6+

К 300-летию Синода

Репортаж Екатерины Степановой

Конференция «Исторические источники церковного происхождения Синодального периода. К 300-летию учреждения Святейшего Правительствующего Синода»

Эфир 4 мая 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ

 

15 апреля 2021 г. в Российском государственном историческом архиве состоялась научная конференция «Исторические источники церковного происхождения Синодального периода. К 300-летию учреждения Святейшего Правительствующего Синода». Конференция была совместно организована РГИА, СПбИИ РАН, РНБ, и Круглым столом Российской библиотечной ассоциации «Библиографическое и археографическое источниковедение в библиотеках, архивах, музеях».

 

Напомним, что после кончины патриарха Адриана, в 1700 году Петр I назначил митрополита Стефана (Яворского) экзархом, т.е. местоблюстителем патриаршего престола, изъяв из его компетенции кадровые и административные вопросы. В 1721 году была учреждена Духовная коллегия, сразу же переименованная в Святейший Синод, который просуществовал до 1918 года.

 

Церковные документы, относящиеся к этому периоду, являются не только важными источниками по истории Церкви, но и по истории Императорской России. И, конечно же, это источники для получения биографических сведений об исторических личностях. А еще в них содержатся ценные сведения для изучения истории отдельной семьи, истории рода.

 

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Варвара Гелиевна Вовина, заместитель директора по научному сотрудничеству СПбИИ РАН.

 

«Несколько слов о теме конференции. Она не вымученная, не искусственно придуманная к юбилею. Это действительно научная проблема, причем имеющая отношение не только к XVIII-XIX  векам. У нас иногда создается такое впечатление, что петровское царствование прорыло какую-то траншею и навсегда отделило допетровский период от послепетровского. На самом деле это не так. В каких-то сферах, может быть, связанных с управлением государственным, отчасти. Но когда мы говорим об обществе в целом, особенно о низах общественных, о народной жизни, крестьянской, духовной в том числе, конечно, это все процессы, которые шли и в XVI веке, и в XVII, и продолжались в XVIII и XIX веках. Просто когда мы занимаемся более древними периодами у нас нет таких источников. А здесь такие разные виды массовых источников, о которых сегодня пойдет речь, они важны вообще, в принципе, для того, чтобы понимать те процессы, которые шли в истории России на протяжении многих веков, многих столетий».

 

 

Далее с докладами выступили участники конференции, которые хорошо знакомы с фондами РГИА, содержащими именно документы Синодального периода. Тем не менее, организаторами не раз подчеркивалось, что цель конференции – представить практические, методические рекомендации по работе с такого рода источниками, чтобы этими рекомендациями могли воспользоваться не только профессиональные исследователи, но и все те, кто интересуется поиском сведений, например, в целях изучения родословия или истории каких-то отдельных приходов и т.п., т.е. более широкому кругу людей.

 

В частности, главный специалист РГИА Никита Сергеевич Крылов сделал подробный обзор фондов Святейшего Правительствующего Синода, хранящихся в РГИА. Он также привел несколько примеров.

 

Метрическим книгам как историческому источнику было посвящено выступление к.и.н. Ирины Андреевны Антоновой, начальника отдела научно-исследовательской и методической работы Государственного архива Тульской области. Она подробно рассказала об истории возникновения метрических книг, их трансформации в течение Синодального периода, становлении устойчивой формы заполнения, их деления по конфессиональному признаку (христианские конфессии, нехристианские), по статусу (приходские, домовые, полковые и т.п.) и т.д., а также о том, какие сведения можно почерпнуть из метрических книг разного периода.

 

 

«Как исторический источник метрические книги представляют огромный информационный потенциал для многих научных дисциплин. Прежде всего, это, конечно, генеалогия, а также историческая демография и география, социальная история, история семьи, права, антропонимика и топонимика, генетика, история медицинских знаний. Например, некоторые метрические книги прошли путь от указания причины смерти «по воле Божией» до современных медицинских конкретных диагнозов в последний период. Мы можем привести и другие примеры.

 

Меня всегда поражало, как много сил и энергии концентрирует в себе элементарная на первый взгляд вещь – регулярная повсеместная запись каждого родившегося или умершего человека и заключение брачного союза двух людей. Это три главных события в жизни человека. Эта регистрация стала возможной благодаря огромному отряду приходских священников, которые по распоряжению Синода занимались этим трудом, плодами которого мы с вами можем пользоваться и сегодня».

 

 

Также для генеалогических поисков очень важен такой источник как исповедные росписи. Об этом в своем докладе рассказала Алла Владимировна Краско, главный библиограф Центра генеалогии РНБ. Алла Владимировна также подчеркнула, что исповедные росписи служат незаменимым источником для изучения, прояснения биографических сведений отдельных известных личностей недворянского происхождения, о дворовых, слугах. Особенно интересны исповедные ведомости в сопоставлении с другими источниками.

 

«Я, скорее, буду говорить, как пользоваться таким источником как исповедные ведомости, потому что в генеалогическом поиске это чрезвычайно важный источник. Мы знаем, что есть сложившееся определение этого исторического источника – это духовная роспись, или исповедная ведомость, или исповедная роспись – ежегодный отчетный документ, составляемый по каждому приходу Православной Церкви Российской империи XVIII — начала XX вв, представляющий собой посемейный список проживающих в его территории прихожан, как правило, за исключением младенцев в возрасте менее одного года.

Об этом источнике сравнительно мало писали, хотя его используют очень широко, и не только генеалоги. Например, мое образование по этой части началось со статьи известного историка Б.Н.Миронова «Исповедные ведомости – источник о численности и социальной структуре православного населения России XVIII – первой половины XIX века». Это «Вспомогательные исторические дисциплины», вып.20, 1989 год. Он сформулировал значение этого источника для различных областей исследования. Подчеркиваю, фиксация пришедших к исповеди лиц перед причастием, по замыслу, посемейная. Т.е. фактически это списки прихожан храма с отметкой, был ли данный православный человек у исповеди и Святого Причастия.

Для того времени это чрезвычайно важное обстоятельство, потому что это было свидетельство благочестия и благонадежности прихожанина. Мы знаем, когда знакомимся с таким редким, к сожалению, источником, как «брачные обыски», что священник не имел права венчать брак, если вступающие в брак не предоставляли свидетельства о том, что они исповедовались и причастились.

Записи прихожан велись в определенном порядке, который в целом выдерживался с конца XVIII века. Насчет принципа одновременного присутствия у исповеди всей семьи. Для генеалогов было бы замечательно, если б всегда так было. Но, к сожалению, на практике так получалось не всегда, и это, прежде всего, свойственно большим городам. Почему? Во-первых, семья могла быть разобщена по совершенно объективным причинам. Например, по месту службы мужа и месту жительства всей остальной семьи. Еще одно обстоятельство. Поскольку существовали так называемые ведомственные храмы при государственных учреждениях, учебных заведениях, воинских частях, благотворительных и медицинских заведениях. Так часто бывало, что глава семьи мог прийти к исповеди в храм этого учреждения, а его семья в приходский храм.

Безусловно, были и субъективные причины, которые разрывали эту традицию. Ну, например, нерадение прихожан, когда кто-то совершенно откровенно избегал. Или особенности составления документа тем лицом, которому было поручено составлять эти списки. Плюсы и минусы этого источника не в последнюю очередь как раз зависят от принятой системы данного храма составления списка прихожан, которые в основной своей части готовятся заранее, а добавляются только те, кто новенькие приходят в данный год к исповеди. Само собой, это зависит от почерка того, кто пишет, это зависит от качества чернил, что при оцифровке, мы это видим, очень сильно влияет на четкость текста».

 

 

Формат нашего небольшого репортажа не позволяет подробно осветить все темы, затрагивавшиеся на конференции. Можно лишь перечислить источники, о которых шла речь:

 

— Клировые ведомости;

— Архиерейские рапорты;

— Ведомости о монашествующих;

— Церковно-приходские летописи.

 

Это темы докладов, которые касались собственно источников. Другая часть выступлений была посвящена тому, как эти документы уже используются на практике при изучении, исследовании, освещении тех или иных исторических вопросов. Например:

 

— Церковные периодические издания как источник по истории Синодального периода;

— Историко-статистические описания епархий РПЦ;

— Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» в фондах РГИА;

— Исторические источники церковного происхождения по проблеме сохранения культурного наследия России в конце XIX – начале XX вв. в фондах РГИА.

 

По итогам конференции будет подготовлен и издан сборник научных статей, соответственно, все интересующиеся этой темой смогут подробно познакомиться с содержанием докладов и всеми прилагающимся к ним иллюстративными материалами.

 

И, конечно, официальный сайт РГИА уже сейчас позволяет ознакомиться с оцифрованными описями, посмотреть оглавления или через обширную систему указателей и путеводителей поискать нужную информацию.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru