М. МИХАЙЛОВА: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, с..." />
М. МИХАЙЛОВА: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, с вами радио «Град Петров», программа «Образ жизни», ее ведущая Марина Михайлова. И сегодня с нами в студии отец Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров». Здравствуйте, отец Александр.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Здравствуйте, Марина, здравствуйте, дорогие радиослушатели!
М. МИХАЙЛОВА: Ну, что же, батюшка, вот мы с вами сегодня собрались здесь для того, чтобы завершить некоторый цикл передач, которые в рамках нашей программы «Образ жизни» был посвящен размышлению об историческом облике Петербурга и о тех процессах, которые сейчас происходят в городе. К сожалению, не всегда они позволяют нам радоваться. Вот давайте мы обсудим, с чем мы приходим, к началу сентября. Мы эту тему подняли, если не ошибаюсь, в июле. Вот прошло два месяца.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, может мы уже надоели нашим слушателям с этой темой, кого-то это может мало волнует, и, наверно, может возникать вопрос, почему собственно на нашем радио, на церковном радио мы, не сказать, что очень много внимания, но все-таки какое-то заметное внимание уделяем этой теме. Я думаю, что это вопрос, конечно, не только, так сказать, эстетически, не только общественно значим, но в каком-то смысле и духовный.
М. МИХАЙЛОВА: Духовный в первую очередь.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, в том отношении что, во-первых, категория красоты она, безусловно, категория духовного. И то страшное время, которое наша страна пережила, советские годы, может быть, одно из немногих опор, которые имели люди в те годы – это была, конечно, красота. Красота, которая была запечатлена в русской культуре, в русской литературе, поэзии, в частности, в архитектуре в облике города, который совершенным чудом не оказался изуродованным, перестроенным, перекроенным, так как это случилось с Москвой. Т.е. я думаю, будет правильно сказать, что, действительно, в этом смысле будет правильно сказать, что «красота спасает мир». И то, что все-таки в России, несмотря на эти страшные годы, страшные жестокости и всего того, что здесь происходило, все-таки мы сохранили людей, сохранили культуру. Конечно, все это страшно деформировано, но все-таки очень многое сохранилось. Да, действительно, красота – это то противоядие часто, которое помогает выжить в самых неблагоприятных условиях. В конечном счете, сейчас тоже мы в каком-то смысле переживаем не лучший период в духовном отношении. Хотя, конечно, открыты храмы, есть возможность молиться, есть возможность жить духовной жизнью, именно церковно ее обустраивая. Но, тем не менее, нравственное состояние общество оно, конечно, оставляет желать лучшего. И вот здесь помимо того, что есть храм Божий, церковь, мы все-таки имеем еще и очень мощную опору вот в этой культуре, в частности в Петербурге, в культуре нашего города. И так мы пережили, действительно, и самые страшные годы — в частности, годы блокады. Вот не случайно эта, я думаю, эта акция…
М. МИХАЙЛОВА: Да.
Прот. А. СТЕПАНОВ: …предстоящая приурочена именно ко дню начала блокады Ленинграда. Действительно, вот наш город спасал людей, и может быть и сейчас может и, безусловно, может такую функцию исполнять. Но для этого он должен до некоторой степени сохраняться и не быть изуродованым до неузнаваемости.
М. МИХАЙЛОВА: Думаю, что сейчас ситуация такова, что для того что бы город спасал нас мы должны совершить какие-то действия в защиту города. Вот это может показаться какими-то громкими словами, но, тем не менее, это так. И вот если мы сегодня, ну, как-то подводим итоги обсуждений общественных на радио «Град Петров», то я хочу сказать свое впечатление от звонков наших слушателей. Во-первых, я почувствовала и поняла, и это очень здОрово, что нас много и мы вместе. Вот люди, которым дорог Петербург, которое его ценят, понимают, хотят его сберечь, которые до слез готовы его защищать.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Даже к нам сюда приходили люди именно церковные такие православные женщины, организовывавшие тоже сборы подписей в храмах. И надо сказать, что…
М. МИХАЙЛОВА: Владимирской иконы Божьей Матери.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Владимирской иконы Божьей Матери, и там и клир этого храма в основном поставил свои подписи, и в других храмах она тоже попыталась это делать. Вот, так что…
М. МИХАЙЛОВА: …это то, что заставляет радоваться и смотреть с надеждой в будущее. Потому что, если ты помнишь, батюшка, то в начале нашей программы мы говорили о том, что нам хотелось бы создать какое-то пространство эфирное, в котором люди смогут находить друг друга и вот черпать уверенность, да, в том, что наши взгляды не являются каким-то абсолютно исключительным частным мнением, но есть определенный слой общественный, да, вот есть некоторая группа людей, и она не маленькая, она готова держаться этих классических ценностей, и для нас они живые.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да-да, не касаясь именно только этой проблемы, но и вообще в целом…
М. МИХАЙЛОВА: Вообще в целом, образа жизни, образа отношения к человеку, к миру, к природе, и к культуре. Но вот то, что меня опечалило это то, что несколько раз звонили люди, которые говорили «все равно ничего не будет, все равно невозможно это остановить, потому что в игру вступают большая власть, большая политика, большие деньги, мы не можем этому противостоять». И вот мне хотелось бы в преддверии вот этого самого Марша протеста, да, который будет в субботу, мы об этом еще скажем потом подробнее, сказать о том, что наша страна, к сожалению, очень много пострадала за последние десятилетия, за последний век, даже я бы сказала. И в силу этих страшных событий, репрессий многолетних у нас у всех есть подсознательный страх, и мы заранее как бы разочарованы в результате. Да, вот настолько страшна была наша история последнего века, XX-го, что у нас просто в подкорке и где-то на кончиках пальцев, «все равно ничего не получится, и все равно ничего не будет и все безнадежно и даже страшно пойти куда-то, а вдруг что из этого выйдет». Но на самом деле мне кажется, те времена прошли. И сейчас, действительно, можно и нужно произносить какие-то слова, заявлять о какой-то точке зрения. Для этого есть какие-то юридические механизмы, для этого есть какие-то политические возможности. И, конечно, никто не думает, что завтра же мы всего добьемся и все будет так, как нам кажется, должно быть. Но то, что можно вот в эту самую монолитную, как нам кажется, систему встраивать – альтернативное мнение это, несомненно, как Вы думаете?
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, когда-то вот наш общий друг отец Лев сказал очень хорошую фразу, что «то, что разрушительно оно и разрушимо, легко разрушимо». Не надо думать, что, действительно, сегодняшние вот структуры, которые определяют жизнь в стране или каких-то ситуациях, они такие уж несокрушимые. Но я бы хотел сказать о другом. Что, мне кажется, помогало людям выжить, сохранить себя, вернее, не всегда выжить физически, но сохранить себя в годы самых страшных испытаний для людей в нашей стране? Это, конечно, вера. Вера в то, что мы, действительно, не всегда можем что-то реально изменить. Но мы должны поступать независимо от того.
М. МИХАЙЛОВА: Да.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Будет это иметь положительный результат – победим мы, грубо говоря, или нет. Но, в конце концов, Христос не победил политически, не победил в общественном смысле, если хотите, в своей жизни, Он оказался на кресте. И вот этот главный образ всего христианского миропонимания должен говорить нам о том, что задача не выжить любой ценой, не победить всех врагов, и всем доказать, что я самый сильный, и моя точка зрения самая правильная. Нужно перед собой быть честным. И действовать так, как велит Господь. Так, как мы понимаем должен действовать честный, порядочный, и уж, тем более, верующий человек. Когда мы начинали заниматься благотворительной действительностью еще в начале 90-х гг. или даже конец 80-х, собственно говоря, уже какие-то попытки были, конечно, мы прекрасно понимали, что невозможно изменить социальную ситуацию в стране вот этими вот тыканиями-пыканиями в больницах, в уходе за какими-то больными, выносом двух десятков горшков, что мы меняем ситуацию…
М. МИХАЙЛОВА: Советский строй был несокрушим.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Незыблемо все было. Да, совершенно верно. Но и сейчас, скажем, благотворительная деятельность церкви социальном смысле, не столь заметна, она не меняет ситуацию в целом, конечно. Хотя, да, мы приносим облегчение, радость, надежду какому-то количеству людей. Но смысл-то церковной благотворительности в отличие от социальной системы советской, он и заключается в том, что, в конце концов, я не берусь преобразовать мир. Вот вся эта утопия революционная, социальная, она зиждилась на том, что надо все изменить… Что заниматься мелочью? Что заниматься ерундой? Надо изменить все, изменить всю систему, и тогда все будет хорошо. Вот это оказывается абсолютно тупиковый путь.
М. МИХАЙЛОВА: Более того, это сознательный обман. Потому что когда человек желает всего, он все теряет.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да совершенно верно.
М. МИХАЙЛОВА: Он так устроен, что может заниматься только определенными вещами, конкретными.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Это не значит, что не нужно заниматься социальной работой в масштабах страны, конечно, исполнять то, что …
М. МИХАЙЛОВА: Раз Господь поставил, то нужно…
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, разумеется. Но каждый человек на своем месте может исполнить свой долг. И так как он его понимает, так как он его чувствует. И вот в этом смысле я думаю, что и сейчас я совершенно не уверен, что удастся отклонить этот страшный проект остановить, вообще вот это чудовищное накатывание бульдозеров, так сказать, на город каким-то нашими действиями, нашими разговорами по радио. Но не говорить об этом честный человек не может, я считаю. Не противостоять этому хотя бы внутренне и в какие-то моменты может, проявляя это во вне – мне кажется, это тоже невозможно. Дает возможность нам Господь по радио об этом сказать, значит, мы об этом пытаемся говорить.
М. МИХАЙЛОВА: Я бы хотела нашим слушателям напомнить телефон нашего прямого эфира: 328-29-32. Это радио «Град Петров», программа «Образ жизни». С вами сегодня отец Александр Степанов и Марина Михайлова, и говорим мы о возможности противостоять разрушению исторического Петербурга. Вот я принесла кое-какие листочки, найденные мной в Интернете. Здесь просто мне бы хотелось что прочитать, не всю эту полемику бесконечную, а отметить тех людей, те организации, которые так же вместе с нами и прежде нас, да, попытались противостоять. Ну вот, прежде всего после прошлого эфира неделю назад Галина Семеновна, наша слушательница, позвонила и сказала, что она прочла в газете «Мой район», что восемь жителей Охты в январе этого года обратились к властям городским с просьбой предоставить им 13 документов, которые имеют отношение к строительству. 28 февраля им было отказано в этом, потому что строительство «Газпромсити» не затрагивает интересы жителей Охты, как значилось в этом ответе. Т.е. если перед нашим окном пробка транспортная, чад от этих автомобилей, жуткая эта башня, которая ночью будет переливаться разными цветами радуги. Т.е. это же не жизнь, а безумие просто какое-то – и это «не затрагивает наших жизненных интересов». Тогда Елена Доильницина – вот если она вдруг нас слушает, то я была бы счастлива с ней познакомиться, может, она бы нам позвонила или кто-то кто ее знает – она подала в суд за нарушение закона об информации на власти нашего города. И вот 16 августа было первое заседание, 4 сентября второе. Чем оно закончилось, я пока не знаю. И адвокат Елены Доильнициной Иван Павлов, он считает, что эта ситуация в корне нарушает гражданские права. Даже не стоит заводить речь о вопросах эстетики и культурологии, а просто о том, что есть какие-то обыкновенные человеческие права у каждого жителя города, и, прежде всего это право на информацию о том, что происходит в этом городе. Т.е. если нам в этом отзывают — это незаконно. Дальше, протест против «Газпромсити», это экологическое движение «Зеленая волна». Это движение Гражданских инициатив, общественное движение «Живой город», это Всероссийское Общество Охраны памятников истории и культуры. Это Северо-Западное Отделение Всероссийской академии архитектуры, которое выразило свое профессиональное отношение к проекту. Ну, известно, что «Новая газета» об этом много писала и очень хорошо. Петербургское отделение Союза Архитекторов обратилось с открытым письмом к губернатору Валентине Матвиенко и к Владимиру Тюльпанову, в котором они пытались донести до сознания наших властителей всю нелепость этого проекта. Т.е. профессионалы-то как правило — все против. Президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский «против», директор института искусствознания Алексей Комич считает, что нельзя строить небоскребы в городе. Но еще что важно, что, когда было так называемое общественное обсуждение конкурсных проектов, то надо иметь в виду что в состав жюри вошли только представители администрации и представители ОАО «Газпром». Было приглашено четверо архитекторов. Причем все эти архитекторы иностранцы, из русских архитекторов, петербургских, никто не вошел в это жюри, потому что они заведомо против проекта и не готовы были рассматривать разные варианты. Так вот из четверых этих иностранцев, трое вышли из состава.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, это светила, так сказать, мировые.
М. МИХАЙЛОВА: Это Норманн Фостер, Кишо Курокава и Рафаэль Виньоли – действительно, люди со всемирной известностью. Они не хотят, так сказать, пятнать свое профессиональное имя.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да они писали, насколько я знаю, объяснения того, почему они вышли.
М. МИХАЙЛОВА: Да, т.е. вот группа не группа, а как называется, партия «Яблоко» пыталась устроить референдум против «Газпромсити», и это оказалось невозможно. Всемирный Фонд по Охране Памятников и лорд Норвич, председатель фонда не согласны с этим проектом, ну, и так далее…
Прот. А. СТЕПАНОВ: Можно перечислять бесконечно. Да, масса деятелей культуры нашего города и со всей страны, конечно, протестуют против этого. Но главное-то…
М. МИХАЙЛОВА: Можно я скажу еще только одно слово?
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да-да.
М. МИХАЙЛОВА: А что этому противопоставляют сторонники проекта? Вот это тоже интересно. Вот это тоже интересно, потому что, с одной стороны – всемирное общественное мнение, там, ЮНЕСКО, ну, все вот самые авторитетные фонды. А с другой стороны, президент наш уклонился от решения вопроса, он сказал: «У меня своих проблем хватает», сказал петербуржец, выпускник нашего университета Владимир Владимирович Путин. А Валентина Ивановна Матвиенко сказала: «Только безграмотный человек не может понять, насколько это выгодно городу. У города остается доля в собственности, которую он может в любой момент продать. Здесь двойная, тройная выгода». Т.е. вот это, как мне кажется, формулирует проблему. С одной стороны – аргументы эстетические, культурные и духовные, а с другой стороны нам говорят – это ж такие хорошие деньги, как же можно от этого отказаться?!
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, за большие деньги можно все. Но я думаю, что вот даже Валентина Ивановна вряд ли может толково объяснить, почему собственно надо именно на этом месте именно такого размера. Ну, никто не против того, что…
М. МИХАЙЛОВА: Заказали, это ж понятно.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Ну, заказали, но можно обсуждать…
М. МИХАЙЛОВА: С заказчиком обсудить.
Прот. А. СТЕПАНОВ: … с заказчиком обсудить, ведь любое дело ведется всегда к какому-то обоюдному, так сказать, удовлетворению. Ведь люди в бизнесе — это всегда люди, которые умеют и знают, как находить компромиссы. Иначе это невозможно. Но вот загадка всей этой ситуации, и в этом вот какой-то необъяснимым рациональным и даже вот таким прагматическим грубым финансовым расчетом смысл заключается в том, что, действительно, ведь нет таких радикальных причин, по которым нельзя было бы строить ленинградское-петербургское Сити чуть дальше в стороне. Там можно было бы развернуть – уже сто раз говорили – парижский Дэфанс – будет тебе ничуть не хуже, еще и лучше. Большое пространство, разместить можно много-много таких небоскребов, и никто ведь не пострадает. Т.е. вот впечатление, что, действительно, здесь какая-то невероятная амбиция задета, не денежный даже вопрос, не вопрос выгоды, а именно вопрос — верующие люди сказали бы гордыни какой-то, которая требует, чтобы было именно так, как я сказал. Это никогда не требования бизнеса, на самом деле, потому что бизнес, он гибок, это требование власти, требование какой-то абсолютной подчиняемости всего вокруг моему просто решению, моему вИдению. В в этом смысле это, конечно, духовная проблема. М. МИХАЙЛОВА: Это духовная проблема, и мне хотелось бы сказать, что наша в этом случае ситуация – это ситуация вот сохранения человеческого достоинства. Ну, мы к этому вернемся, у нас звонок есть. Здравствуйте, слушаем вас внимательно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: … на набережной у вокзала у Финляндского.
М. МИХАЙЛОВА: Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здесь есть уже здание школы, где училась моя дочь, рядом с концертным залом, оно уже снесено, сталинский такой ампир. И в общем такое впечатление, что вся набережная… Это мы так сказать касаемся, да, вопроса башни. А замысел более широкий, и, безусловно, мистический такой именно в плане мрачном, отрицательном исказить вообще всю набережную.
М. МИХАЙЛОВА: Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Тем более что она находится напротив Лавры, и Смольный Собор. Так что это совсем не просто, не деньги здесь. Деньги – это прикрытие, ширма. Понимаете, уже вся набережная будет искорежена. Вот «Кресты», их вывозят, ну, Господь там с ними, с «Крестами», может это так… Ну там еще церковь… И это здание тоже очень старое, и тоже для Петербурга очень ценное. Понимаете, тут надо просматривать уже весь этот план, который уже вторгается без всякой… нагло совершенно, без всяких реверансов, все, грубо. Держат за горло. Значит, набережная будет не ваша, вот. И вот люди, которые в школе работали и учились, были демонстрации, подавали в суд, все, кончилось ничем. Я не сторонник того, что не надо бороться, но, понимаете, здесь уже нужно быть очень грамотным юристом. Вот отказали Марш по Невскому… Нам демонтируют грубую, наглую силу. Простите меня, батюшка, благословите Галину.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Бог благословит.
М. МИХАЙЛОВА: Вы знаете, можно я одно слово только скажу.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да-да, пожалуйста.
М. МИХАЙЛОВА: Вот по поводу того, что происходит, да. Например, те же самые «Кресты». Конечно, это тюрьма, но это место, между прочим, горькой памяти Петербурга, да, где все наши деды и бабушки стояли в очереди и передавали своим любимым, там заточенным, передачи. Если бы «Кресты» стали мемориалом жертвам политических репрессий, этого произвола и террора, то тогда бы я поняла, но если на этом месте будет опять «разлюли-малина» и «разгуляй-ресторан», тогда я этого не понимаю. Да, и совершенно согласна с нашей слушательницей, что это вопрос уже вот каких-то духовных ценностей. Если раньше мы понимали, что главная ценность это человек. Вот как бы себя не вели какие любые правительства, тем не менее вот этот лозунг «Человек – это центр мира, все для человека», он хотя бы в каком-то виде оставался. Но сейчас совершенно даже на уровне, ну, каких-то широковещательных заявлений исключается этот лозунг, и нам говорят «Власть и Деньги» правят миром. Значит для нас вот это сопротивление мирным и конституционным путем проводимое с помощью юридических разных методов – это борьба даже не за город, который мы любим бесконечно, а, в конце концов, за будущее наших детей. И хочу я следующее сказать, что 8 сентября в два часа, когда мы с вами соберемся у Большого Концертного Зала, там будет проводиться сбор подписей под документами, которые затем будут, конечно же, отправлены во все инстанции, которые отвечают за жизнь нашего города. Поэтому очень хорошо, дорогие братья и сестры, взять с собой паспорт, например. Для того чтобы наша подпись не была вот какой-то закорючкой, тогда нам скажут «Ну, такого можно насобирать миллион». А вот чтобы там вот были нормальные какие-то паспортные данные, и тогда это имеет юридическую силу.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Ну, Марина Валентиновна, ты говоришь так, как будто уже все пришли и мы так уж призываем всех обязательно идти.
М. МИХАЙЛОВА: Нет, мы не призываем, это дело выбора.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Как священник я, конечно, никогда не могу, не позволил бы себе с амвона и в храме на эту тему высказываться. Это не то место и все-таки не та тема. Вот, и сейчас тоже я бы сказал так. Действительно, то, что там будет происходить в связи с тем, что запретили демонстрацию по Невскому проспекту и направили ее по маленькой сравнительно улице в совершенно тихом направлении, где все это должно раствориться и заглохнуть, может получиться, что горячие головы все равно пойдут по Невскому, начнутся столкновения, и Бог знает, чем там кончится. И, не дай Бог, если Церковь будет призывать, или мы будем призывать к тому, что обязательно идите все туда. Я считаю, что так же как Церковь в выборных кампаниях, политических кампаниях не принимает прямого участия, и священник, я считаю, не должен агитировать ни за какую партию, какая бы она ни была на его взгляд хорошая и правильная. Вот точно так же и здесь мы не должны призывать. Это дело совести каждого человека, мы говорим сегодня, обсуждаем вместе со слушателями эту ситуацию, говорим, информируем о том, что будет такое событие, но вот просто я не хотел бы, чтобы нас поняли неправильно, что мы занимаемся призывами и организацией, так сказать, вот этого мероприятия.
М. МИХАЙЛОВА: Нет, мы выражаем только каждый свое, так сказать, частное мнение.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, совершенно верно.
М. МИХАЙЛОВА: Вот, но другое я хочу сказать, что вот когда был первый Марш против этого самого строительства, весной, то я об этом даже не знала в силу того, что я вообще человек политически безграмотный. А потом я читала лекцию на следующий день после этого Марша в обществе «Мемориал», там меня приглашают читать лекции по христианству. И я увидела, что вот эти мои православные слушательницы, не молодые люди, не самого прекрасного здоровья, прошедшие через много жизненных трудностей, они были на этом марше в защиту Петербурга. А меня молодого, здорового человека там не было, и мне было очень стыдно. Это я опять же говорю не для какой-то агитации и пропаганды, а я просто я хочу объяснить, почему для меня это так важно, почему я лично пойду. Потому что до тех пор, пока мы дома каждый на своей кухне возмущаемся – это наши эмоции. Но если мы все, взявшись за руки, пройдем по переулку пять шагов и разойдемся по домам тихо. Но мы там были. И если там соберется несколько тысяч людей, то не заметить это невозможно.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Ну, во всяком случае, повторяю, что перед о своей совестью, по крайней мере, будешь более спокоен, да, согласен.
М. МИХАЙЛОВА: Ну, это самое главное, я думаю. У нас есть еще звонок. Да, здравствуйте, слушаем вас внимательно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: С Добрый вечер, батюшка, благословите Татьяну, рабу Божию.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Бог благословит, Татьяна.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вот я хотела бы, знаете, еще вот обратить внимание на такую сторону этой проблемы. Конечно, надо обязательно предпринимать какие-то вот внешние действия юридические, правовые. Но все-таки упование возлагать не только на это, но прилагать к этим действия еще и молитву. И каждый может к вечерним утренним молитвам добавлять молитвенное прошение о том, чтобы Господь разрушил вот эти безумные начинания наших городских властей по разрушению исторического облика нашего города. Не только вот что касается «Газпромсити», а вообще. Потому что сердце кровью обливается смотреть на все это. Вот это хотела добавить. Спаси Господи.
М. МИХАЙЛОВА: Спасибо вам.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Ну, вот мы на самом деле молимся в храме о властях, и эту молитву заповедовал еще апостол Павел. И те власти, которые в раннехристианские времена были власти прямо безбожные, которые гнали христианство, которые преследовали христиан, тем не менее, молились. О чем молились? Об общем вразумлении, о ниспослании благого сознания в сердца, умы властей. Поэтому, в общем, эта молитва всегда есть, мы можем в нее просто вкладывать каждый раз более конкретный какой-то смысл, вот, а, разумеется, келейно молится о том, чтобы в нашем мире, в нашем обществе был мир…
М. МИХАЙЛОВА: Здравый смысл.
Прот. А. СТЕПАНОВ: … здравый смысл, благодушие какое-то – оно вселяется от того, что никто не предпринимает вот таких амбициозных таких действий, которые так затрагивают ну то, что близко и дорого людям.
М. МИХАЙЛОВА: Да. А у нас есть еще звонок. Здравствуйте, слушаем вам внимательно.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, отец Александр, благословите раба Божьего Александра.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Бог благословит, Александр, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы сказать, напомнить дорогим радиослушателям о том, что в истории нашего города был очень знаменательный случай. Когда в 1941 году собрались взрывать храм Спаса на Крови, Воскресения Христова, который все прекрасно знают, великолепнейший красивый наш храм, вот, то началась Великая Отечественная война, и подрывников прямо от стен храма отправили на фронт. Вот, человек предполагает, а Господь все решает по-другому. Но мне кажется, что молитвы надо усилить, особенно, кто действительно сильно переживает, посетите, пожалуйста, блокадный храм на Малой Охте. И там могилочка отца Виктора, протоиерея Виктора Ерошенко. У него небесный покровитель священномученник Виктор Коринфский. Вот, получите утешение и подкрепление в вере. Благодарю вас.
М. МИХАЙЛОВА: Спасибо.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Спасибо. Но вот поскольку действительно 8 сентября – это день начала блокады, может, действительно, и в этом храме можно свои молитвы вознести особые вот о том, чтобы это мероприятие имело благоприятные какой-то исход, и, ну, не дай Бог, не произошло каких-то неприятных эксцессов.
М. МИХАЙЛОВА: А вот мне бы хотелось эту тему достоинства и ответственности, как-то продолжить… Я все время это вспоминаю, когда у меня какие-то трудные ситуации. Вот Господь говорит Апостолу Петру, когда тот спрашивает: «А что, тот ученик Иоанн будет жить вечно?» Он говорит: «Что тебе смотреть в ту сторону? Ты там иди», да. И в этом смысле мне кажется, что иногда, когда мы начинаем как-то широко оценивать, просчитывать какие-то возможные выходы из какой-то ситуации, то мы теряем вот это самое главное. Вот о чем и говорят наши слушатели, совершенно справедливо говорят, да, что «смотри на Господа и не бойся, делай то, что Господь тебе дает». Вот если нам дано, ну, как-то быть полезными нашему городу, который же мы любим не какой-то языческой любовью, да, мы же не камнепоклонники, правда же. А мы понимаем, что Петербург – это город, который свят в силу того, что там, жили поколения и поколения святых людей, сколько мучеников XX века в Петербурге, сколько святых мощей, сколько храмов, в которых поколения наших предков молились. И понятно, что если все это будет уничтожено этими стеклянными коробками, в которых только отражается лицо проходящего человека… Ведь обратите внимание, эта архитектура нынешняя – это такая зеркальная пустота. Вот когда я смотрю на классическое здание или на барочное, то я вижу красоту, гармонию, и это здание оно мне напоминает о мироздании, и о Творце. Когда я смотрю на эту стеклянную стенку, я вижу только собственную физиономию и также же лица прохожих. Т.е. это же такой нарциссизм, который нас ставит в позицию люцеферианскую просто. Что вот нет ничего, кроме этой суеты, и не будет. Но вот с этим мы не согласны, да. И в этом смысле я вспоминаю все время, когда речь идет о безнадежных, например, проектах эпиграф к роману Германа Гессе «Игра в бисер» — он придумал, там, или может быть добыл из какой-то очень древней книги цитату латинскую, в которой говорится о том, что есть вещи, которых не существует — милосердие, справедливость, любовь, вера, нежность, мудрость, их нет. Но если мы верим в то, что они есть и живем так, как будто бы они очевидны, то они начинают быть. Да, вот это великая сила внутреннего духовного настроя человеческого.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Конечно, сама вера она на этом построена. Если мы решительно говорим, что «Бога нет», так Его и нет в нашей жизни, и наша жизнь превращается в ад. Ад – это место, где нет Бога.
М. МИХАЙЛОВА: Ну да, т.е. мы сами себе…
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да, сами определяем свою жизнь как ад. Так что в этом смысле, это более развернуто, но более кратко говоря это именно так — безверие.
М. МИХАЙЛОВА: У нас еще звонок есть. Здравствуйте, добрый вечер, слушаем вас!
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Виктор, я родился в нашем городе и, ну, Вы меня простите, но мне кажется, что ваша позиция все-таки несколько крайняя, в общем-то, по отношению. Ведь понимаете, ну, говорить да прекрасное барокко, все, но город создавался-то для людей и людьми. И сейчас-то живут уже другие люди, не те, какие жили тогда, город-то не для них создавался. Это проблема-то, наверное, глубже, наверное, и шире. Поэтому так вот однозначно говорить, вот построили дом. Ведь город огромный, и это действительно ансамбль, и подходить к нему тоже надо комплексно наверно как-то. То что геростратовский комплекс, в конце концов, проявляется в этом строительстве и в этом упорстве, с которым все это делается, на мой взгляд, это однозначно совершенно. И правильно кто-то сказал, чтобы нам показать КТО в городе хозяин, но по сути вот в принципе… Ведь город-то, ведь Кремль-то ведь тоже перестраивался потому что в нем жили цари, это был их дом, который перестраивался так чтобы в нем было удобно жить. Нам-то, вообще говоря, если мы не живем, то и перестраивать особенно нечего. Т.е. здесь получается, что однозначно все-таки нельзя. Другое дело, небоскреб – это тоже самое, современная какая-то архитектура, которая, вообще говоря, постепенно внедрялась и в городе появлялась. Просто другое дело, что мы на нее сейчас смотрим иначе. И Санкт-Петербург-то воспринимался современниками вначале окрестными, так сказать, людьми, новгородцами, что это, в общем-то, тоже не лучшее, наверно.
М. МИХАЙЛОВА: Спасибо. П
рот. А. СТЕПАНОВ: Спасибо. Нет, я абсолютно согласен с тем, что Вы говорите. Конечно, город нельзя превращать в музей — это живой организм, который развивается. И каждая эпоха – историческая эпоха, культурная эпоха она вносила сюда что-то свое. Что-то, безусловно, исчезало, того города, который строил Петр, не существует. Существуют какие-то маленькие малюсенькие вкрапления и то перестроенные. Так что нет, речь совершенно не идет о том, что в городе вообще ничего нельзя тронуть.
М. МИХАЙЛОВА: Конечно.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Вот, но нельзя трогать только в связи с тем, что так выгодно. Выгодно разрушить это и построить то, не потому что так удобнее жить, а потому что просто деньги диктуют такой ход. Можно отреставрировать здание, можно его снести и построить просто вообще другое. Вот, я сегодня проходил по 8-й линии Васильевского Острова. Там двухэтажное зданьице, от которого осталась одна тоненькая стеночка – XVIII век – начало так первая половина, во всяком случае, XVIII века и за ним выросло, ну, очень советское, в Москве в сталинское время любили строить такого рода здание, здание гостиницы. Эту стеночку стыдливо оставили, укрепив ее металлом как ширму для этого строительства. И сейчас совершенно ясно, что ее уберут. Она постояла это время, как бы внушая мысль, что это как-то войдет в тот ансамбль, который строится, это будет сохранено. Сейчас совершенно ясно, что этого, конечно, не будет, она нелепо смотрится. Жалко этот домик, ну, я уж не говорю, о том, что там делается на Невском проспекте, и так далее. Это делается не потому, что так удобнее, а потому что выгоднее. Потому что кто-то получает на этом огромные деньги.
М. МИХАЙЛОВА: Не для города, а для частных лиц.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Я совершенно не согласен с тем, что невозможна никакая уплотнительная застройка. Т.е. там, где дырка между домами, где жуткие некрасивые брандмауэры, где когда-то стоял дом – совершенно естественно встроить дом. Но этот дом опять-таки не должен взрывать уж совсем все. Но даже иногда, если он хотя бы габаритами своими вписывается, пускай он будет в совершенно новой стилистике – возможно. Елисеевский магазин, там, дом Зингера тоже когда-то казался абсолютно неуместным в этой среде. И, тем не менее, это прижилось, это стало нормальным.
М. МИХАЙЛОВА: Ну, у нас еще вот есть вопрос. Здравствуйте, слушаем вас внимательно!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, о. Александр, Марина! Я вам очень благодарна, что вы подняли этот вопрос, потому что это, действительно наша жизнь. Вот сейчас предыдущий наш брат, который звонил – да, город развивается, но город наш необыкновенный, это же жемчужина, которую надо хранить и оберегать. И потом, самое главное, в день блокады пусть Матвиенко Валентина Ивановна встретится с блокадниками. Люди ценой своей жизни сохраняли эти здания, голодные они гасили на крышах фугаски. А теперь дорогие их сердцу вот эти дома… Это наша память, это город-памятник, понимаете. И ни в коем случае не должно быть вот этого «новаторства». Ради Бога! Огромный?! Пройдите по нашей области, ой, сколько мест! Стройте, где хотите свой «Газпромсити», но в городе, у нас, зачем подавлять этой махиной эту красоту?! И, конечно, я вот… Ну, отец Александр, Вы не можете вот так призывать, а я просто обращаюсь к вашим братьям и сестрам: давайте все вместе объединимся! В конце концов, это не просто наступление на город, это наступление на наши с вами святыни. И мы должны показать, что мы «против». И не просто собраться сейчас вот у «Октябрьского», давайте соберемся у Смольного, пусть Валентина Ивановна видит, соберемся с иконами. Пусть Валентина Ивановна видит, что мы «против». Что просто так нас ради мешка золотого нельзя растоптать. И давайте все-таки помнить наших отцов и братьев, которые погибли, защищая наш город. Ведь, в конце концов, ради выгоды можно ж было сдать город…
М. МИХАЙЛОВА: Спасибо, к сожалению, у нас одна минуточка осталась, спасибо вам. Ну, я думаю, так сказать, к Смольному с иконами это всегда успеется, а вот для начала – те, кто хочет, те, кто может, свободен – мы собираемся у Большого Концертного Зала «Октябрьский» в эту субботу 8 сентября в 14 часов, в два часа дня, для того, чтобы обозначить свою особую позицию, которая не совпадает с позицией властей нашего города и компании «Газпром». И вот уже совсем завершая нашу беседу, наш разговор сегодняшний, вот только одно слово хочу сказать. Я сегодня шла мимо Александро-Невской Лавры, и там гостиница «Москва» — современное здание. И я вдруг увидела, как она хороша. Почему? Потому что она не агрессивна. Для своего времени это тоже была вполне современная архитектура. Но создатели этой гостиницы создали эту плавную линию, которая продолжила набережную, зарифмовалась с мостом. Да, ритм, чередование так разных объемов и плоскостей…
Прот. А. СТЕПАНОВ: Ее, кстати, здорово перестроили. М. МИХАЙЛОВА: Но, тем не менее, она не агрессивна.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Да-да-да, она была совсем не агрессивной, сейчас она стала несколько более вызывающей. М. МИХАЙЛОВА: И даже это не сравнится вот с этим чудным проектом.
Прот. А. СТЕПАНОВ: Ну да, разумеется.
М. МИХАЙЛОВА: Поэтому мы «за» новое строительство, которое будет продолжать традиции великой петербургской культуры. Спасибо, батюшка!
Прот. А. СТЕПАНОВ: Спасибо, Марина! Спасибо, дорогие слушатели за ваши звонки, за ваше сочувствие, и единомыслие!