала, это изобразила. И благодаря этому человек становится чувствительнее.
…
Пошлость в человеке появляется как то, что разъедает его, но человек может ее даже не замечать. А литература (именно художественная литература соединяет мысль и опыт, это и психологический опыт, это и опыт интеллектуальный) это ловит, фиксирует и дает возможность тебе это в себе обнаружить. И тогда ты перед ней не беззащитен, а зло это не тотально.
…
Пошлость как серость, мелкость, стертость в сочетании с самодовольством – вот это самая главная черта, которая присуща любому виду пошлости. Вот такая пошлость часто человеком не замечается, а она является для человека Нового времени самой большой опасностью… Пошлость можно назвать главной окраской зла последних веков.
…
Марина Лобанова:
Это действительно очень сложная книга, но она добавляет света в нашу жизнь. Вообще редко, когда исследователь берётся исследовать зло вот с такой целью – добавить в нашу жизнь света. Мне кажется, эта книга очень важна именно сейчас, здесь много тем, и на какие-то из них я хотела бы поговорить. Далеко не очевидные вещи есть уже в оглавлении.
Елена Евдокимова:
Я начну даже с названия, потому что оно несколько пугающее: «Избывая бессмертную пошлость». Ведь тема неслучайно настолько неисследована, посвящать книгу пошлости – в этом есть определенная опасность. Нельзя заявить ее в именительном падеже. Возьмет исследователь эту тему и начнет описывать пошлость во всех ее видах – и что тогда получится? Она тогда раздуется до невообразимых размеров… И, кроме того, сразу ясно, что просто неприятно будет смотреть на эту обложку. Поэтому я взяла «пошлость», во-первых, в кавычки, во-вторых, «бессмертная пошлость» – это выражение Тютчева в одном из его прекрасных стихотворений. И получилось, что уже в названии есть движение преодоления.
Человеку нужно пошлость в себе всё время преодолевать, это одна из вечных задач, если ты хочешь жить человеком.
…
Первая глава посвящена той почве, на которой романтики находят эту пошлость – это обыденность.
…
Чем человек не пошляк отличается от пошляка? Где вот эта грань? Например, мы можем с пошляком перепутать заурядного человека.
…
Перед пошлостью все могут оказаться беззащитны… ни творчество, ни талант, ни какие-то способности или статус не могут от нее защитить человека. Кульминацией этого принципа стало сопряжение пошлости и греха у Достоевского.
…
Как художник Достоевский всё доводил до предела, он сам о себе говорил: ни такта, ни меры ни имею, во всём до самого предела дохожу. Вот он – мастер обратиться к чему-то предельнейшему. И когда он изображает пошляка, он заходит в этом изображении гораздо дальше, чем даже Гоголь, который вроде считается у нас открывателем здесь, признанным Пушкиным, утверждённым Пушкиным открывателем темы пошлости. Пушкин ему сказал: только у вас я встретил такую способность сделать мелкое, пошлое таким выпуклым, что оно сразу бросится в глаза всем. Вот это действительно Гоголь схватил больше и глубже, чем любой его современник. Но у него в пошляке еще есть какая-то надежда, что, может быть, эту курочку снимешь и под ней что-то всё-таки… остатки живой души… обнаружится. То есть он изображает пошлость как ороговелость такую душевную. А Достоевский в своих пошляках выходит уже к такому пределу, когда это уже перестаёт быть просто пошлостью и становится «мерзостью запустения», становится просто разверзающимся небытием, последней бездной. То есть это уже переживание мистическое, это переживание последнего ужаса.
…
Достоевский лишает злодея романтического ореола и показывает, что на самом деле зло ничтожно. И вот на этой почве я говорю о пошлости и зле в их абсолютном тождестве. Встречаются они именно на небытии. То есть если ты не будешь замечать за собой этих впадений в пошлость, ты выходишь неизбежно к имитации жизни, к тому, что ты «как бы живешь», а на самом деле ты находишься в недобытии.
…
Марина Лобанова:
Кстати, сейчас в Музее Ахматовой в Фонтанном доме есть выставка «Такие вещи допускать нельзя», она посвящена первой публикации стихов Гумилева (через шесть десятилетий после его убийства). Гениальная совершенно выставка. Там представлены «письма в редакцию»… Так вот это – такая пошлость! Такой образец ее! Речь, построение текста, фразы в этих письмах… Требования и угрозы… Посетители выставки читают эти письма и … ну, с улыбкой, смеются над ними… А ведь это серьезно. Не так давно могли и расстрелять после такого письма… А их столько написано! И мы видим, что эти письма писались – и в 30-е, и в 60-е… и сейчас они пишутся. Но что потрясает – в том же «стиле». То есть пошлость, видимо, она где-то как «классика жанра» существует. Ведь все эти поколения людей не могли же где-то «изучать» как писать вот эти пошлые «письма в редакцию»… Откуда они научились писать «в том же стиле»?
…
А вот такая тема: пошлость и глупость. Вы в книге говорите об этом. Как они связаны?
Елена Евдокимова:
Связаны они так. Пошляка можно, наверное, назвать и глупцом. Но и пошлость, и глупость – трудноуловимые, трудноопределимые понятия. … Глупость связана с пошлостью, но не обязательно. В каком случае связана? В том случае, когда это глупость и самодовольство.
…
Полностью слушайте в АУДИО.
Институт Богословия и Философии производит прием на курсы по программам дополнительного образования.
ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа курсов предполагает освоение богословских, философских и общегуманитарных дисциплин для тех, кто стремится приобрести образование в области православного богословия.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа рассчитана на тех, кто имеет представление о русской культуре в её разнообразных проявлениях, и вместе с тем нуждается в их систематизации, в формировании целостного взгляда на русскую культуру. При этом акцент программы делается на том, что русская культура состоялась как православная в своих основах.
Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время.
Возможно обучение по заочной форме по индивидуальному плану, в частности, в онлайн-режиме.
Запись на курсы:
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
См. также:
«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО
В программе «Встреча» 11 сентября 2021 г. слушайте первую беседу с доктором философских наук Светланой Коначевой. Речь пойдет об одном из новых направлений в христианском богословии, которое получило название «слабая теология». Передачу ведет Марина Лобанова
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и философии Константин Махлак рассказывает о книге, в которой представлена личная переписка двух выдающихся богословов и церковных деятелей. Эфир 4 июля 2021 г. АУДИО
Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС
Председатель общественной организации «Архивный дозор», основатель проекта «Военкомат», главный редактор альманаха «ГенЭкспо» Виталий Семенов в программе Марины Лобановой «Встреча» комментирует уничтожение архивов и рассказывает о программе спасения отечественной истории #СтопНожАрхив. Эфир 19 июня 2021 г. АУДИО
Принят закон об уничтожении биографий более 20 миллионов советских граждан. В программе Марины Лобановой «Встреча» ситуацию комментирует юрист, генеалог, преподаватель, инициатор акции #СтопНожАрхив в рамках проекта «Архивный дозор» Наталья Сарченко. Эфир 12 июня 2021 г. АУДИО
Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
«…отец Савва, офицер Лейб-гвардии Литовского полка, владыка Александр, Лейб-гвардии Егерского полка, владыка Роман, казак, есаул, отец Федор, Алексеевского полка, отец Стефан, Дроздовского полка, потом только штатский – отец Николай, профессор Богословского института…» Беседа с протопресвитером Владимиром Ягелло о его книге «Воспоминания. Два поколения русской эмиграции. 1920 – 2020». Эфир 26 декабря 2020 г. АУДИО
Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак рассказывают о дневниках Петра Ковалевского. Эфир 18 и 25 октября 2020 г. АУДИО
«Книжное обозрение» о книге на стыке пастырского богословия и психоанализа. Передачу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Эфир 27 сентября 2020 г. АУДИО
«Место женщин в общине Иисуса было столь значительно, что даже столетия нивелирования этого факта не смогли убрать его совершенно из Евангельской вести». О книге «Иисус и женщины» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 12 и 19 сентября 2020 г. АУДИО
«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО
Фейками могут быть не только новости, но и люди. В программе «Встреча» принимает участие создатель портала «Слово богослова» Илья Илюкович. Говорим об особенностях общения в виртуальной реальности. 18 марта 2020 г. АУДИО
«Вышла новая биография Мартина Лютера. Русский перевод монографии Эрика Метаксаса с подзаголовком «Человек, который заново открыл Бога и изменил мир» может изменить наше представление о том, как творится история Церкви». Программа «Книжное обозрение». Эфир 24 ноября 2019 г. АУДИО
Продолжаем чтение документов 1930-х годов, тема нескольких выпусков – доносы и партийные чистки. Но как именно выглядели эти документы? Читаем страницы из архивов партии и пытаемся понять, что двигало людьми, которые их написали. Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные этой теме, слушайте в сентябре и октябре 2018 г. АНОНС
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак рассказывает о книге протоиерея Павла Хондзинского, посвященной русскому внеакадемическому богословию XIX века. АУДИО
Ученик двух академиков — Лихачева и Панченко, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Евгений Германович Водолазкин вспоминает, как был вместе с А.М.Панченко на заседании Топонимической комиссии в начале 1990-х годов. АУДИО
«У отца Иоанна было очень и очень редкое свойство – сочетать верность церковной традиции и научную честность». В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о книге протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Церковь в истории». 16 декабря 2017 г. АУДИО
«Бумажная культура исчезнет только вместе с культурой вообще». О жизни толстых литературно-общественных журналов сегодня рассказывает главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Эфир 7 июля 2018 г. АУДИО
В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о подготовленной ими к изданию книге протопресвитера Александра Шмемана «Основы русской культуры». 16 декабря 2017 г. АУДИО
«Крупнейший современный историк Русской Церкви – американец». Павел Рогозный о Грегори Фризе. Программа «Книжное обозрение» посвящена книге «Губительное благочестие: Российская церковь и падение империи». Эфир 14 августа 2022 г. АУДИО
Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак рассказывает о книге Барта Эрмана «Триумф христианства». Эфир 1 и 8 ноября 2020 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о книге Иоахима Иеремиаса «Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса». АУДИО
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак рассказывает о книге Рене Борнера, посвященной истории византийской литургики. АУДИО