Программа Марины Михайловой
«Культурная реакция»
2010 г.
М.Михайлова: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! С вами радио «Град Петров», программа «Культурная реакция» и ее ведущая Марина Михайлова. И сегодня с большим удовольствием я представляю вам нашего гостя – это профессор, культуролог, философ Аркадий Ростиславович Небольсин. Здравствуйте, Аркадий Ростиславович!
А.Небольсин: Здравствуйте!
М.Михайлова: Я очень рада, что Вы предложили такую интересную тему как американизм, американизация жизни. Мне бы хотелось услышать, что Вы думаете по этому поводу. Ведь Вы живете в Америке очень давно, Вы – американец, но при этом Вы – русский человек. И вот это Ваше удачное пограничное положение, принадлежность одновременно к двум культурам, наверное, позволяет рассмотреть какие-то интересные вещи.
А.Небольсин: Да, я – такой мост на двух ногах. Я в Америке живу почти постоянно с 1937 года, хотя я часто бываю и в других странах, и после 1972-го года начал часто посещать Россию. Я бы хотел назвать свою презентацию «Америка и американизм», потому что в каждой стране есть свои качества и есть свои, скажем, «некачественные элементы», и их нужно различать. Совсем глупо просто огульно ненавидеть Америку и американцев, как и любую другую страну.
М.Михайлова: Конечно.
А.Небольсин: Есть очень много недостатков, против которых, конечно, можно восставать и стараться от них избавиться. Это другое дело. Это касается многих американцев, и хороших американцев. Так что я с этого хотел бы начать. И мы начнем, скорее, с плохого и перейдем к хорошему.
М.Михайлова: Да, думаю, это правильно.
А.Небольсин: Есть американизм, который захватил все здешние масс-медиа, все средства массовой информации и увлечения – я подразумеваю, например, музыку. Культура рок, и поп, и даже я небольшой любитель джаза. Мне казалось даже в детстве, что это довольно вредно, что в этом какой-то примитивизм и какая-то грубость, которые отучают людей от классической музыкальной восприимчивости. И это, конечно, очень жаль. Я сам учился классической музыке, и даже должен был стать музыкантом, но потом я «перерешил» этот вопрос, когда мне исполнился 21 год. Но я просто очень люблю музыку, и мне больно видеть, какие вредные влияния, даже в самой Америке. И совсем меня удивило, что после войны эти влияния появились и в Европе. Сперва в Европе, и, вероятно, после перестройки в России. Я бы сказал, что это очень низкий уровень массового человека. В 20-е годы Ортега-и-Гассет написал изумительную книгу «Восстание масс», которую перевели на русский язык довольно скоро. Именно это массовое сознание, по-немецки говорят «массенменш», чрезвычайно разрушительно. Например, мы с Вами говорили и о проблемах современной архитектуры, и о разрушении Петербурга – другого слова я не нахожу. И все это, конечно, проявления массового сознания.
Говорят, архитектура – это «замороженная музыка». И, конечно, оба с греческих времен взаимно связаны, оба должны опираться на гармонию, идею согласия. Даже церковнославянское слово «согласие» – там один из инструментов, о котором пишется в Новом Завете и то, что мы сами понимаем в другом смысле слова, что нужно «соглашаться». То есть без согласия ничего нет. Ни страны, ни общества, ни семьи, ни государства – и даже капитализма нет. И мы сейчас перейдем к этому, потому что вредный, пиратский капитализм – исторический – появился сперва в Англии и в Америке, а потом быстро начал переходить к другим странам. Капитализм попал в Германию – это заметили Маркс и Энгельс, но против капитализма начали воевать немецкие социал-монархисты, Мюллер и другие мыслители. И очень хорошо и правильно на все эти вопросы реагировали, и потом, кстати, другие монархисты тоже подхватили это. Вероятно, кажется, что царь и служилое дворянство – или, скажем, аристократия, но благородная аристократия (именно слово «noble» на всех языках, а по-русски говорят «благородный», но это тоже называется «знать» и «дворянство»), это люди, которые представляют собой разные идеалы. И если есть жадность к приобретению богатств и денег наперекор ближнему, часто не в выгоду твоего брата, а наоборот, стремление ему насолить, чтобы самому побольше поесть или побольше себе положить в карман, – все это, увы, разрослось, и в разных странах. Я тут немножко «переборщил», конечно, в отношении капитализма. Но капитализм, как мы его понимаем сегодня, родился в Англии, у Адама Смита, и довольно рано перешел в Америку. И к концу XIX века Америка славилась тем, что там был такой пиратский капитализм больших миллионеров. Против них многие восставали. И вот тогда возродилось слово «американизм», которое перешло из экономической среды и в культурную среду.
М.Михайлова: Можно я уточню одну вещь? Ведь мы с Вами прекрасно понимаем, что само по себе стяжательство, и жадность, и все пороки, связанные с деньгами, по-видимому, существовали столько же, сколько существовали сами деньги.
А.Небольсин: Да, конечно, это правда.
М.Михайлова: Но когда Вы говорите о «пиратском капитализме», означает ли это, что вот этот принцип стяжательства оправдывается и провозглашается как нравственный принцип, как допустимое поведение, и даже становится центром какого-то государственного и общественного устроения? Это так?
А.Небольсин: Да, Вы очень хорошо сказали. Эта тенденция не всегда проявляется. Например, ростовщичество часто осуждалось, начиная с Библии и Евангелия, и брать какие-то лишние проценты, не в выгоду своего ближнего, своего брата, по-евангельски говоря, это уже осуждалось. Это осуждалось и в ветхозаветном законе, и в христианском законе, и осуждалось Церковью, и притом довольно строго, и даже в протестантской Церкви. Но, с другой стороны, всякие писатели, вроде Макса Вебера и Тони, который, кстати, был знакомым моего дяди, профессор в Кембридже, и он написал «Religion and the rise of capitalism», где он доказал именно то, что Вы начали говорить. Не то, что это считалось потом человечным и нормальным, но это даже хвалилось, и капиталисты возгордились. И появилось с ними то, что сейчас так плохо во всех странах, и особенно у «новых русских», – какая-то гордыня, и самохваление вместе с этим капитализмом.
И я бы говорил о разрушительном влиянии этого капитализма. Например, он повлиял на ход модернизма, на ход культа уродства, культа всяких изъянов и даже провокаций. И на радио, и на телевидении это все идет из-за злоупотребления деньгами, потому что, оказывается, это выгодно играть на людях таким образом и учить их плохому примеру. И в этом исторически Америка кое в чем виновата. Я не пойду так далеко, как некоторые здесь, что даже когда Америка как бы политически распространяла свою власть, то это было одним методом, что она могла проникать и политически, и экономически тем, что она насаждала этот модернизм, близко связанный с капитализмом. Может быть, это случилось невольно, и как-то по разным причинам – мы не знаем, как дьявол действует. Иногда мы знаем, а иногда не знаем. И я вижу что-то демоническое и в модернизме, и в таком оголтелом капитализме. Конечно, в Америке есть противоядие, и много американцев борется против этого, и, конечно, не только русские люди здесь, которые насаждают христианскую нравственность или стараются ее распространить, но и многие в Америке. И не только православные, но католики и протестанты тоже стараются какую-то альтернативу предложить. Например, разные движения христианского социализма. В 30-е годы ХХ столетия, кстати, даже демократия Рузвельта насаждала такие нравственные экономические ценности, и разные религиозные круги, и даже богословы, и даже поэты и великие писатели, вроде Эзра Паунд. Это очень интересный пример для нас сегодня. Он недавно умер, и многие считают, что это самый великий поэт ХХ века. У него были всякие теории, своего рода учения. Он, конечно, был классик, исходил из Древнего Рима и Древней Греции, но он также изучил Древний Китай. У него своеобразный китайский классицизм и идеализм. Он учит людей другим экономическим привычкам, а не тем, которые сейчас главенствуют в Америке или даже в его время.
М.Михайлова: Можно я спрошу? Насколько голос поэтов звучит вообще в Америке? Понятно, что Эзра Паунд – это великий поэт и великий мыслитель, но услышан ли он обществом?
А.Небольсин: Зависит от общества. Многие учатся в университетах, и во всех университетах его изучают. Вы сами знаете, как в России все возятся с поэтами. Но наши поэты мало обращали внимания на общественные вопросы. Может быть, я не прав, но Мандельштам, или Ахматова, или Гумилев, или символисты – это все чистое искусство.
М.Михайлова: Но Ахматова написала «Реквием». Это не «чистое искусство».
А.Небольсин: Да, она осуждает коммунизм, это другое дело. То, что многие великие писатели выступали против коммунизма, я, конечно, согласен с этим. Но в Америке были целые системы фермерства, как заниматься сельским хозяйством, вопросы частной собственности, как это контролировать – и очень ярые атаки на капиталистических жадных миллионеров. Называли семью Рокфеллера и других «пиратских капиталистов». После этого, сравнительно недавно, капиталисты начали заниматься благотворительностью. И теперь существуют, как Вы знаете, большие фонды, каких здесь, по-видимому, нет, которые очень-очень много делают и для искусства, и для архитектуры, и для исторических городов, и для защиты окружающей среды. Это все как бы такое покаянное движение среди самых богатых элементов. Гейтс раздал свое имущество, и известен своими благодеяниями. Я это особенно хочу подчеркнуть, потому что, может быть, какие-то здешние очень эгоистичные капиталисты, которых я называю «новыми русскими» (может быть, нужно придумать новое название?), и эти люди, они, по-моему, очень мало что делают. Среди них есть верующие, иногда они помогают Церкви. Но я бы сделал обобщение, что этот класс людей не выполняет свою общественную обязанность, а в Америке это отчасти делается. Но не всеми, и в Америке тоже свои проблемы продолжаются. В Америке это началось раньше, чем в России, потому что даже в России была традиция купцов-миллионеров и благотворителей, а в Америке они позже начали заниматься благотворительностью. А, наоборот, пример Америки, о котором по всему миру говорили, это был пример вот этого ростовщичества, против которого выступал Эзра Паунд.
Теперь я повторяю: да, в России, конечно, тоже преклоняются перед своими поэтами, но в Америке это просто преподается во всех университетах без исключения.
М.Михайлова: Даже на технических специальностях?
А.Небольсин: Даже на технических. Бывают так называемые гуманитарные науки. В Колумбии все будущие инженеры, без исключения, должны были пройти «Great Books», то есть курс «Великих книг», начиная с «Илиады» и даже включая Библию. Многие студенты единственный раз, может быть, и прочитывали Библию. Так что в таком случае, почему я привел этот пример в лице Эзры Паунд, но сами поэты и писатели часто убегали из Америки, начиная с XIX века. Им настолько была противна жизнь там, такое уныние, такая скука от всего это материализма. И потом еще известное пуританское восстание иконоборчества и нелюбовь к религиозному искусству. Эта традиция тоже существовала. В результате великие писатели, Генри Джеймс, Скотт Фитцджеральд, все убегали в Европу, и часто там поселялись – и тот же самый Эзра Паунд. Революции в Америке не было, насилия не было, кровь там не текла, концлагерей не было, но почему-то духовная элита не хотела там жить и убегала в Европу.
М.Михайлова: А не кажется ли Вам, что дух американской культуры – это дух посредственности? Безусловно, есть в Америке великие писатели, поэты, очень интересные художники, некоторые снимают хорошее кино. Но тем не менее, когда началась экспансия американской культуры в Европу, возникла некоторая парадоксальная ситуация: насколько интеллектуалы, и французские, и английские, и русские протестуют против этого и не могут смириться, настолько народ доволен этим. Не кажется ли Вам, что американская культура нащупала какую-то очень соблазнительную низкую сторону человеческой природы?
А.Небольсин:
Да, Вы правы. Это то, что я сказал о «восстании масс» и массовости. Это значит, индивидуальный человек может быть очень хорошим, и хорошим семьянином, но с точки зрения культуры он является частью этих масс и проповедует это «псевдоевангелие». К сожалению, Вы совершенно правы, в Америке, и, кстати, это заметили уже давно, Диккенс, например…
М.Михайлова: Да, у Диккенса очень хорошая статья…
А.Небольсин: …и даже Токвиль. И американская интеллигенция, которая часто так критикует Америку, как никто. Например, сегодня Курт Воннегут, с которым я знаком, и другие повторяют то же самое, что Вы сказали.
А теперь поговорим о добром. Я с этого начал. Можно и критиковать, и я подарю Вам свою книгу, и Вы там найдете – я это называю «буржуазность» в своей диссертации, это и «пошлость», и «посредственность». Кстати, Набоков, хотя он тоже любил Америку, и все-таки там он разбогател, за что он очень был благодарен, но как он пишет об Америке – хотя бы «Лолиту» ужасную почитайте. И он тоже уехал навсегда в Швейцарию и поселился в городе, где я родился, в Монтре, и проживал там очень хорошо свою старость. Потому что это культурный европеец.
Все это очень плохо, но я скажу одно: тут нужно немножко отделить прекрасное от доброго, хотя в России, наоборот, гениальная мысль русской Церкви, русского народа, русской традиции – это все соединить в одно, и все прекрасное непременно «добро есть», а все доброе, хорошее непременно прекрасно. И словарь русского языка нам это доказывает «благообразием», о котором писал петербургский эмигрант Вейдле. О культе благообразия у Достоевского. Это мне всегда очень нравилось в родной культуре, потому что это было и в Древней Греции. Одно неразличимо от другого.
М.Михайлова: Да, калокагатия…
А.Небольсин: Конечно, может быть очень красивая женщина – и блудница, и так далее, бывают всякие изъяны, но принцип остается непоколебимым, я считаю. И все-таки иногда нужна грань между этими понятиями. Я считаю, что в Америке есть какой-то культ уродства – например, довольно глупый праздник Хеллоуин, который нашим православным священникам совсем не нравится. В это время переодеваются в каких-то монстров и скелетов, и дети, и взрослые ходят в таких костюмах, и все наслаждаются этим чистейшим уродством и монструозностью.
М.Михайлова: А это чисто американский праздник? В Ирландии, или еще где-нибудь, там такого нет? Таких карнавалов?
А.Небольсин: Может быть, это есть немножко в Англии. Ведь это было преддверие Дня всех святых в Западной Церкви – и это те чертики, которые наслаждаются. Да, конечно, есть и «Ночь на Лысой горе», и так далее. Но, кстати, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского – это что-то совсем другое; это трагическая музыка, эта музыка полна какой-то жалости и ужаса, и особенно в конце, где происходит примирение. Так что как раз это пример не того, что Вы могли бы подумать. Но в Америке как раз все это очень поверхностно и весело, и я не думаю, что это совсем правильно.
Но в Америке есть другое – доброта. Невероятная доброта этого населения, о котором мы говорили. Я даже не говорю об элите или интеллектуалах, или интеллигенции, или даже аристократии – там всякие бывают. А просто народ – фермеры, бедные негры на Юге. У них есть одно качество – это доброта, доброе отношение к другим людям. Нет зависти. Зависть – это европейская черта и, к сожалению, русская. Может быть, после коммунизма – я не говорю о предреволюционном крестьянстве или о народе, но теперь есть зависть и известная жестокость. Об этом многие из вас говорят, а не только я. И, к сожалению, это так. Даже Ключевский об этом писал в своей «Истории». И он был недоволен собой и написал книгу о добрых людях Древней Руси. Так же, как Лихачев написал книгу «О добром и прекрасном». Но главная характеристика сегодня, увы, это не то, что они, может быть, недобрые, они недоброжелательные. В Америке всегда, если сосед разбогател, ты ему не завидуешь, ты думаешь, что ты тоже можешь поработать и разбогатеть, как он. В России, если мужик сегодня построит новую избу, то его соседи могут эту избу разобрать, ночью прийти и утащить все, что можно. Я знаю примеры этого лично. Такое в Америке нельзя даже вообразить, это никому даже в голову не придет. К сожалению, те замечательные качества, которые вы находите в великой литературе, – Марк Твен «Гекльберри Финн», который, кстати, Вы знаете, это до массового сознания, до вашего телевизора, до наших средств массовой информации это не доходит почему-то. Об этом не говорят. И я должен признать, что, может быть, я сам не очень добрый человек по натуре, я стараюсь, но всякие у меня недостатки. И я могу завидовать, и даже очень. Вчера выступал Пиотровский, и я завидовал ему – почему, я не говорю. Другое дело, что я бы по-другому сказал, чем он. Но это не без зависти – вот я исповедуюсь сейчас перед христианским сообществом. Да, я ему завидовал – это часть моего характера. Американец, особенно простой народ, этого не сделает. Они радуются жизни очень часто, они веселятся, иногда очень глупым образом, потому что это веселье – это какой-то дурацкий голливудский фильм, и это сразу вульгарно, и даже получается какая-то неприятная нота.
Вот Лихачев написал книгу «Смеховая культура Древней Руси».
М.Михайлова: Да, это очень хорошая книжка.
А.Небольсин: Да, очень хорошая, но я на это скажу, что с основным тезисом я не согласен, и я написал это в своей книге. Может быть, я не прав, но я сегодня просто делюсь с Вами своим мнением. Я не специалист по Древней Руси, кстати, я учился у Федотова, который был замечательным эмигрантским философом, учителем Шмемана, например. И я на это отвечаю – смеховой культуры нет. Есть горький смех, обличительный смех, смех сатиры, смех юродивый, смех, смешанный с плачем. Вспомните Мусоргского и так далее, и святых юродивых. Скажем, блаженная Ксения – я там даже не так уж много заметил смеха. И есть очень много трогательных характеристик. Юродивый может быть исключительным и даже добрым и замечательным человеком, но сказать, что он смеется из радости чистого веселья и радости жизни, и о том, что Бог нам подарил все блага мира? Кстати, это есть и песнь трех отроков в Ветхом завете, это есть и Пасха, скажем сразу, это чистое веселье, чистое благодарение. Но в самой культуре, в русских, в российских текстах чистого смеха нет. Есть только одно исключение – это Пушкин. У Пушкина не только сатира, но у него есть и веселые стихи…
М.Михайлова: То есть смех радости. Вы имеете в виду смех от полноты жизни?
А.Небольсин: Да, радость – и шутка. Это очень часто у людей, скажем, я знал князя Гагарина, он часто шутил. И даже были такие шутки немножко злые – но идея была пошутить по-доброму. Основная идея была – добрая шутка. Времени нет, чтобы приводить примеры. Но у Пушкина это было, и у раннего Гоголя. Потом и у него начались слезы и началась сатира. И в коммунизме, конечно, сплошная сатира.
М.Михайлова: Но детские писатели были все-таки очень радостные, даже в советское время.
Но давайте мы вернемся все-таки к Америке. По литературе американской, читая Брэдбери или Харпер Ли, или еще кого-то, насколько я могла почувствовать атмосферу таких маленьких провинциальных американских городков, – там какой-то удивительный дух добрососедства и солидарности. То есть не просто доброта к человеку, в принципе, но какое-то умение жить маленькой общиной, знать своих соседей, уважать их, как-то друг друга поддерживать. Вот насколько это сейчас в Америке существует? И везде ли это существует или только в маленьких городках?
А.Небольсин: Это продолжается. И в Нью-Йорке тоже это есть. И добрососедство, и поддержка. Вот в нашем квартале, наши соседи, они скорее доброжелательны.
М.Михайлова: А вы знаете друг друга? Живя в каком-то квартале, доме, скажем?
А.Небольсин: Да, но это не сразу получается. Можно много лет жить, и там такой имперсонализм – люди здороваются, или даже не здороваются, но скорее там тоже я бы тоже сказал, доброжелательные отношения. Но я Вам быстро отвечу про детские книжки советского времени. Вот чего там нет – это, как бы сказать, доброжелательного смеха, где, скажем, один зверь радуется счастью другого животного. Возьмем «Мойдодыра» или что-то еще: там одеяло убежало, или какой-то крокодил, который съел одеяло, – да, это очень смешно, но немножко по иллюстрациям это бьет в сатиру. Мне так кажется, мне в детстве тоже родители читали, и я все-таки не отказываюсь от своего тезиса. Это что-то другое. Если хотите – надсмехательство, но и в нем ничего плохого нет. Пусть иногда люди смеются друг над другом. Но это не то, о чем я говорил, не тот смех.
М.Михайлова: Возможно, мы с Вами разный круг детской литературы имеем в виду. Потому что, скажем, Голявкин или Виктор Драгунский и многие другие авторы, которые писали в 50-70-е годы – это как раз уже какая-то совершенно другая структура комического. Там смех от такой нежности к другому человеку. И это тоже теперь есть.
А.Небольсин: Это замечательно, я просто не читал этих авторов. Это все для меня совсем новые имена.
М.Михайлова: Но, может быть, еще у Вас будет возможность – это действительно прекрасные детские книги.
Но давайте мы еще поговорим вот о чем: когда американская культура приходит в Европу, она как-то меняет свое качество? Например, я помню, как в одном христианском журнале читала интервью с молодым человеком, американцем, который приехал в Россию учиться и который очень симпатизировал Православной Церкви. И вот у него взяли интервью. И он говорит, что у нас, в Америке, такие фильмы, которые у вас показывают по телевизору по всем каналам, – с огромным количеством насилия, с насыщенным сексуальным содержанием – у нас их нет. Для этого есть специальные каналы. То есть не получается ли так, что какие-то, может быть, не вполне честные и очень безнравственные бизнесмены от культуры выбирают из американского культурного пространства не лучшее, а, наоборот, худшее? И поэтому наше представление об Америке искажается. Это так или нет?
А.Небольсин: Я только могу догадываться. Поговорите со Швыдким, спросите, почему он выбирает одно, а другое он не выбирает. Я впечатлен тем, что Вы говорите, и что многие другие говорят. Например, писатель Распутин, которого я очень люблю и уважаю, – кстати, тоже пример: никакого юмора почти, так и Солженицын, например. Ни намека на смеховую культуру.
М.Михайлова: А Сергей Довлатов? Какие смешные книжки пишет человек? Читаешь и радуешься на каждой странице.
А.Небольсин: Да, я, правда, мало вниманию на него обратил. Но возвращаясь к нашему разговору: конечно, наверное, что-то есть, хотя многие критикуют нас, теорию конспирации или теорию заговора. Но как христиане мы должны верить, что есть заговор дьявола, – иначе очень трудно верить и понимать, откуда зло. Не правда ли? И во всяком случае, вот мы на Страстной седмице читаем и поем о том, что существовал и существует заговор против Христа. Это часть нашей веры, нашего вероучения. Но, конечно, часто говорят, что это плохой тон – верить в заговор, что на самом деле это просто так случается по несчастным обстоятельствам или каким-то человеческим ошибкам. Древние греки верили, что это от отсутствия мудрости, что когда люди глупы, то все делается из глупости и недостатка пайдейи. Но иудео-христианская традиция говорит о чем-то худшем – о том, что действует какая-то настоящая злая воля. И нас так учили о коммунизме, и я остаюсь при этом убеждении. Зачем мне сегодня проклинать Ленина, и Троцкого, и Сталина; мое убеждение, что это зло, это принцип зла.
М.Михайлова: Есть об этом замечательные слова у К.С.Льюиса, который говорит, что лучшая уловка сатаны – это то, что он научил людей верить, что его нет.
А.Небольсин: Да, это замечательные «Письма Баламута».
М.Михайлова: Да, чудесная книжка, очень мудрая.
А.Небольсин: Вы видели его в переводе «Вестника РСХД»?
М.Михайлова: Теперь он уже многократно переведен, и переиздан, и отдельными книгами.
А.Небольсин: Да, я горжусь тем, что я его знал, и мне кажется, что, может быть, если говорить о христианстве вообще, самый убедительный апологет для всего мира, даже нет ни одного христианского мыслителя ХХ века, какие бы они ни были, К.С.Льюис всех превышает.
М.Михайлова: Думаю, да.
Поскольку наше время уже завершается, я бы задала последний вопрос, вот какой: как Вы думаете, Аркадий Ростиславович, какое лучшее качество американского способа жить и какое худшее? Вот так, чтобы подвести итог.
А.Небольсин: Я бы сказал, то, что уже говорил. Доброжелательность. Это самое лучшее. Это замечательное качество. И почти что детское отсутствие зависти. И это качество почти что у всех. Я никогда не был в Голливуде или в Лас-Вегас, так что я мало могу говорить об этой вредной, уродливой культуре. Но я прямо скажу: самое плохое качество – это материализм, или «плохой» капитализм, который ведет к культу уродства. И то, что модернизм как-то сильнее подействовал на Америку и из Америки перешел опять в Россию. Он и начался среди большевиков, потом это долго здесь не прививалось, а из Америки это пришло обратно в Россию. То есть культ уродства, я ничем другим это не называю. Черный квадрат. Черная дыра. И это ужасный порок, и Америка отвечает и еще будет отвечать за это. Это понимают большинство мусульман, например, которые из-за этого начинают всякие свои безобразия. И если это будет продолжаться, то виновата в этом будет сама Америка. Один русский слишком далеко зашел и сказал, что это конспирация, заговор, американское правительство занимается конспирацией против всего мира и хочет разложить все другие сильные страны и действует таким образом. Разложение нравов и тем самым расслабление: люди делаются ленивыми, пассивными и просто лежат перед телевизорами с открытым ртом, а им подают какую-то жвачку, какое-то уродство, и каких-то голых баб, и всякую всячину. Это ужасный порок. Насколько это политика американского государства – это не я говорю, но мне известно, что это мнение распространено и у европейцев, и у русских, и в Китае, и в Индии, и у мусульман. Так что, конечно, владетели американского общественного сознания должны были бы почесать затылок и послушать свою собственную интеллигенцию, которые именно такие опасения и высказывают.
М.Михайлова: Ну что же, большое спасибо, Аркадий Ростиславович, за интересный разговор. Я хочу напомнить вам, дорогие слушатели, что сегодня в программе «Культурная реакция» принимал участие философ, культуролог Аркадий Ростиславович Небольсин. Всего вам доброго, до свидания!
А.Небольсин: Спасибо!
См. также:
Культуролог Аркадий Небольсин размышляет об «американизации» жизни в программе «Культурная реакция»
«Здравствуйте, дорогие братья и сестры! С вами радио «Град Петров», программа «Культурная реакция» и ее ведущая Марина Михайлова. Сегодня я с большим удовольствием представляю вам нашего гостя – Аркадия Ростиславовича Небольсина, доктора философии, профессора Йельского университета и университета в Нью-Джерси, председателя Общества спасения памятников русской архитектуры и ландшафта»
Марина Михайлова в программе «Возвращение в Петербург». Часть 1. АУДИО + ТЕКСТ
Марина Михайлова в программе «Возвращение в Петербург. Часть 2. АУДИО + ТЕКСТ
«Человек свободен, несмотря на абсолютную несвободу», – считал австрийский врач Виктор Франкл, основатель экзистенциальной психологии, бывший узник нацистских концентрационных лагерей. В программе Марины Михайловой «Культурная реакция» в разговоре о свободе участвуют ведущая радио Марина Лобанова и психолог Марина Архипова. Прямой эфир 3 февраля 2016 г. АУДИО + ТЕКСТ
Программа Марины Михайловой «Культурная реакция» памяти Никиты Струве. АУДИО
«Считалось, нечего перебарщивать – если у человека такой ребенок, то пусть он дома сидит». Репортаж о встрече с Мариной Михайловой в рамках еженедельных встреч в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» 22 февраля 2017 г. АУДИО + ВИДЕО
«Она читает Библию не формально, не уныло,не по обязательству; она действительно видит в Библии живую, открытую, очень искреннюю книгу Богочеловеческую. Если бы мы могли читать Библию с такой мудростью, с такой точностью и с таким поэтическим вдохновением, как это делала Ахматова…» Программа Марины Михайловой «Библейские стихи Ахматовой». АУДИО + ТЕКСТ
«Я вижу, с какой готовностью мы сдаем свои позиции. Когда нам дали сигнал и мы сидим по домам — очень высока степень управляемости нашей, вот что меня беспокоит». В программе «Обратная связь» принимает участие Марина Михайлова. Прямой эфир 4 июня 2020 г. ВИДЕО
Лекторий «Щедрая среда» продолжает работать удаленно. Смотрите видеозапись лекции Марины Михайловой о «Декамероне» Боккаччо. 23 апреля 2020 г. ВИДЕО
Философы Марина Михайлова и Александр Секацкий осмысляют пандемию коронавируса в программе «Культурная реакция». Прямой эфир 2 февраля 2021 г. ВИДЕО
Знаменитая и не только детская книга Милна – в ряду великих романов ХХ века. «Читательский клуб» обсуждает Винни-Пуха. АУДИО
«Чехов, как это у нас на Руси принято, показывает, как делать не надо. – Все герои рассказа постоянно повторяют один вопрос, с которым нас и оставляет Чехов: «Что делать? Что же мне делать? – Да, это Россия…» Программа «Читательский клуб» обсуждает «Скучную историю» Чехова. АУДИО
Программа «Читательский клуб» с участием Марины Михайловой, Германа Журавского, Евгения Маслова, Натальи Дынниковой посвящена пьесе Евгения Шварца «Дракон». Эфир 12 июля 2022 г. ВИДЕО
«Так гибли самые честные, чувствовавшие свою ответственность перед обществом, люди». Программа Марины Михайловой «Читательский клуб» с участием Германа Журавского и Евгения Маслова посвящена «Воспоминаниям о войне» Николая Никулина. Прямой эфир 2 августа 2022 г. ВИДЕО