6+

«Искать не камни, а живого Христа»

Программа «Неделя»

Прямой эфир 12 июля 2020 г.

Гость: протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии

ВИДЕО

Темы программы:

— Может ли священник быть психологом

— Храм Святой Софии в Константинополе-Стамбуле снова станет мечетью

— Убийство мальчика в Индии по религиозным мотивам

— Расизм и «белый Христос»: допустимо ли изображать Иисуса Христа чернокожим?

— В епархиях растет число обращений за продовольственной помощью.

Главный храм для всех христиан — Святая София Константинопольская — станет храмом другой религии. Что переживают христиане?

Протоиерей Александр Дягилев:

Наша вера не привязана к каким-то земным точкам — Константинополю или Иерусалиму. И Бог ищет людей, не которые молятся в Константинополе или Иерусалиме, а в духе и истине — это евангельские слова (Ин 4:24), на всяком месте. И, может быть, не случайно Господь лишил нас, христиан, наших основных святынь, чтобы мы не привязывались к земному. Надо искать живого Христа, а не камни, по которым Он ходил. Да, превращение храма Святой Софии Константинопольской в мечеть — это пощечина мировому православию, а как мы должны реагировать на пощечину?

В реальности мы сталкиваемся с тем, что люди путают народные традиции с православием, считая, что соблюдение ритуалов делает их православными, и для совершения ритуалов нужны храмы. А Богу нужны ваши души, а не храмы.

Противоречит ли церковным канонам изображение Иисуса Христа чернокожим?

Протоиерей Александр Дягилев:

Я нормально отношусь к тому, что Христа могут изобразить чернокожим. Или — монголоидом (есть китайские или японские иконы, где Христос изображается в стиле традиционной китайской или японской живописи, например). Потому что Христос пришел ко всем людям. В каком-то смысле, каждый из нас, христиан, являет собой Христа, особенно, когда мы собраны вместе. И слово апостол (я сегодня говорил в проповеди) — это не просто посланник, это посол. … И человек, являющий Иисуса Христа, может быть любого цвета кожи. Если бы такое изображение появилось где-нибудь в Александрийском патриархате, в Африке, или даже в той же Америке, где афроамериканцев много, да и в том же Лондоне в районе, где много выходцев из Африки, то я бы посчитал это уместным. Да, Христос пришел и к вам, Он стал человеком во всей полноте. Давайте честно — ведь у нас на наших иконах Христа тоже часто изображают белокожим, с голубыми глазами и русыми волосами. То есть мы тоже то же самое делаем. Да, Христос был русским. И Христос был евреем. И Христос был греком. И Христос был афроамериканцем. И Христос был китайцем. Он был всем для всех. Он являет Себя всем людям на их языке. Он открыт для всех. Он воспринял всю полноту человеческой природы со всеми расами, со всеми цветами кожи.
А вот то, что чернокожим Христа изобразили в соборе Сент-Олбанс — в местечке, где чернокожих, исторически так сложилось, очень мало, это мне не близко и не понятно.

Что такое икона? Икона не столько иллюстрация, сколько некий символ, задача которого — отразить внутреннюю суть, внутренний смысл. Икона тем же самым иконографическим языком может дать понять тем же самым афроамериканцам, что Христос пришел к вам, китайцам — Христос пришел к вам, и Он был таким же, как вы.

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru