Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Димитрий Глебович Рар
Тема: Воспоминания Глеба Александровича Рара
«И будет наше поколенье давать истории отчет»
Также на сайте:
Об истории Свято-Князь-Владимирского братства, председателем которого был Г.А.Рар
Д.Рар:
Послесловие к книге – это текст, который отец писал в начале 90-х годов – называется «С чем я вернусь». Отец стал часто посещать Россию и записал свои мысли о возвращении эмиграции.
…
Когда в начале XIX века один из моих предков переехал в Москву, Рары стали частью московского купечества. Мой прадедушка был генеральным секретарем Российского страхового общества «Россия» и его бюро находилось на Лубянке. И в его бюро въехало ЧК – НКВД – КГБ.
…
Период Второй мировой войны – это сложнейший период в истории России и Русской эмиграции. И, особенно, для Русской эмиграции в Германии. Каково будет отношение национал-социалистов к русским – это было не понятно. Велась большая пропаганда, что Германия освободит Россию от большевизма. Но уже к концу 41-го года отношение национал-социалистов к русскому народу и к России стало более-менее ясно, и даже эмигранты поняли, что явно это враг России, а никак не освободитель от большевизма.
Мой отец был членом НТС, а там пришли к решению, что можно этого врага использовать. И пользуясь продвижением фронта на восток проникнуть в оккупированные территории и проводить среди населения такую пропаганду, что есть третий путь: против Гитлера и против Сталина. То есть чтобы Россия была против обоих диктаторов. Сегодня для многих это звучит наивно, как я слышал из разговоров, но тогда… Тогда это была единственная соломинка, за которую хватались, чтобы что-то сделать для России и русского народа. Или же воздержаться вообще от любых действий, как это сделал генерал Деникин. Но хотелось же что-то делать, особенно молодым людям. И работа НТС на оккупированных территориях была успешной. Главная цель этой работы – разоблачить ложь советского режима и рассказать о возможном возрождении России без большевизма. Идеал НТС – это солидаризм, солидарное общество, которое построено на христианском мировоззрении, это близко к консервативным христианским партиям Европы.
Архимандрит Ианнуарий, Константин Чернэуцану, Димитрий Рар
на радио «Град Петров»
М.Лобанова:
Представим себе эту уникальную историческую ситуацию: немцы нападают на нашу территорию. Уходят наши войска, уходят наши власти, приходят немецкие войска и немецкие власти. И возникает у нас такое психологическое восприятие: наши – это Сталин, а враг – это Гитлер. И тут приходят русские эмигранты… И они говорят людям о том, что есть Россия, а не только Советский Союз. Кстати, среди этих молодых людей были и супруги Поздеевы, основатели радиостанции «Голос Православия» и вдохновители основания радио «Град Петров». А что именно делал Ваш отец?
Д.Рар:
Он вербовал новых членов НТС среди военнопленных в городе Бреславле (Breslau) (ныне — Вроцлав, Польша) в Германии, где он тогда жил и учился в университете.
М.Лобанова:
Но немцы же за это не похвалят?
Д.Рар:
В июне 1944 года немцы уже приняли решение арестовать всех видных членов НТС. Если их ловили на оккупированных территориях, то их в основном расстреливали. А в Германии, среди эмигрантов, их сажали в концлагеря или тюрьмы. И вот мой отец был арестован в июне 44-го года просто за то, что был членом НТС. Сперва он находился в следственной тюрьме Гестапо в Бреславле, где даже была возможность писать и на конверте издавать «журнальчик» для сокамерников, назывался этот «журнал» «Набат за решеткой», у мамы сохранился оригинал. А потом его перевели в первый концлагерь – в Гросс-Розен в Силезии, и потом он уже прошел через несколько концлагерей. Когда американцы стали приближаться к Тюрингии, к Бухенвальду, тогда был организован поезд из Бухенвальда в Дахау в Баварии, под Мюнхеном. И из 5 тысяч заключенных, которые были отправлены на этом поезде только полторы тысячи доехали до Дахау, среди них – мой отец, который чудом выжил.
Про освобождение заключенных из концлагеря папа тоже пишет в своих воспоминаниях, называется это «Пасха в Дахау».
В лагере Дахау было много заключенных из православного духовенства – сербы, греки, даже с горы Афон – и вот они захотели отметить Пасху. Ничего не было, но был барак, где католическим ксендзам разрешали служить свои богослужения. И вот там прошла тогда эта православная Пасха. Из полотенец Красного Креста сшили орари, епитрахили и наизусть провели пасхальную заутреню. Всё было наизусть. Слово Иоанна Златоустого было сказано. Евангелие наизусть прочитано. Это произвело большое впечатление на отца.
Глеб Александрович Рар
Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара (2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора.
Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие — от тифа…
28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты „SS“ на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.
29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это — знак надежды, что „SS“ скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря.
Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.
Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов „SS“ передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…
Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» — моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.
Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.
Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.
Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.
В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) — который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.
За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие — «В начале было Слово» — также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!
Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве — сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.
Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской Часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».
Свято-Воскресенская часовня в Дахау, которая была построена отрядом Западной группы войск Российской Армии незадолго до ее вывода из Германии в августе 1994 года, являет собой точную реплику северно-русской шатровой церкви или часовни. За престолом часовни находится большая икона, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концентрационного лагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу.
Сегодня я хотел бы воспользоваться случаем и попросить вас, православных христиан во всем мире, сообщить нам имена иных православных братьев и сестер, заключенных и погибших здесь, в Дахау, или в прочих нацистских концентрационных лагерях для того, чтобы мы смогли включить их в наши молитвы.
А если вы сами когда-нибудь попадете в Германию, не премините посетить нашу русскую часовню на территории бывшего концлагеря Дахау и помолитесь за всех замученных «на месте сем и на иных местах мучения».
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! XPI?TO? ANE?TH! CHRIST HAS RISEN!
«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (Стихира Пасхи).
Источник: Патриархия.ru
Также об этом: Православие и мир
Фото: Православие и мир
Д.Рар и М.Лобанова
на радио «Град Петров»
АУДИО:
часть 1
часть 2
В 2015 году Свято-Князь-Владимирское братство отмечает свое 125-летие1000-летие кончины князя Владимира приходится на один год со 100-летием кончины протоиерея Алексия Мальцева и 125-летием основанного им Свято-Князь-Владимирского братства – единственного, сохранившегося с дореволюционных времен |