Программа Дарьи Завьяловой
«Кино и театр»
Гость: Елена Володченко, арт-критик
Тема: многослойные коллажи Ромы Либерова. «Сохрани мою речь навсегда» и «Сокровенный человек»
Эфир: 29 октября 2021 г.
АУДИО
«У Платонова и слепые видят, и немые красноречивы. А у Ромы Либерова говорят кадры. Даже за одну маленькую сценку хочется ему аплодировать. Раскулаченный крестьянин отбивает ведро воды у бывшего батрака. Тот воспользовался его колодцем. Батрак одним ударом кулака отправляет кулака на землю. И вдруг камера переворачивается, и вот уже крестьянин, держась за землю, висит ногами вниз, в непонятую бездну неба, а батрак висит вниз головой. И вот она, та разобщенность людей у Платонова, которая буквально сквозит в каждой строчке – так легко и образно передается», – арт-критик Елена Володченко комментирует фильм «Сокровенный человек». Его автор – режиссер (называющий себя нережиссером) Роман Либеров. Это очень разносторонний человек, но главное – влюбленный в литературу, живущий в пространстве литературы и поставивший себе задачу перевести любимых авторов на киноязык.
В программе обсуждались две его работы «Сохрани мою речь навсегда» – о Мандельштаме; и «Сокровенный человек» – о Платонове.
Эти картины можно назвать фильмами, потому что в них автор говорит на языке кино; но никак не документальными, хотя документов, легших в основу сценария – бесчисленное множество. Роман Либеров отстраняется от понятия документалистики и отстаивает кино как способ высказывания, где должны говорить сами кадры, а не то, что в кадре происходит.
И кадры говорят. Нервный монтаж, где чередуются петербургские здания, показанные с драматических нижних ракурсов, как будто подчеркивают то безлюдное, строгое и в то же время вечное пространство, в котором жил Мандельштам. Классический ордер. Его любимая Греция.
Египетские фрески, где восседающие фараоны несравненно больше их рабов, монтируются с изображениями вождей и голодающими людьми в постоянном труде «на благо коммунизму». А потом начинаются казни египетские, и под песни «Гражданской обороны» силуэты вырезанных человечков проводят расстрелы, экран заливает кровь.
Бессмысленно перечислять огромное количество приемов, которые использует автор и его команда в процессе перевода жизни, творчества, судьбы и эпохи на язык образов. Анимация, графика, глина, куклы, игровые вставки, – каждую минуту фильма происходит что-то новое, углубляющее зрителями и придающее объем той личности, которой посвящен фильм.
Сейчас Рома Либеров работает над следующим фильмом – «В поисках Хармса». Будем ждать и пересматривать те, что есть.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.