Прот.А.Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Александр Степанов. Сегодня у нас в гостях замечательный человек из Франции, Жан Ванье. Я думаю, что многим нашим слушателям известно это имя и по книгам, которые переведены на русский язык, и по личным встречам с этим человеком, которые происходили в последние дни или ранее. Жан посвятил свою жизнь инвалидам, людям с ментальными и физическими отклонениями. Большинство из них таковыми являются с детства. Жан очень много работает и с детьми, и со взрослыми людьми. И он создал целую систему христианских общин, которые распространились по всему миру. Он не ставил себе задачи что-то создавать, но его опыт, его пример заразил тысячи и тысячи других христиан по всему миру, которые по примеру той общины-деревни, которую создал Жан во Франции, создали такие же во многих странах. Это движение получило название «Ковчег» (по-французски «Л’Арш»). И также существует сеть общин «Вера и свет», которые занимаются не теми людьми, которые оставлены своими близкими и которые вынуждены жить в каких-то искусственно созданных условиях, а теми, кто продолжает жить в своих семьях. И вот эта система общин «Вера и свет» поддерживает эти семьи в их общем несчастье, открывая им какие-то совершенно другие перспективы и возможности преодоления той беды, которая им послана. На той встрече, на которой я был вчера, Жан замечательно говорил о связи Пасхи и этого служения. Пасха очень глубоко переживается, особенно православным сознанием, восточным христианством. Поэтому для нас эта связь, конечно, особенно важна. Вот, может быть, Жан сказал бы несколько слов еще раз об этом.
Жан Ванье: Мы живем в «Ковчеге» с людьми, у которых есть тяжелые инвалидности. И понятно, что каждый человек с такими поражениями несет тяжелые страдания. И его родители тоже несут тяжелые страдания. Я приведу один пример. Несколько дней назад я встретил супружескую пару. Это отец и мать, им по 30 лет. У них двое детей, и у второго ребенка неврологическая болезнь, которая не очень хорошо определяется. Этому ребенку всего полтора года, но он плачет беспрерывно. И когда я спросил у матери, как ты себя чувствуешь, она сказала: «Ну, хорошо. Мирно». А когда я задал тот же вопрос отцу, то отец сказал, что «иногда я настолько сердит на моего ребенка, что мне хочется выбросить его в окно, потому что он кричит все время».
И можно понять родителей, потому что они ждут ребенка, они надеются, что ребенок будет здоров. И потом оказывается, что у ребенка серьезные проблемы здоровья. Или сразу, или после какой-нибудь болезни, как например, менингит. И родители в тревоге, они думают, что, может быть, это наказание свыше. «Почему это случилось со мной? Может быть, это Господь меня наказывает?» И вот эта мысль о наказании Божьем довольно часто приходит в голову людям. В 9-й главе Евангелия от Иоанна мы находим встречу Христа и его учеников с человеком, который просит милостыню. Он слепой от рождения. И ученики задают Иисусу вопрос, который вполне в традициях, в культуре: «За какие грехи страдает этот человек? Сам ли он согрешил или его родители?» И ответ Иисуса очень твердый. Он говорит: «Нет, не он согрешил, не родители его. Но это, чтобы явились дела Божии». А дело Божие – это любовь. Потому что мы все призваны жить в любви. Родители призваны к любви, любить своих детей. Дети призваны любить своих родителей.
Хорошо, когда родители получают поддержку, медицинскую, педагогическую, когда у них есть возможность отправить ребенка в хорошую школу и найти ему какую-то работу, которая ему по силам. Но очень часто родители оказываются осуждаемыми и отверженными, потому что их отвергает порой даже собственная семья, даже собственный приход, потому что их дети слишком много плачут во время Литургии. Их просят выйти. Это очень тяжело, это большое страдание. Это очень большое страдание, и иногда у людей возникает чувство отверженности Богом, богооставленности. И они готовы произнести те же самые слова, которые сам Господь говорит на кресте: «Боже, Боже мой, почему Ты оставил Меня?»
И мы должны сказать еще о страданиях детей, потому что дети с умственной отсталостью, с отклонениями чувствуют, что они являются источником страданий для родителей. И для них это тоже очень тяжело. Эти дети чувствуют, что они являются источником слез для родителей. Они понимают, что родители страдают из-за них. Они ходят по разным врачам и ищут какое-то магическое лекарство. И порой ситуация становится необыкновенно тревожной и для родителей, и для детей. Они постоянно живут в атмосфере страха и тревоги. И есть еще физическое страдание, когда человеку трудно ходить, он не может есть самостоятельно, он не может говорить. И это приводит к тому, что возникает у такого человека ощущение полной оставленности и отверженности. И ощущение страшной тревоги и одиночества.
Наши общины «Вера и свет» и «Ковчег» принимают людей с инвалидностями и принимают родителей, что касается общины «Вера и свет». Общины «Вера и свет» – это общины, в которых люди собираются вместе два-три-четыре раза в месяц для того, чтобы молиться, для того, чтобы быть вместе и общаться. И в общинах «Вера и свет» очень важны друзья. Это студенты, любые люди, которые хотят быть рядом с людьми, которые являются умственно отсталыми. И они открывают для себя тайну этих людей. Я вспоминаю одну мать, с которой я познакомился в Словении. Она сказала мне: «У меня четверо детей и трое из них родились с тяжелыми отклонениями. И я очень, очень много плакала». И вот она сказала: «Когда я встретилась с «Верой и светом», моя жизнь совершенно изменилась. Сейчас я уже не вижу того, чего нет у моих детей. Я вижу то, что в них есть. Конечно, у них многого нет. Они не могут посещать обычную школу, они не смогут работать на какой-нибудь фабрике. Но зато у них есть простота, открытое сердце. Они способны любить, они способны строить отношения с людьми».
И кроме того, в общинах «Веры и света» люди открывают Евангелие, Евангельскую весть о том, что Бог избрал слабое и немудрое этого мира для того, чтобы посрамить сильное и могущественное. Они открывают для себя Евангелие любви. Я хочу рассказать Вам одну историю. Это случилось во Франции. Была Литургия, это была специальная служба первого причастия. После службы была маленькая семейная трапеза, пили чай, кофе, кока-колу. И дядя одного ребенка, который был его крестным одновременно, сказал матери: «Какая была прекрасная служба! Жалко только, что мальчик ничего не понял». Малыш это услышал и понял это. И он сказал своей матери со слезами на глазах: «Не беспокойся, мама, Господь меня любит таким, какой я есть».
Когда люди встречаются с «Верой и светом», когда они переживают Евангелие очень живо, очень конкретно, они тогда входят в тайну Воскресения. Это как та самая мать из Словении, которая открывает богатство в своем ребенке. Или этот мальчик, который понимает, что Господь любит его, – вот это и есть вхождение в радость Воскресения. Действительно, мы живем в мире, который очень агрессивен, очень жесток. И мы видим, что каждый человек озабочен только собственным успехом. И люди, у которых какие-то инвалидности, отклонения, они являются знаком смерти для нашего мира, потому что у них есть какие-то клеточки в мозгу, которые мертвы. Или какие-то мускулы, какие-то связки в руках, ногах. Эти люди – это знак смерти. И поскольку в этих людях есть знак смерти, то для культуры, которая боится смерти, отвергает смерть, эти люди являются источником страха. Их боятся. Но эти люди-инвалиды призывают к отношениям. И поэтому я вступаю в эти отношения.
В одном доме престарелых была старая женщина, которая отличалась очень высокой агрессивностью. Она была очень трудна в общении, с ней было очень тяжело. Поэтому персонал, сестры не хотели даже к ней подходить. Им было трудно кормить ее, трудно находиться с ней рядом. И в этом заведении работала одна молодая девушка, которая решила вступить в отношения с этой тяжелой пациенткой. Она стала выражать ей свои чувства, делала ей какие-то маленькие приятные вещи, приближалась к ней. И постепенно вот эта страшная агрессия и злость, которая исходила от этой старой женщины, стали исчезать. Потому что насилие и трудности в характере могут часто являться следствием одиночества. Возможно, эта женщина была оставлена своими детьми, может быть, ее никто не посещал, за ней никто не ухаживал. И поэтому она стала агрессивной, она стала жестокой. И когда эта женщина почувствовала, что есть кто-то, кто ее слушает, кто ее любит, то она уже больше не была одинока. И таким образом возникли отношения между медсестрой и этой пациенткой.
И когда возникают отношения, возникает связь между людьми, то эту связь очень трудно расторгнуть. Невозможно ее разорвать, и поэтому эта женщина и ассистентка оказались вместе. Эти отношения оказались очень важны и для пожилой дамы, и для этой молодой медсестры. Но мы всегда понимаем, что когда возникает любовь, когда возникают глубокие отношения между людьми, то это призывает нас к чему-то, это нас обязывает. Я думаю, что человек, как существо, призван любить, строить отношения. Мы призваны жить вместе. Отношения между людьми – это богатство, это радость. Но в то же время, отношения связывают. Это связи, это ограничения, которые мы на себя налагаем. Когда мы молоды, сильны, когда у нас много денег, много здоровья, то, может быть, мы не чувствуем своего одиночества и мы не так нуждаемся в отношениях. Но когда человек стареет, когда он становится больным, когда он слабеет, тогда он понимает, что ему необходим другой, ему необходимы отношения с другим.
Мы живем в такой культуре, которая построена на философии успеха. И она заставляет нас забыть, что мы призваны к любви. Можно сказать, что это культура жесткого сердца. И возникает ситуация, когда в культуре выращивается закрытость человека, его самодостаточность, его агрессивность нарастает, он не хочет вступать в связи с людьми. Но потом, когда он стареет, то оказывается, что он один, что ему тяжело, но человек не умеет строить отношения. И отсюда проблема алкоголя. Очень многие люди начинают пить от одиночества, от своей боли. И возникает такая культура, такое общество, в котором люди все более закрыты друг от друга и все более агрессивны. И когда мы вступаем в отношения с людьми слабыми, с умственно отсталыми людьми, то мы начинаем открывать их ценность. И начинаем открывать ценность отношений, ценность любви. И это преображает, это меняет жизнь не только тех людей, к которым мы приходим, но и нашу собственную. Потому что это действительно другая жизнь. И тогда нам открывается подлинный смысл Евангелия и Евангельской любви. И мы понимаем, что Иисус пришел для того, чтобы быть с бедными, быть со слабыми, для того, чтобы наше сердце, которое сделано из камня, сделалось сердцем живым, плотяным. «Вместо сердца каменного дам вам сердце плотяное». Евангелие говорит нам о Царствии Божием, о Царствии Небесном. Но мы понимаем, что Царствие Божие – это жизнь в любви, это ситуация, когда люди любят друг друга. И поэтому когда мы вступаем в отношения с инвалидами, с умственно отсталыми людьми, мы открываем свое сердце и они открывают свое сердце. И это ситуация подлинной любви, когда для каждого из нас происходит очень много прекрасного.
Прот.А.Степанов: Вы говорите о том, что эти люди дают многое нам. Как Вы считаете, насколько необходимо для христианина иметь общение с этими людьми? Вы упомянули о тайне, которая есть в этих людях. В чем Вы увидели как бы раскрытие этой тайны для себя, как христианин?
Жан Ванье: Я понял, что те люди, которых наша культура отвергает, самые слабые, самые страдающие, самые бедные – это те люди, общение с которыми меня меняет, делает меня другим человеком. Я понял, что жизнь вместе с ними – это путь к Богу. Я говорю о тайне, потому что здесь есть что-то такое, что по человеческому разумению понять невозможно. Мы говорили о людях, о супружеских парах, которые считают себя отвергнутыми Богом, когда с ними происходит такое событие – рождение ребенка-инвалида. Я уже 41 год живу с умственно отсталыми людьми. И я могу сказать, что жизнь с ними помогла мне увидеть мои собственные трудности. Поскольку я был сначала офицером флота, а потом преподавателем философии, то получилось так, что я как бы закрылся в своей силе: в своих знаниях, в своей мощи и уверенности человеческой. И я был занят тем, чтобы развивать свои способности и с помощью своих способностей получать все более хорошее положение в свете – много денег, много власти, много силы. И в этой ситуации человек не видит собственную хрупкость. Он скорее опирается на свою силу, чем на свою ранимость. И человек не видит себя. И, таким образом, когда человек стоит на пути силы, славы, знания, он отвергает свою хрупкость и свою ранимость. Но если мы принимаем, что мы люди слабые, что у нас есть недостатки, что у нас есть те вещи, которые делают нас очень ранимыми, то тогда человек обретает целостность в самом себе. И можно сказать, что умственно отсталые люди направили меня на путь, помогли мне принять себя. Конечно, человеку, когда он один, очень трудно разрушить барьеры, границы внутри собственного сердца. Но «Ковчег» – это община. Мы живем вместе: мужчины и женщины, люди, профессионально работающие с инвалидами, и просто те, кто хочет жить вместе с нами. И поскольку мы все вместе идем к Иисусу, то это помогает нам самим измениться и стать другими людьми. И в общине мы живем вместе. И поэтому те вещи, которые были трудны для нас, которые казались невозможными, оказываются возможными. Потому что мы живем сообща, мы любим друг друга, мы строим свои отношения с умственно отсталыми людьми. И они призывают нас идти все дальше и дальше. И таким образом мы открываем для себя Евангелие. И я вижу, что благодаря тем людям, с которыми я живу, благодаря общине, благодаря молитвенной жизни, благодаря любви, которая нас связывает, я становлюсь другим человеком. Я открываю в себе способность любить, я становлюсь более мудрым, может быть, я меняюсь.
Прот.А.Степанов: Скажите пожалуйста, Жан, а бывали случаи, что к вам в общину приходил, поступал какой-то человек, с которым вы не смогли справиться в силу его ментального заболевания? И вам приходилось сказать: «Нет, мы не можем его принять, его нужно держать в какой-нибудь специальной клинике». Или практически все люди, которые оказывались в вашей общине, они так менялись тоже вместе с вами, что с ними возможно было жить?
Жан Ванье: Нет, не всегда возможно жить вместе. Потому что есть люди, у которых наряду с умственной отсталостью есть очень большая хрупкость психическая и психологическая. И были люди, которых нам пришлось попросить уйти, потому что они становились все более и более жестокими и агрессивными. И хотя мы пробовали всеми психологическими и медицинскими средствами как-то найти причину этого насилия, этой жестокости и ее смягчить, нам это не удалось. Невозможно жить со взрослыми людьми, мужчинами, женщинами, которые постоянно находятся в таком состоянии, причиняя насилие кому-то.
Я вспоминаю одного молодого человека, ему было 22 года. Он был слепой, у него была умственная отсталость и он был очень агрессивен. Он был глухой еще к тому же. И он выбегал на улицу, устраивал сцены. Потому что в нем была такая тревога и такая жестокость. И у нас возникли даже некоторые проблемы в деревне. Потому что мы живем среди людей и мы не должны создавать напряженность и тревогу, не надо делать так, чтобы нас боялись. И мы поняли, что, вероятно, для этого человека нужна какая-то другая институция, где он будет, может быть, содержаться по более определенным правилам. Там он найдет свою безопасность. Потому что очень часто тревога и агрессивность являются следствием того, что человек не чувствует себя в безопасности. А у нас довольно открытая ситуация. Я вспоминаю другого человека, который не был вовсе агрессивен. Но он не выходил из своей комнаты. Он все время оставался у себя и тем самым как бы отказывался принимать участие в жизни общины. И мы тоже постарались найти для него какое-то другое место, потому что иначе он постоянно испытывал чувство вины оттого, что он не принимает участия ни в чем, в чем, казалось бы, он мог бы участвовать.
И вовсе не надо думать, что «Вера и свет» или «Ковчег» – это такие общины, в которых все можно сделать. Каждый человек и каждая община делают то, что они могут. Если мы возьмем на себя какие-то обязательства, которые нам не по силам, если возьмем ситуацию, с которой не сможем справиться, то тем самым мы причиним зло людям.
Прот.А.Степанов: Может быть, несколько слов, Жан, Вы скажете о том, как устроена община «Л’Арш», потому что не все наши слушатели, наверное, точно представляют, как проходит жизнь в общине. И в связи с этим о том, как Вы начали этим заниматься.
Жан Ванье: Началось все очень просто. Началось с того, что я принял двух людей, которые жили в одном закрытом заведении, где были довольно суровые правила. Там не было работы и понятно, что это было не для них. И они чувствовали себя там очень грустно. И я увидел, что эта институция мешает им быть теми, кто они есть на самом деле. Они угнетены этой институцией.
Наша жизнь очень простая. И можно сказать, что у нас три главных таких вещи в нашей жизни. Во-первых, это еда. Потому что стол, совместная трапеза, приготовление еды, покупка хлеба, все это очень важно и очень объединяет людей. Кроме того, у нас есть разнообразные ателье, мастерские, где делают керамику, другие разные вещи, которыми мы тоже занимаемся вместе. И, наконец, это жизнь в общении, в стремлении построить общение. Поэтому мы проводим вместе свободное время. И очень много внимания уделяется молитве и Литургии. Потому что это и есть то, что строит связи между людьми. И тут надо увидеть, что эта жизнь очень похожа на обыкновенную жизнь. Потому что в любой семье мы видим то же самое: еда, работа, свободное время. Но есть некоторая разница между «Ковчегом» и семейной жизнью. И это наше богатство и наша слабость одновременно. Потому что в семье дети вырастают и уходят. У нас ничего не меняется, все остается так, как было. Потому что мы можем принять к себе человека, скажем, 22 лет, и в 60 лет с ним никаких особых изменений не произойдет. Это составляет некоторую проблему для ассистентов, для тех людей, которые работают в «Ковчеге». Потому что это жизнь простая, хорошая, но она всегда одинаковая. И это, можно сказать, мудрость человеческой жизни. Времена года меняют друг друга и так происходит всегда. Но в этом круге есть праздники, есть Рождество, есть Пасха, дни рождения, паломничества, путешествия, какие-то совместные радостные события. И вот эта жизнь, которая все-таки является радостной, – это праздник. Я хочу сказать, что самое лучшее и самое прекрасное, что было в моей жизни, – это отношения с людьми, отношения с умственно отсталыми людьми, в частности. И сейчас, когда мне уже 77 лет, я вижу, что меняется расстановка сил. Потому что раньше я был ответственным, я был директором одного из наших домов, где мы принимаем инвалидов. И я нес за многих ответственность. А теперь они начинают заботиться обо мне. Они мне говорят: «Ты устал, ты сегодня можешь не мыть посуду, посиди, отдохни». И это прекрасно, потому что я вижу, как все меняется. И как хрупка, и как прекрасна человеческая жизнь. Есть еще одно большое открытие – это мое отношение с Богом. Конечно, когда мы говорим о Боге, то мы говорим о Творце Неба и Земли, мы говорим о Господе Всемогущем. И Иисус имеет к этому самое прямое отношение. Но я открыл для себя Иисуса хрупкого и ранимого, Бога, Который умалился, Бога, который стучит в двери нашего сердца и надеется на то, что мы Ему откроем. Который нуждается в нас для того, чтобы войти в человечество. Потому что ему нужно, чтобы мы были вместе с Ним, чтобы мы делали Его дела. И вот эта хрупкость, малость, нежность Бога – это то, что я увидел в Евангелии.
Прот.А.Степанов: Спасибо большое, Жан. Надеемся, что мы еще встретимся, и, может быть, не раз. И здесь, у нас на радио, и вообще в Петербурге, в России. Потому что Ваш духовный опыт, Ваше вдохновение, которое Вы способны так тщательно передать тем людям, которые следуют за Христом, они очень нужны здесь, как и в других местах. И я думаю, что многие люди, которые так или иначе занимаются церковной благотворительной деятельностью, прямо или косвенно как-то вдохновлены Вами. Потому что те вещи, которые Вам открылись через умственно отсталых людей, они, в общем, присущи и другим людям, которые нуждаются в нашей христианской помощи и поддержке.