«Встреча»
Гость: Илья Владимирович Илюкович, главный редактор портала «Слово богослова»
Тема: образ человека в социальных сетях
Ведет передачу Марина Лобанова
18 марта 2020 г.
АУДИО
Про безопасность в интернете говорят много. Но точно ли мы понимаем, что современная реальность вообще несвободна от «ботов» и «фейков»? Говорим о христианском отношении к этой проблеме и о духовной безопасности в виртуальной реальности с главным редактором портала «Слово богослова», выпускником Санкт-Петербургского Института богословия и философии Ильей Владимировичем Илюковичем.
Гость программы — магистр богословия (The Institute for Orthodox Christian Studies, Cambridge), магистр культурологии (Институт богословия и философии, Санкт-Петербург), главный редактор медиапроекта «Слово богослова».
Беседы с нашим гостем на другие темы вы найдете на Сервисе скачиваний передач радио «Град Петров».
«Любой человек, который вот сейчас сидит в социальных сетях, он понимает, что боты — это зло. И, соответственно, понятно, что все эти ложные методы никакого настоящего результата не приносят, потому что это пропаганда, это чистой воды обман. Конечно, аудитория, которую они собирают таким способом — это аудитория людей, которые мало что понимают, которых легко обмануть и сознанием которых легко манипулировать.
Потом, важно — что эти боты пропагандировали. Они же не православие отца Александра Шмемана, или митрополита Антония Сурожского, или других современных богословов живого опыта пропагандировали, а они пропагандируют вот такое массовое, со всеми особенностями, православие — «духовный ширпотреб».
…
Что можно рекомендовать, чтобы общаться в соцсетях и безопаснее, и полезнее?
Мне, скажем, нравятся в социальных сетях разные маленькие православные сообщества и группы. И я заметил такую тенденцию: чем больше сообщество, тем хуже качество материала, которое оно предлагает. Как только сообщество переходит порог в 20 — 30 тысяч подписчиков, оно начинает уже работать по законам массовой аудитории, по законам массовых интересов: вот что нравится толпе, то они и постят, и, соответственно, это увеличивает их число подписчиков. Фактически они транслируют то, что уже нравится людям — не что-то новое, и не то, что меняет людей, а то, что людям приятно услышать.
Закон маленьких сообществ — что-то свое размещать, своим опытом делиться. Поэтому я бы рекомендовал находить маленькие живые сообщества, а не гигантские группы с аудиторией сотни тысяч.
Хорошо, если это локальные сообщества, которые в том числе и где-то могут собираться, встречаться оффлайн.
…
О троллях и троллинге.
Троллинг — это такая форма диалога в интернете, или можно обобщить — вообще в жизни, когда нет желания вести диалог, но есть желание поиздеваться над человеком. Когда самая исходная посылка, чтобы вступить в контакт — чтобы что-то такое нехорошее сказать. Скажем, я с троллингом постоянно сталкиваюсь, когда читаю комментарии к нашему ютуб-каналу «Слово богослова»: каждый день открываю эти комментарии и каждый раз читаю новые перлы.
Как распознать троллинг?
Очень длинные комментарии. Стремление затронуть сразу все вообще темы. И обязательно нужно выразить свою ненависть. Высказывания в адрес личности автора тоже.
Пример хорошего комментария. Например, к нашему видео — интервью с архимандритом Саввой Мажуко. Там я с ним обсуждал проблемы современной Церкви в России, и эта тема оказалась настолько животрепещущей, что большое число просмотров было и очень много комментариев. И чем хороши были те комментарии? Тем, что люди обсуждали саму проблему — то, о чем мы говорили с отцом Саввой, то и обсуждается в комментариях. Кто-то высказывал то, что у него наболело в душе, много историй со своих приходов, с ем они столкнулись, размышлений о Церкви — и это, конечно, важно, потому что комментарии для этого и созданы — для того, чтобы обсуждать проблему, а не для того, чтобы выражать или счастье или ненависть свою. Вот это — хорошие комментарии».
Как распознать тролля и бота?
«Зайти на его страницу. Чаще всего вы сразу увидите, что она фейковая. Нет фотографий этого человека, а есть большое количество самых разнообразных картинок, которые никакого отношения к чему-то личному не имеют. Если скрывает фамилию-имя. Если страница набита репостами. Даже если страница похожа на «человеческую», но вы заподозрили, что это бот — вы можете фото из профиля человека в соцсетях проверить через поиск в интернете, если это фото взято с чужой страницы — вы его сможете быстро обнаружить. Как правило, у троллей нет друзей, нет людей, которые хотят с ними общаться. И, соответственно, у них на странице не будет никакого живого общения. Они общаются только в сообществах, где-то там, где они могут насолить и убежать».
Как понимание, кто такие «боты» и «тролли», помогает в жизни?
Как отличить реального собеседника в соцсетях от «бота»? А важное сообщение от собрата по вере — от фейкового?
Зачем создаются «православные боты»?
Чем в этом плане отличаются разные социальные сети?
Есть ли христианская этика для «бота» в соцсетях?
Как обычному человеку не превратиться, незаметно для себя, в подобие «бота», невольно копируя стиль «раскручивания», постоянно встречаемый в соцсетях?
Как выявить «бота» и как с ним поступить?
Как распознать фейковое общение в соцсетях («троллинг») и как на него реагировать?
Бывает ли троллинг не только в соцсетях, но, например, на радио?
«Если вы видите комментарий, написанный с неуважением — это написал тролль. Не кормите тролля. Если вы читаете комментарий, созданный по шаблону (вы это уже слышали, читали, видели много раз) — это бот. Не подзаряжайте бота. Каковы правила духовной безопасности при столкновении с троллем, ботом в социальных сетях?»
Илья Илюкович:
«Главное правило безопасности мы находим в аскетических текстах святых отцов — о том, как бороться с злыми помыслами. Не реагировать, не вступать в диалог. Потому что тролли только и хотят этого диалога. А он плох сам по себе, потому что они не хотят общения, а хотят испортить вам настроение. Если вступите с ними в диалог — испортите себе настроение. Не сможете, поэтому, сделать то хорошее, что собирались. Их цель — убить ваше время. Ваша задача — спасти свое время для чего-то хорошего и полезного. Что, в том числе, вы можете делать и в соцсетях».
Чего можно пожелать тем, кто присутствует в социальных сетях?
Каким должен быть образ христианина в виртуальном пространстве?
«Главное, чего можно пожелать: естественности. Чтобы не было дихотомии, какого-то критического несогласия с тем, что ты пишешь, что ты говоришь в сети и как ведешь себя в реальной жизни».
Полностью слушайте в АУДИО.
Спасибо за поднятую тему. Но почему же ведущие-священники не учат разбираться в этом, это же очень важно для всех, как правильно сказали в этой передаче, не только для молодых людей, но и для звонящих в каждый эфир ваших старушек.