6+

Художник сурового стиля

Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 82

Программа Екатерины Степановой

Эфир 5 сентября 2018 г., 10.45

 

Мы продолжаем рассказывать о выставке «Иртыш течет на север», которая проходит сейчас в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Наверно, несколько слов надо сказать о самом музее. Это крупнейший в Сибири художественный музей. Он был основан в 1924 году и занял здание бывшего Генерал-губернаторского дворца. На рубеже XX-XXI веков музею было предоставлено второе здание в бывшем Торговом корпусе 1914 года постройки. Именно в нем и расположилась экспозиция северного проекта компании «НорНикель». Имя М.А. Врубеля, который родился в Омске, музей носит с 1995 года.

 

В собрание музея входят памятники искусства с древнейших времен – это археологические находки – до изобразительного искусства нашего времени. И произведениями XX века музей по праву может гордиться. В нем замечательно представлены как знаменитейшие мастера русского авангарда, так и замечательные художники 50-х, 60-х, 70-х годов, которым удалось избежать шаблонов социалистического реализма, спущенных сверху. Просто, к сожалению, этот период отечественной художественной истории недостаточно хорошо освещен пока. Надеемся, что наше обозрение внесет свою малую толику в этот процесс, потому что, как мы уже отмечали, на выставке представлен очень интересный художественный ряд, который не только оживляет другие экспонаты, но даже как будто расширяет и раздвигает пространство.

 

Свой рассказ продолжает директор музея Фарида Мухаматшарыповна Буреева:

 

«Еще один раздел, представленный на выставке, связан с промышленным освоением севера Сибири, и мы говорим об участии омских художников в творческой поездке под названием «Нефть и газ Сибири», была такая экспедиция художественная. Безусловно, это все на уровне государства решалось. По сути дела художники выполняли социальный заказ. Они должны были отображать ту мощь и те действия, которые происходили на севере Сибири, и связаны с разработкой нефти и газа. Это было в 70-е годы. Возглавлял эту группу Алексей Николаевич Либеров, известный в Омске художник, народный художник России. На выставке представлены его произведения. Он работал в технике пастели. Здесь мы видим серию о севере Сибири – лист под названием «Северный аэропорт» и работа «На северной вырубке». То, что художник реально видел на севере Сибири, находит отражение в его произведениях.

 

Наверно, самые точные в эмоциональном плане работы Либерова это вещи под названием «В краю нефтяных болот» и «Самотлорские рождения». Самотлорское месторождение нефти самое крупное месторождение Западной Сибири. Это мощный источник нефти. И здесь мы видим достаточно печальный пейзаж, потому что в этом произведении художник рассказывает даже не столько о мощи и грандиозности того, что происходит на севере Западной Сибири, а он рассказывает о том, что природа гибнет. В результате освоения севера Сибири происходит гибель природы. Мы видим, что вырубается лес, идет бурение скважин, безусловно, меняется ландшафт. И вот эти чадящие, дымящие костры в точках, где идут выходы месторождений, вызывают у нас печальные эмоции. Это очень хорошо видно и на другой картине «В краю нефтяных болот». Хотя это и болота, скорее всего, это опять-таки Самотлор, но пафоса строительства мы здесь не чувствуем. Умирающая природа.

 

Если мы говорим об освоении севера Сибири и отражении природы северной в произведениях художников, то мы вспоминаем одного мастера – омского художника Геннадия Штабнова. Перед нами заглавная картина выставки, она пошла на афишу этого проекта, называется она «Земля людей». Картина 1969 года. Обобщенный образ той территории, где мы живем, вид земли с высоты птичьего полета. Художник это видит, находясь на борту самолета. Вот эта вот ширь и мощь, вот этот замес земной, водный, небесный, он, конечно, производит впечатление. Вот это патетика. Это динамика. Это очень условное место. Штабнов – художник-шестидесятник, художник сурового стиля, где мы видим стремление к проявлению особой мощи, особого порыва. Суровый стиль обладает своей эстетикой. Там не доминируют какие-то радужные, мажорные интонации, а суровый стиль во многом стоится на осмыслении, преодолении и рефлексии. Это художники, которые осмысливают не самые легкие пути нашей страны. Безусловно, этот нелегкий путь и восприятие истории страны, восприятие действительности, происходит через призму того, что пережила страна. Здесь изображено слияние двух рек, как стрела. Поскольку в Сибири достаточно разветвленная речная сеть, то мы, конечно же, будем постоянно сталкиваться с притоками больших рек, когда малые реки впадают в большие реки, эти большие реки впадают в более крупные речные магистрали.

 

И вот еще одна крупная работа Геннадия Штабнова под названием «Васюган». Васюган – это большая территория, которая располагается на севере Омской области, заходит на территорию Тюменской области. Васюган река – мы видим эту блестящую полоску реки опять-таки с высоты птичьего полета через облака, но Васюган – это еще и болота, Васюганские болота. Это разветвленная речная система, посмотрите, здесь несколько речных потоков пронизывают землю. Васюган это еще и болота, и это место, куда в 30-е-40-е годы отправляли людей на поселение, это спецпоселение, место ссылок.

 

Далее, у нас на выставке представлена прекрасная коллекция Николая Яковлевича Третьякова. Тоже художник-шестидесятник, и он, как и многие мастера в этот период, выезжал на север, писал и Салехард, работал и наблюдал строительство Ханты-Мансийска. Мы помним, что север Западной Сибири и Западная Сибирь, это не только нефть и газ, то, что начинает активно разрабатываться в 60-е-70-е годы, но это еще и лес, это еще и рыба, люди, живущие на реке. И все, что дает река, все, что дает край, который примыкает к реке, все это идет в использование человеком, причем не для домашнего, утилитарного, а в промышленных масштабах, в гигантских масштабах. Происходит разработка и использование природных ресурсов Западной Сибири. И как результат путешествия Николая Третьякова на север, вот эти представленные листы. Здесь мы видим «Северную Мадонну» – такой традиционный этнический образ, мы видим рыбаков, мы видим поморов, лесорубов, все, что связано с Западной Сибирью и переосмыслено художником. Художник-шестидесятник, художник, которого в свое время обвиняли в формализме, в обращении к традициям немецкого экспрессионизма. И мы это действительно читаем, это лежит на поверхности – очень динамично, очень энергично, гротескно, изломанно, и в самом деле очень экспрессивно. Также представлена его графика, которая не экспонировалась у нас никогда. Его зарисовки, его наброски, выполненные гуашью на бумаге. Мы видим различные этнографические типы, жанровые композиции, например, сидящие на лодке два человека с кружками в руках. Что налито в эти кружки, мы не знаем… И рядом другие работы Николая Третьякова. Это Газ-Сале – небольшое поселение на севере Сибири, Новый порт, Тазовск.

 

Мы также представляем серию художника Геннадия Намеровского. Это серия «Люди севера Сибири», датированная 1976-77 годами. Здесь мы видим, если внимательно присмотреться, даже название «Ханты-Мансийск», и мы видим то, что связано с рыбной ловлей, так или иначе с рыбной промышленностью. Речной рыбной ловлей. И у нас даже рядом в витрине представлены консервные банки Салехардского рыбконсервного завода. Это продукция, которая выпускалась в 1957-1991 годах. По наименованиям можно представить, какое было разнообразие. И это не просто продукция, это еще и образец торгово-промышленного дизайна, а также свидетельство того, насколько активно использовались природные ресурсы в народном хозяйстве. «Икра зернистая», «Корюшка»…

 

— Разве в Сибири тоже есть корюшка?! Тоже водится?

 

Водится, водится.

 

Поэтика севера очень хорошо отражена в работах известного художника Геннадия Райшева. В Ханты-Мансийске есть его дом-музей. Здесь представлены линогравюры, на которых, с одной стороны, достаточно реалистично, предметно, передаются особенности культуры хантов и манси, а с другой стороны, художник транслирует и мифы, которые живут среди этого народа.

 

Тема севера Сибири также поддержана декоративно-прикладным искусством. У нас представлены вещи, выполненные и из дерева – стилизованные этнические образы и образы животных – и предметы, выполненные из кости. Кость животных — это цевка, это трубчатая кость парнокопытных, но есть и бивень мамонта. Вот шахматы, на которых мы опять же видим стилизованные образы. Есть замечательная композиция, которая никого не оставляет равнодушным. Это работа из нашей коллекции, называется «Танец». Даже если мы с вами не слышим музыки, то глядя на эту скульптурную группу, мы просто чувствуем этот ритм, он уже начинает звучать в наших ушах. Или другая этнографическая композиция известного омского резчика Виктора Синицких под названием «Стоянка»: с чумом, с людьми, с оленями, с транспортными средствами и т.д.»

 

Что ж, на этом экскурсия по выставке с Фаридой Мухаматшарыповной Буревой, директором Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля и одним из авторов концепции пятой выстави проекта «НорНикеля», завершена. Но не завершено наше знакомство с выставкой. Мы продолжим в нашем следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru