Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 80
Программа Екатерины Степановой.
Эфир 22 августа 2018 г., 10.45
14 августа 2018 г. в Омске открылась пятая выставка проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая называется «Иртыш течет на север». Она проходит в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Предлагаем вашему вниманию небольшой репортаж с открытия выставки.
К собравшимся гостям с приветственным словом обратилась Фарида Мухаматшарыповна Буреева, директор музея:
«Дорогие друзья. Мы рады вас приветствовать на открытии выставки «Иртыш течет на север», организованной в рамках межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», инициированной компанией «НорНикель. Мы благодарны компании за прекрасную идею. Прежде всего это идея, а потом уже все остальное.
Омск город степной, граничащий с Казахстаном. Он основан в результате экспедиции Ивана Бухгольца. Омск – это отправная точка для многих исследовательских и творческих маршрутов XIX-XX столетий. Связующей нитью между Омском и севером Западной Сибири является великая река Иртыш. Река – это великая сила. А город, стоящий на такой большой реке как Иртыш, однозначно обладает огромным ресурсом развития. Я думаю, что этим ресурсом мы должны правильно воспользоваться. У нас есть все шансы для этого. Мы должны вспомнить о том, как это делали наши предшественники, и какие достижения были получены в результате».
Далее несколько слов сказал заместитель председателя правительства Омской области Владимир Борисович Компанейщиков:
«Выскажу свое субъективное мнение, возможно, оно очень спорное, но, тем не менее: все то, что мы сегодня увидим, навело меня на мысль о том, что этот проект – это очень хороший способ найти истоки омской идентичности. Ведь Омск когда-то был форпостом движения на юг, и очень многое из того, что потом состоялось в Российской империи, в Советском Союзе, начиналось из Омска в этом движении. Потом уже в XX веке в Омске родилось очень многое, что потом закончилось где-то на севере. И судьбы многих людей, связанных с Омском, они тоже имеют истоки в этом городе, а расцвет и реализации эти люди достигли где-то за его пределами. Наверно, судьба у Омска такая – быть в истоке, быть в начале каких-то славных дел, практически петровских. И вот это понимание, что мы на самом деле очень много делаем и для страны, и для мира, для российской культуры и для мировой культуры, вот это очень важно понимать. Потому что мы гордимся очень многим, но, к сожалению, очень мало об этом знаем».
О проекте и результатах подготовки к пятой выставке несколько слов сказала д.и.н. Юлия Зораховна Кантор, научный руководитель гуманитарных проектов компании «НорНикель», куратор проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»:
«Я поддержу мысль о том, что сначала идея, а потом все остальное. И я не знаю, если бы не Омск, родилась ли бы вообще эта идея. Не у меня, а сто лет назад, когда адмирал Колчак, Верховный Правитель России, послал экспедицию во главе с Николаем Урванцевым отсюда на Таймыр. И потому один из главных героев этого проекта конечно город Омск.
Омск выполнил задачу неимоверной сложности. И я объясню почему. Не только потому, что выставка очень концентрированная и амбивалентная. Здесь изобразительное искусство, декоративно-прикладное, археология, документы. И, конечно, эта выставка объединяет и Омский музей, и Музейно-выставочный центр им. Шемановского в Салехарде, и Омский исторический архив, и Государственный архив Военно-морского флота из Санкт-Петербурга. Дело в том, что есть такое правило, к сожалению, проверенное музейным опытом. Когда делаешь большой многолетний проект, его энергетическое и интеллектуальное напряжение немножко спадает. Выставка в Омске пятая из девяти. Она ровно экватор. И я очень волновалась, что мы попадем в ситуацию, когда один из главных участников проекта окажется как бы в такой лунке. И я должна с огромной радостью и благодарностью сказать коллективу музея и кураторам выставки – вы сделали новый пик этого проекта. Этот экватор – это пик нашего проекта и еще одна взятая проектом высота.
Музей изобразительных искусств им. Врубеля хоть и называется музеем изобразительных искусств по праву, тем не менее, музей гораздо более широкий по наполнению коллекций и по интеллектуальному потенциалу сотрудников. Наблюдая в течение года как менялась, трансформировалась и углублялась концепция, я была очень рада. Ведь эта выставка собрала в себе иногда болевые точки нервного времени XX века. Здесь есть и экспедиции Колчака и поиски, здесь есть художественная рефлексия XX века из великолепной коллекции живописи музея, здесь есть потрясающие декоративно-прикладные сюжеты, великолепный дизайн, такой льдинный, очень северный, точно попавший в концепцию выставки и проекта в целом, здесь есть Мертвая дорога Салехард-Игарка-Надым – ГУЛАГовская стройка. Очень правильно и честно, что музей решил не обходить и эту в прямом и переносном смысле зону истории освоения Севера.
Выставка, безусловно, энциклопедична. Она будет полезна не только взрослым, но и детям. Одна из задач нашего проекта образовательно-обучающая и просветительская. И большое спасибо омичам и коллективу музея, что и эту задачу они, благодаря параллельной программе, тоже решили».
Об особенностях экспонирования архивных документов сказала директор Омского исторического архива Чекалина Людмила Александровна:
«Популяризация документального наследия является одним из основных направлений нашей работы, но в таком варианте, как здесь, наши документы просто ожили, а те образы, которые представлены на живописных полотнах, макетированных экспонатах, наверно, будут восприняты с большей пользой, будут иметь более познавательный эффект для тех, кто посетит эту выставку.
Для нашего архива тема Арктики действительно близка. И кто побывал в нашем Центре изучения истории Гражданской войны, знает, что у нас есть свой арктический зал. Но вместе с тем, в наших фондах очень много документов, которые сегодня впервые экспонируются, которые не введены в научный оборот. И мы надеемся, что этот проект станет импульсом для интереса наших омских исследователей, для исследователей других регионов, в первую очередь участникам выставки, к нашим фондам. Мы уверены, что наше сотрудничество в дальнейшем расширит свои рамки, и мы будем реализовывать проекты, направленные на решение других стратегических задач».
Комментарий к событию специально для радио «Град Петров» дал министр культуры Омской области Юрий Викторович Трофимов:
— Я был директором музея, когда начинался этот проект, когда возникла идея, и мы с удовольствием приняли участие. Омск находится на юге Западной Сибири. Но Омск очень связан с Севером. Традиционно, это путь по Иртышу, во-первых. Во-вторых, это административный центр огромной области, части сначала Российской империи, а потом Советского Союза, а сейчас Российской Федерации. И всегда были очень тесные связи с Сибирским севером. Сначала это освоение огромных пространств и очень важные события, связанные с временем, когда проводились научные исследования, краеведческие исследования севера, возникновение здесь в Омске Западно-Сибирского отделения Русского географического общества. Именно эти ученые по-настоящему осваивали Сибирь и север Сибири. Затем это время Колчака и это особое отношение к Северному морскому пути, и, наконец, поддержка Колчаком той экспедиции, которая, собственно, открыла норильский никель.
Очень важные события, связанные с Великой Отечественной войной, когда весь север Западной Сибири входил в Омскую область. Потом это освоение природных богатств – нефть, газ. И тоже здесь Омск очень большую роль сыграл – Омский нефтезавод, который и перерабатывал эту нефть. И все это осмысляется и осмыслялось художниками, творцами, которые, пропуская через себя всю эту историю и природу и современное состояние освоения севера, создавали и создают замечательные произведения искусства, которые и представлены на этой выставке.
Вот такой Омск. Такой город, который, хоть и является самым южным городом этого проекта, большого проекта «НорНикеля», но этот южный город очень тесно связан с севером.
— Наверно можно сказать, что практическая реализация многовекового теоретического исследования, подготовки Северного морского пути, началась из Омска.
— Конечно. И важно, что в Омске сохраняются свидетельства этой истории, потому что и музеи, и архив хранят замечательные экспонаты. Есть замечательные фотографии, сохранившиеся еще с XIX века, когда был зимний путь в Салехард из Омска, потому что это тоже входило в юрисдикцию местного генерал-губернатора. И даже один из них, Гасфорд, однажды совершил рабочую поездку на север и был в Обдорске, Нижнем Салехарде. Т.е. это нормальный район, который связан с Омском. Теперь это огромная территория, которая относится к Тюменской области и Ямало-Ненецкому автономному округу. Связи остались. Замечательный музейно-выставочный комплекс им. Шемановского – наш партнер, который участвует в выставке.
Этот зимний путь, конечно, прежде всего, по замерзшим рекам, потому что это традиционно. Но не только. Но и просто дорога, традиционный зимник, это хороший путь в Сибири, потому что гладкая дорога, устойчивые морозы, замечательно можно проехать в отличие от летнего периода, в особенности в то время в XIX веке. Поэтому путешествовать старались зимой. А краеведческие экспедиции были и летние, путешествовали на водном транспорте, спускались по рекам на север. Такая вот дальняя поездка».
В выступлениях были акцентированы все основные вехи концепции омской выставки – это и определение омской идентичности, города в Сибири, но на границе со степью, столицей Белой России, но занятой Красными войсками. Это и начало пути на Север, начало Северного морского пути, и начало освоения Таймыра. Это и обширное пространство почти всей Западной Сибири, которое входило в Омскую губернию и Омскую область. Это даже свидетельство древних связей с Сасанидским Ираном. И особо отметим, что это и расширение рамок северного проекта, благодаря чему архивные документы получают возможность быть представленными широкому кругу зрителей. Если помните, тема архивных документов и возможности их эскпонирования обсуждалась нами в одном из обозрений предыдущей выставке.
Вот так, по этим вехам концепции мы и будем знакомиться с выставкой в беседах с ее кураторами и организаторами.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.