София. Собор Александра Невского
«Как и Киевский князь Владимир,
Болгарский царь Борис стоял перед выбором,
откуда принять Крещение»
Протоиерей Александр Рябков
Крещение Болгарии, становление болгарской церковности и влияние ее на распространение христианской культуры на Балканах и Руси. К 1150-летию принятия христианства Болгарским Царством.
Прежде чем говорить о принятии христианства Болгарским Царством надо сказать несколько слов об истории появления этого государства на Балканах.
Славяне пришли на Балканы в VI веке и заняли обширные земли от нижнего течения Дуная вплоть до Пелопоннеса. Основатель первого Болгарского Царства хан Аспарух перешел Дунай со своей ордой в конце VII века. Неславянское происхождение болгар Аспаруха не вызывает сомнений. Разумеется, этот вопрос занимал всех ученых изучавших историю южных славян. Чешский историк Любор Нидерле утверждает, что болгары – племя гуннского происхождения. Его соотечественник, знаменитый исследователь болгарской истории Константин Иречек в своей фундаментальной «Истории Болгар» приводит мнения как о тюркском, так и о финском происхождении полчищ Аспаруха. Константин Иречек упоминает о неудачных попытках русского славяноведа Александра Гильфердинга связать происхождение имен болгарских ханов с венгерским языком. Так же в своей книге он ссылается на утверждения ученых-ориенталистов Казанского Императорского университета, что имена эти могут быть объяснены с помощью чувашского языка. Британский историк русского происхождения Дмитрий Оболенский в своей книге «Византийское содружество наций» пишет, что отец Аспаруха хан Кубрат был правителем оногуров, народа западно-тюркской языковой группы. Дмитрий Оболенский упоминает, что во времена, когда оногуры-болгары жили на восточном берегу Азовского моря, в долине Кубани, они были союзниками Византии в борьбе с аварами. Сам Кубрат, по слову египетского хрониста VII века, принял крещение в Константинополе, был другом императора Ираклия и до того как стал правителем болгар воспитывался при императорском дворе.
В трудах известного археолога и историка Михаила Илларионовича Артамонова мы находим сведения, что Кубрат был племянником одного из крупнейших аристократов Тюркютского каганата Органа-Мохэду. С этим в полной мере соглашаются и современные российские ученые. Вместе с крещением будущий правитель болгар хан Кубрат получил в столице Византийской Империи и титул патриция.
Христианство в Приазовье стало распространяться задолго до крещения Кубрата в Византии. В VI веке среди кочевников Северного Причерноморья проповедовал епископ-миссионер Кардост. Благодаря этому крестился владевший приазовскими и причерноморскими степями гуннский князь Горда (Грода). Эта волна христианизации продолжалась и при правлении Органа-Мохэду и его племянника Кубрата, но была остановлена нашествием хазар. Держава Кубрата, называемая Великая Болгария, после раздела между его наследниками была разгромлена Хазарским Каганатом. Сын Кубрата хан Аспарух вместе с частью своего народа, теснимого хазарами, перекочевал за Дунай. С этого момента и началась история соперничества болгар с Византией.
Как уже было сказано, болгары пришли не на пустое место. Любор Нидерле в своей книге «Славянские Древности» подробно описывает плотное расселение славян в бывших римских провинциях, таких как: Дакия, Мезия и Фракия. Он также приводит исторические свидетельства, что окончательная победа Византии над славянами в исконных греческих областях была одержана византийскими императорами лишь к концу VIII века. С этого времени и началась последовательная ассимиляция греческих славян.
Хотя Дмитрий Оболенский утверждает, что окончательно славянский язык в Элладе, Эпире и Пелопоннесе вымер только к XII веку. Но несколько славянских племен в горах Пелопоннеса поднимали восстания против византийского императора даже во второй половине XIII века. Славяне пришли на Балканы на 80 лет раньше болгар. Они, ассимилировав романизированных даков и фракийцев, постепенно сами стали подчинятся византийскому культурному и политическому влиянию. Дмитрий Оболенский считает, что союз кочевников-болгар со славянами спас последних от потери этнической индивидуальности, что и произошло со славянами в Греции. Вместе с тем, археологические открытия показывают, что ассимиляция тюркских болгар многочисленным славянским населением была настолько успешна, что к X веку Болгария была уже славянским государством.
Завершая это небольшое историческое вступление, в подтверждение действительно обширного заселения Балкан славянами, остается напомнить о славянском населении в исторической области под названием Македония, которая в разные времена входила в Болгарское Царство. Эта древняя земля была разделена после падения Османской империи между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Славяне, там проживающие после размежевания новообразованных государств, были вынуждены определиться, кем они являются, болгарами, сербами или македонцами. Большинству македонских славян после балканских войн пришлось переселиться в те части Македонии, которые отошли Сербии или Болгарии. На их место пришли греки, изгнанные из Малой Азии турками в 20-х годах ХХ века. А русский лингвист Афанасий Селищев, в своем труде «Славянское население в Албании», приводит свидетельства о преобладании болгарского населения на землях современной Албании в древности и его значительном присутствии еще в XIX веке.
История Болгарии от хана Аспаруха до крестителя болгар царя Бориса представляет череду столкновений и примирений болгар с империей. В 735 году на болгарский престол вступает новая династия, при которой роль славян еще более увеличивается. Постепенно появляются славянские имена среди вельмож и, наконец, новая династия окончательно переходит на сторону славян. Возвышение славянства, начавшееся в середине VIII века на Балканах, отмечал и византийский император Константин Багрянородный. Он записал спустя 200 лет, что вся греческая земля стала славянской. Большая часть балканского славянства, остававшаяся в границах Восточно-Римской империи, подверглась христианизации. Все более и более разраставшееся болгарское государство вбирала в себя славян, просвещенных христианством. Кроме этого, распространяясь не только на юг, но и на север, царство болгар вступало в соперничество не только с христианской империей греков, но и с христианской империей франков. Оставаться языческим государством между двумя сильными христианскими державами было далее невозможно и попросту не целесообразно. Ибо пусть и соперничающие между собой греки и франки всегда бы нашли общий язык для соглашения об общем противостоянии некрещеным варварам. К тому же языческому князю было крайне трудно добиться равноправия в союзах и соглашениях с христианскими государями. Какие бы гонения ни воздвигала аристократическая верхушка, состоящая из потомков болгар-степняков на появившихся уже тогда болгарских христиан, но дни язычества в Болгарии были сочтены. Вскоре крестителем болгар царем Борисом гонения в Болгарии будут воздвигнуты уже не на христиан, а на язычников.
Принятие Болгарией христианства было обусловлено и внутренними причинами, вызревавшими в среде местной феодальной знати. В стране существовали две религии – староболгарская с сильно развитым астральным культом, как у большинства скотоводческих народов, и славянская, связанная с поклонением земледельческим божествам. Принятие христианства давало возможность устранить раздвоение общества и тем самым содействовало сплочению господствующего класса и укреплению болгарского государства. Болгарский царь Борис и его народ стоял перед выбором, откуда принять Крещение. С одной стороны, первоначально он был в дружественных отношениях с князем Великой Моравии Ростиславом, при дворе которого уже действовала миссия святых Кирилла и Мефодия. С другой стороны, недружественные отношения с Византией, бросали царя Бориса в объятия немецкого короля, бывшего противником Византии. В конечном счете, военный союз царя Бориса и Людовика Немецкого, который они заключили против Ростислава, князя Великой Моравии, склонял чашу весов в сторону западного христианства. Союз Людовика и Бориса был большой угрозой для Ростислава Моравского, владения которого лежали между королевством франков и болгарскими владениями. Кроме того, ведя войну с немцами, он не мог допустить, чтобы на территории Моравии свободно действовало немецкое духовенство, чтобы епископы Пассау и Зальцбурга осуществляли духовную власть над населением Великой Моравии. Чтобы решить обе эти задачи, Ростислав в 862 году и отправил посольство в Константинополь. Итогом переговоров князя Ростислава и императора Михаила стало не только прибытие греческих просветителей, но и военная экспедиция Византии против Болгарии.
Не будем отметать значение военного нажима империи на болгарского владетеля в деле принятия им христианства из Константинополя. Но все-таки нельзя исключать и другие весомые причины, склонившие Бориса к восточному христианству. Походы болгар в Моравию познакомили южных славян с христианской миссией святых Кирилла и Мефодия, развернутой ими среди западных славян. При этом славяне юго-западной Болгарии были расположены к Византии благодаря христианству, принятому ими из Константинополя. Несмотря ни на какие гонения, они оставались верны своему мировоззренческому выбору и еще больше склонялись на сторону византийского императора. Царь Борис видел основную свою задачу не в завоевании далеких моравских земель. Более насущным было приобретение побережья Эгейского моря со славянским населением, там проживавшим. Это было возможно для него только после объединения всех славян Македонии под своей рукой. Таким образом, он сделал выбор в пользу принятия Крещения от Патриарха Константинополя. Кроме всего прочего, приняв Крещение из Византии в 864 году, царь Борис вернулся к своему первоначальному союзу с Ростиславом, от которого он отказался под давлением германцев и хорватов. Недаром впоследствии ученики святых Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии, нашли убежище именно в Болгарии. Борис принял в Крещении имя Михаил в честь своего крестного, которым стал константинопольский император Михаил. После этого он жестоко подавил языческое сопротивление знати внутри Болгарии и крестил свой народ в 865 году.
Принятие христианства Борисом от византийцев вызвало разочарование римского папы Николая, который рассчитывал, что болгары благодаря королю Людовику будут крещены немецкими епископами и признают власть главы западноевропейской церкви. Папа был не прочь побороться за Болгарию, в которой он надеялся утвердить свою власть. Он вступил в переписку с Борисом и даже присылал в Болгарию своих представителей. Но на деле вышло так, что царь Борис хладнокровно использовал отношения с Римом только для того, чтобы избавиться от духовной опеки Константинополя. Дальновидный государственный деятель, каким был болгарский правитель, повел тонкую дипломатическую игру. Он сумел добиться от патриарха Фотия автономии Болгарской Церкви, хотя и подчиненной Константинополю. Но священство в недавно крещеной Болгарии оставалось греческим и богослужение совершалось также на греческом языке. И потому очень кстати было появление в болгарских пределах христианских просветителей славян святых Климента и Наума. Царь Борис с чрезвычайным радушием принял этих изгнанных из Моравии учеников святых Кирилла и Мефодия, предоставив все условия для их миссионерской работы в своих землях. Это была следующая ступень в болгарской церковной истории, на которой Болгарская Церковь приобретала еще большую самостоятельность. По этой причине, пребывание святых Климента, Наума и Ангеляра при дворе царя Бориса первоначально держалось в строжайшей тайне. Святой Климент был направлен в юго-западную Болгарию, где в городе Охрид основал свою знаменитую книжную школу. Святой Наум первоначально оставался в болгарской столице городе Плиска. Потом, когда царь Борис, окончательно порывая с языческим прошлым, перенес свой престол в город Преслав, святой Наум основал свою богословскую школу в монастыре недалеко от новой столицы.
Книжные школы в Охриде и Преславе являлись значительными средоточиями христианской культуры славян в Южной Европе во времена раннего Средневековья. Они стали очагами христианского просвещения для окружающих народов. Историки до сих пор спорят, в какой из этих школ была введена в обиход кириллица вместо глаголицы, но то, что это было сделано в Болгарии, не оспаривается. В конце IX и начале Х веков часть румынского народа была обращена в христианство болгарами, у которых румыны переняли славянскую литургию и кирилло-мефодиевскую литературную традицию. При обращении в христианство сербов, их церковная иерархия первоначально подчинялась архиепископу города Охрида, но тогда уже он был в руках византийцев.
Принятие Болгарией христианства не сделало ее отношения с Византией безоблачными. Интересы двух государств постоянно приходили в столкновение. Император Иоанн I Цимисхий, завоевав во второй половине X века северо-восточную Болгарию, сделал снова северной границей Византии нижнее течение Дуная. Печальную для Болгарии роль сыграли в это время и военные походы на Балканы русского князя Святослава. Император Василий II окончательно уничтожил Первое Болгарское царство, завоевав юго-западную Болгарию. С начала XI века Болгария существовала лишь как византийская провинция. Но времена меняются, и в XIII веке в юго-восточное Европе появилось два новых независимых государства славян – Второе Болгарское царство и Сербское Королевство. Каким бы трагическим не было соперничество Болгарии и Византии, однако попытки Рима подчинить себе Болгарскую Церковь были безуспешны. Мировоззрение болгарина было пропитано византийским духом и он не мог приспособиться к образу жизни и мысли западного порядка. Именно по этой причине возобновленное Болгарское царство вступило в противостояние с крестоносцами и вело с ними войны.
За предшествующий этому государственному возрождению отрезок времени Болгария пережила множество перипетий. В политическом смысле были величайший взлет и глубокое падение, но в смысле духовном Болгария дала исключительный пример последовательной христианизации целого народа. Приемник Царя Бориса, царь Симеон, значительно расширил свои владения и провозгласил себя царем болгар и греков. Наследующий ему Царь Петр был признан Византией царем, а архиепископ города Доростол в Северной Болгарии Дамиан патриархом Болгарии в 927 году.
Весь X век болгарский клир вел упорную борьбу с манихейством, которое в Болгарии получило название богомильства. Яркий представитель этого противостояния – пресвитер Косьма. Его «Беседа против богомилов» является ценным источником для изучения данной ереси. В ней он гневно бичует пороки болгарского духовенства того времени, которые по его мнению, и были во многом причиной успешной проповеди еретических лжепророков. Хотя само манихейство под разными названиями появлялось в те времена не только в Болгарии, но и в давно крещеной Армении, и в только что крещеной Руси. Армянские павликиане VIII-IX веков и русские волхвы в Ростове и Суздале одинаково учили о том, что Бог сотворил душу человека, а дьявол его тело.
Монастыри в Болгарии были основаны вскоре после крещения не только в крупных городах, но и в труднодоступных горных областях. Известный Болгарский монастырь Зограф на Афоне был основан именно в Х веке. Монашество преимущественно было болгарским по национальности, притом, что среди приходского духовенства еще долго преобладали греки. Именно болгарские монахи были переводчиками и переписчиками, которые обогатили славянскую культуру и заложили основу для ее развития. Историками отмечается, что список переводной литературы ширился не только за счет сугубо церковных книг, но и благодаря переводам светской литературы часто апокрифического содержания.
В X-XI веках в Болгарии достилала своего расцвета славянская богослужебная литература. Полагают, что в это время состоялся перевод византийской литургии и книг всего богослужебного круга на славянский язык. Вся Болгария постепенно переходила в своей церковной жизни на славянский язык. При этом греческое богослужение существовало наравне со славянской церковной службой. Болгарское духовенство служило бок о бок с греческими священниками, но постепенно оно стало преобладать в стране.
Развитая славянская церковная традиция Болгарии сослужила службу и в просвещении христианством Руси. Христианство проникало на Русь разными путями задолго до ее официального Крещения. В окружном послании патриарха Фотия в 867 году говорится, что вожди руссов были крещены в Константинополе. В этом послании он сообщает всему христианскому миру, что Русь им крещена и в нее направлен епископ. По преданию, этими крещеными Фотием вождями были Аскольд и Дир со своей дружиной, принявшие крещение после неудачного похода на Византию. Также есть мнение, что Рюрик принял крещение от проповедовавшего в Скандинавии святого Ансгария и пришел на Русь со своей дружиной уже крещеным.
Фотий горячо желал осуществить обращения и славян Руси. Около 864 года он действительно посылает на Русь епископа, однако эта первая христианская община была уничтожена Олегом, захватившим власть в Киеве в 878 году. Тем не менее, проникновение христианства на Русь из Болгарии, а также из Византии и Скандинавии продолжалось. Так считает известный богослов митрополит Каллист Уэр. Российские и болгарские историки также не исключают прихода миссионеров из Болгарии на Русь до ее крещения князем Владимиром. Но твердо можно утверждать лишь об участии болгарского духовенства в обращении русских в 90-е годы Х столетия. Это представляется закономерным явлением, так как опытных миссионеров, способных вести проповедь на славянском языке, Византия могла найти только в Болгарии.
Вместе с тем, болгарские церковные книги пришли на Русь еще до официального ее крещения при святом князе Владимире. Ими пользовались христианские общины Киева, по крайней мере, начиная с крещения святой Ольги. Тем более, когда Русь была крещена святым князем Владимиром, не только болгарские книги, но само болгарское духовенство пришло на Русь. Так об этом пишет Ипатьевская летопись, в которой митрополит Михаил, посланный константинопольским патриархом на Русь, назван болгарином, а все пришедшее с ним духовенство славянами по происхождению.
Несмотря на уничтожение болгарской государственности византийскими императорами Иоанном I, и Василием II, архиепископская кафедра в Охриде продолжала дело просвещения славян. Болгарские священники не прекращали совершать богослужение на славянском языке, всеми силами сохраняли и преумножали славянскую письменность. Они вдохновляли болгарский народ на борьбу против византийского владычества. В 1185-1186 годах братья Петр и Асень организовали восстание и освободили Дунайскую Болгарию. В пределах Второго Болгарского царства была организована независимая Церковь во главе с архиепископом. Первоначально эта церковная организация не была признана Константинопольским Патриархом. Но когда сам Патриарх и император Иоанн Дука оказались изгнанным из столицы латинскими крестоносцами, они стали остро нуждаться в военной помощи болгарского царя. В 1235 году на восточном берегу Мраморного моря, в городе Лампсаке, был созван церковный собор, который признал Тырновского архиепископа Патриархом Болгарии.
Начался новый расцвет болгарской духовной культуры, который оставил след в истории Балкан и оказал значительное влияние на соседние болгарам народы. В это самое время начинался и новый период в истории восточноевропейского монашества, связанный с движением исихазма. Традиция исихазма имеет глубокую связь духовным наследием святых отцов, живших в раннем Средневековье. Одним из провозвестников исихазма считается святой Иоанн Лествичник, живший в VII веке, но все же самым главным богословом-исихастом считается Григорий Палама, скончавшийся в середине XIV века. Крупнейшим исследователем исихазма и богословия святого Григория Паламы по праву считается протопресвитер Иоанн Мейендорф. Раскрывая предысторию исихазма, отец Иоанн отмечает, что в Византии XIV века святой Григорий Палама не был единственным учителем этого созерцательного направления в монашеской традиции. Рядом с ним стоит притягательная личность преподобного Григория Синаита. Этот строгий учитель не принимал участия в богословских спорах, которые вел святитель Григорий Палама. Но, живя в Болгарии, он очень много сделал для распространения мистики исихазма в странах славянского языка.
Болгария первая из славянских стран восприняла исихазм. Распространение исихазма в этой стране началось с прибытием святого Григория Синаита, заложившего здесь основы умного делания. Монашеские общины, основанные им в болгарских горах под названием Странджа, в XIV веке стали очагами духовности не только для Болгарии, но и для всех южнославянских народов. Здесь преподобный отец собрал великое множество учеников, в основном славянского происхождения. Благочестивый царь Иоанн Александр, управлявший Вторым Болгарским царством с 1331 по 1371 год, много содействовал просвещению страны. Доныне сохранились многочисленные рукописи с иллюстрациями, подписанные лично царем. Под его покровительством находилась знаменитая Тырновская книжная школа. Основанная и возглавляемая ближайшими учениками преподобного Григория Синаита, такими, как святые Феодосий и Роман Тырновские. Эта школа оказала самое непосредственное влияние на распространение исихазма в славянских странах.
Святой Феодосий примерно в 1350 году, при содействии болгарского царя Иоанна Александра, основал монашескую общину в Килифарево, на северном склоне Балкан, недалеко от Тырнова. По слову жития святого Феодосия, написанного в Средние Века, учениками его были не только болгары, но и пришедшие издалека сербы, венгры, румыны и жители греческого приморского полиса Месемврия. Монастыри в Парории и Килифарево стали колыбелью исихазма для Восточной Европы. В них сличались и переписывались рукописи, там греки, сербы, болгары, румыны и русские обменивались литературными произведениями и переводами византийских авторов на церковно-славянский язык. Турецкие завоевания на Балканах заставляли славянских книжников переселяться на Север. Особенно это движение усилилось после завоевания османами Тырново в 1393 году. Славянская литература продолжила свое развитие в Дунайских княжествах, тем самым повлияв на становление будущей румынской литературы. Церковно-славянский язык оставался официальным языком Церкви и княжеской канцелярии Румынии вплоть до конца XVII века. Особенно заметный вклад в культурную жизнь России внесли балканские эмигранты. Среди них следует упомянуть болгарского монаха Киприана Цамблака. Он был учеником святого Феодосия Тырновского в его Килифаревском монастыре. В 1375 году был поставлен на Киевскую кафедру, с 1390 по 1406 год был митрополитом Московским и всея Руси. В качестве главы Русской Церкви святой Киприан способствовал притоку южнославянских рукописей в библиотеки русских монастырей. Будучи вдохновителем составления первой полной московской летописи, святитель Киприан всячески подчеркивал историческую роль Москвы в деле объединения русской нации. Переоценить значение этого великого болгарина для собирания русских земель просто невозможно.
Мы завершаем наш обзор истории Болгарской Церкви началом османского ига. Необходимо подвести итог. Перед тем как погрузиться на 500 лет во тьму иноверного и иноземного владычества, болгарский народ почти за 500 лет от своего Крещения до падения Второго Болгарского царства под ударами войск султана обогатил восточное христианство многими духовными дарами.
Во-первых. Это церковно-славянский язык, создание которого было завершено учениками святых Кирилла и Мефодия при дворе Болгарских царей Бориса и Симеона. Язык же самих кирилло-мефодиевских переводов указывает на его происхождение из среды болгарских славян.
Во-вторых. Это богослужебная и богословская литература, переведенная в монастырях Болгарии с греческого языка или созданная на церковнославянском языке. Она, как мы видели, повлияла не только на славянские страны, но и на румынский народ. Еще в Х веке в Болгарии появились литературные произведения национальных болгарских авторов. Это сочинения Климента Охридского, Сказание Черноризца Храбра, Шестоднев и гомилии Иоанна Экзарха, гимнографические циклы Константина Преславского, беседы Козьмы Пресвитера против богомилов и другие. Памятники болгарской литературы древнейшего периода еще в домонгольское время прочно вошли в состав древнерусской книжности. Потом во времена святого митрополита Киприана, при возрождении московской книжной традиции, они распространились по России еще более широко.
И, в-третьих. Болгария стала проводником исихазма из Византии к православным народам Восточной Европы, заложив вместе с тем основы славянского православного монашества. Из Болгарии практика умной молитвы пришла в румынские княжества, в частности в один из известнейших монастырей в городе Нямц. В Болгарских монастырях выработалась традиция взаимодействия общежительного монашества и отшельнического. Эта неразрывная связь двух видов монашеского подвига была особенно тесной в России в период позднего Средневековья. Бегство в пустыню монаха в Северной Руси всегда вело за собой основание нового монастыря. Пример тому основная фигура в возрождении русского монашества святой преподобный Сергий Радонежский и его ученики. Но впоследствии уход в пустыню предваряла школа общежительного монашества, как это было в случае со святым преподобным Нилом Сорским. Яркий представитель русского исихазма Нил Сорский был первым русским духовным наставником, который учил своих учеников сочетать практику Иисусовой молитвы с психосоматическими приемами, используемыми балканскими исихастами.
Таким образом, крещение Болгарии и последующее развитие в ней христианской традиции, несомненно, повлияло на распространение христианства в Восточной и Юго-Восточной Европе и усвоение его народами Балкан и Руси.
Слушать:
Читать по теме: