6+

«И будет наше поколенье давать истории отчет»

Программа Марины Лобановой
«Встреча»

Гость: Димитрий Глебович Рар
Тема: Воспоминания Глеба Александровича Рара
«И будет наше поколенье давать истории отчет»

Димитрий Рар Марина Лобанова Радио Град Петров (2)


Также на сайте:

Об истории Свято-Князь-Владимирского братства, председателем которого был Г.А.Рар

Д.Рар:

Послесловие к книге – это текст, который отец писал в начале 90-х годов – называется «С чем я вернусь». Отец стал часто посещать Россию и записал свои мысли о возвращении эмиграции.

Когда в начале XIX века один из моих предков переехал в Москву, Рары стали частью московского купечества. Мой прадедушка был генеральным секретарем Российского страхового общества «Россия» и его бюро находилось на Лубянке. И в его бюро въехало ЧК – НКВД – КГБ.

Период Второй мировой войны – это сложнейший период в истории России и Русской эмиграции. И, особенно, для Русской эмиграции в Германии. Каково будет отношение национал-социалистов к русским – это было не понятно. Велась большая пропаганда, что Германия освободит Россию от большевизма. Но уже к концу 41-го года отношение национал-социалистов к русскому народу и к России стало более-менее ясно, и даже эмигранты поняли, что явно это враг России, а никак не освободитель от большевизма.

Rar2

Мой отец был членом НТС, а там пришли к решению, что можно этого врага использовать. И пользуясь продвижением фронта на восток проникнуть в оккупированные территории и проводить среди населения такую пропаганду, что есть третий путь: против Гитлера и против Сталина. То есть чтобы Россия была против обоих диктаторов. Сегодня для многих это звучит наивно, как я слышал из разговоров, но тогда… Тогда это была единственная соломинка, за которую хватались, чтобы что-то сделать для России и русского народа. Или же воздержаться вообще от любых действий, как это сделал генерал Деникин. Но хотелось же что-то делать, особенно молодым людям. И работа НТС на оккупированных территориях была успешной. Главная цель этой работы – разоблачить ложь советского режима и рассказать о возможном возрождении России без большевизма. Идеал НТС – это солидаризм, солидарное общество, которое построено на христианском мировоззрении, это близко к консервативным христианским партиям Европы.

архимандрит Ианнуарий КОнстантин Чернэуцану Димитрий РарАрхимандрит Ианнуарий, Константин Чернэуцану, Димитрий Рар
на радио «Град Петров»

 

М.Лобанова:

Представим себе эту уникальную историческую ситуацию: немцы нападают на нашу территорию. Уходят наши войска, уходят наши власти, приходят немецкие войска и немецкие власти. И возникает у нас такое психологическое восприятие: наши – это Сталин, а враг – это Гитлер. И тут приходят русские эмигранты… И они говорят людям о том, что есть Россия, а не только Советский Союз. Кстати, среди этих молодых людей были и супруги Поздеевы, основатели радиостанции «Голос Православия» и вдохновители основания радио «Град Петров». А что именно делал Ваш отец?

Д.Рар:

Он вербовал новых членов НТС среди военнопленных в городе Бреславле (Breslau) (ныне — Вроцлав, Польша) в Германии, где он тогда жил и учился в университете.

М.Лобанова:

Но немцы же за это не похвалят?

Д.Рар:

В июне 1944 года немцы уже приняли решение арестовать всех видных членов НТС. Если их ловили на оккупированных территориях, то их в основном расстреливали. А в Германии, среди эмигрантов, их сажали в концлагеря или тюрьмы. И вот мой отец был арестован в июне 44-го года просто за то, что был членом НТС. Сперва он находился в следственной тюрьме Гестапо в Бреславле, где даже была возможность писать и на конверте издавать «журнальчик» для сокамерников, назывался этот «журнал» «Набат за решеткой», у мамы сохранился оригинал. А потом его перевели в первый концлагерь – в Гросс-Розен в Силезии, и потом он уже прошел через несколько концлагерей. Когда американцы стали приближаться к Тюрингии, к Бухенвальду, тогда был организован поезд из Бухенвальда в Дахау в Баварии, под Мюнхеном. И из 5 тысяч заключенных, которые были отправлены на этом поезде только полторы тысячи доехали до Дахау, среди них – мой отец, который чудом выжил.

Глеб Рар

Про освобождение заключенных из концлагеря папа тоже пишет в своих воспоминаниях, называется это «Пасха в Дахау».

В лагере Дахау было много заключенных из православного духовенства – сербы, греки, даже с горы Афон – и вот они захотели отметить Пасху. Ничего не было, но был барак, где католическим ксендзам разрешали служить свои богослужения. И вот там прошла тогда эта православная Пасха. Из полотенец Красного Креста сшили орари, епитрахили и наизусть провели пасхальную заутреню. Всё было наизусть. Слово Иоанна Златоустого было сказано. Евангелие наизусть прочитано. Это произвело большое впечатление на отца.

Глеб Александрович Рар

Пасха в Дахау, 1945 г.

Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара (2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора.

Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие — от тифа…

28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты „SS“ на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это — знак надежды, что „SS“ скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря.

Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.

Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов „SS“ передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…

Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных,  Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» — моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина…  Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских  надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.

В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) — который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени  «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие — «В начале было Слово» — также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве — сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской Часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».

Свято-Воскресенская часовня в Дахау, которая была построена отрядом Западной группы войск Российской Армии незадолго до ее вывода из Германии в августе 1994 года, являет собой точную реплику северно-русской шатровой церкви или часовни. За престолом часовни находится большая икона, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концентрационного лагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу.

Сегодня я хотел бы воспользоваться случаем и попросить вас,  православных христиан во всем мире, сообщить нам имена иных православных братьев и сестер, заключенных и погибших здесь, в Дахау, или в прочих нацистских концентрационных лагерях для того, чтобы мы смогли включить их в наши молитвы.

А если вы сами когда-нибудь попадете в Германию, не премините посетить нашу русскую часовню на территории бывшего концлагеря Дахау и помолитесь за всех замученных «на месте сем и на иных местах мучения».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! XPI?TO? ANE?TH! CHRIST HAS RISEN!

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (Стихира Пасхи).

Источник: Патриархия.ru

Также об этом: Православие и мир

Фото: Православие и мир

 

Димитрий Рар Марина Лобанова Радио Град Петров (1)Д.Рар и М.Лобанова
на радио «Град Петров»

АУДИО:

часть 1

часть 2

 

 

Ульяна Волкова и Димитрий Рар

 В 2015 году Свято-Князь-Владимирское братство отмечает свое 125-летие

1000-летие кончины князя Владимира приходится на один год со 100-летием кончины протоиерея Алексия Мальцева и 125-летием основанного им Свято-Князь-Владимирского братства – единственного, сохранившегося с дореволюционных времен

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru