Репортаж Елены Абламской
Выставка «Времени нет» в Музее печати. А.Г.Траугот, петербургский художник, Наталья Дельгядо, пиар-директор издательства «Вита Нова», Алексей Дмитренко, главный редактор издательства
Эфир: 14 августа 2023 г.
АУДИО
Репортаж из Музея печати в день открытия выставки работ к новой серии книг издательства «Вита Нова», название которой, как и название выставки — «Времени нет».
В чём уникальность новой серии, стилизованной под самиздат? Какие книги появились в издательстве «Вита Нова» благодаря творческому союзу художника и издательства? Что думает Александр Георгиевич Траугот о своей профессии? Об этом говорят участники события.
Елена Абламская:
В Музее печати открыта выставка «Времени нет», представляющая работы петербургских художников-графиков Александра Георгиевича и Валерия Георгиевича Трауготов. Демонстрируются графические циклы из коллекции издательства «Вита Нова». Это оригиналы иллюстраций к изданиям пьесы Александра Сергеевича Пушкина «Пир во время чумы», поэм Анны Ахматовой «Реквием», Александра Блока «12», Анатолия Мариенгофа «Магдалина», а также к стихам Ольги Берггольц, Михаила Кузьмина, Осипа Мандельштама и прозе Эдуарда Кочергина.
Выставку открывали Александр Георгиевич Траугот, Алексей Дмитренко, главный редактор издательства Вита Нова, и Наталья Дельгядо, PR-директор издательства.
Наталья Дельгядо:
Извините за то, что мне приходится представлять классика. И все-таки, по долгу службы, я должна это сделать.
Александр Траугот:
Я не люблю это слово.
Наталья Дельгядо:
Но это так, Александр Георгиевич. Сегодня мы представляем новые работы Александра Георгиевича Траугота.
Александр Траугот:
Я хочу вам рассказать про свою теорию по поводу слова «художник». «Художник» родился от слова «худо». Потому что само слово это в XVIII веке было слово «охуждение», и когда монахи писали свои проповеди, они заканчивали свою проповедь, свое письмо: «Читатель, прости мою худость». Так же и я хочу попросить вас простить мою худость, потому что искусство, как известно, безгранично, и тот, кто видит перспективу, неизбежно видит свою недостаточность, свою худость. Так что я прошу у всех прощения.
Н.Дельгядо:
Я добавлю, что работы, которые здесь сегодня представлены, во многом это те работы, которые сделаны за последние два года, и работы, которые сделаны к нашей новой серии. Новая серия называется «Времени нет» и название выставки такое же – «Времени нет».
Дело в том, что когда-то давно в издательстве появилась серия рукописей, такая дань памяти самиздату советскому. И она стилизована под издательскую папку с якобы еще не вышедшей рукописью, там машинопись, рукописные примечания редактора, но все-таки это были тиражные издания».
Елена Абламская:
И еще несколько слов от Александра Георгиевича Траугота в день открытия выставки.
Александр Траугот:
Вы знаете, я вам скажу, что такое профессия художника. Некоторые думают, что это занятие. У меня есть знакомый один, даже мой друг, он бизнесмен, и он говорит: «У меня свой бизнес, у вас свой бизнес». Нет. Искусство – это не занятие, это состояние. И вот если это состояние есть у человека – он художник. И его состояние проявляется как-то, в какой-то области обязательно. Это состояние, это не занятие. А тот, кто занимается… конечно, есть художники, которые занимаются, профессионально работают. Но, мне кажется, это безблагодатный труд, потому что искусство само рождается. Это как рождение, не знаешь, что у тебя родится, и сам бываешь удивлён!
А потом тот, кто воспринимает искусство, он такую же роль играет, это половина творчества — чтобы воспринять, тоже нужно работать. А то искусство, которое не требует внутренней работы для восприятия, оно поверхностно, и это даже, с моей точки зрения, не искусство. Искусство требует соучастия, чтобы зритель пошел навстречу художнику, и тогда происходит встреча и искусства, и зрителя, и художника. И тогда не разоряют, а обогащают. Так что интерес к искусству, мне кажется, очень плодотворен.
Сейчас, сегодня я делал обложку к книжке, которая уже у этого издательства, это такой небольшой лирический рассказ Кочергина. На обложке я рисую балерину. Это Жизель. Хотел бы, чтоб она летела. Но не знаю, получилось или нет. Я сделал несколько, посмотрю потом, что получилось.
Все, что я делаю, обязательно в тот момент это мое самое любимое. Художник – тот, кто способен очаровываться. Совсем другое – это очаровывать других. Вот это я и называю «безблагодатный труд» – очаровывать других. Но очаровываясь сам, можно заразить других.
Елена Абламская:
Александр Георгиевич, а это возможно передать ученикам?
Александр Траугот:
Я никогда не преподавал, но я думаю, что ученики могут заразиться, если у тебя есть такая инфекция. А научить… ну, научить можно очень немногому.
Елена Абламская:
А от кого заражались вы?
Александр Траугот:
Прежде всего, я вырос в семье художников, мой отец и мать, потом их друзья. Я вырос в такой счастливой атмосфере и я заразился не только искусством, но и презрением к тому, что я называю «безблагодатный труд». Вот к этому я с детства привык относиться с презрением и до сих пор так отношусь. И я думаю, что если бы я преподавал, я бы тоже учил так: презирать то, что чуждо вам.
Елена Абламская:
Это недостаточно назвать вкусом, это именно презрение?
Александр Траугот:
Нет, это больше, чем вкус. Нужно оттолкнуться, решительно оттолкнуться, хлопнуть дверью!
Елена Абламская:
Выставка «Времени нет» в Музее печати на набережной реки Мойки будет открыта до 28 августа 2023 г.