Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»
Гость: Константин Андреевич Махлак,
преподаватель Института богословия и философии
Тема: памяти Пиамы Павловны Гайденко
Передача вторая
См. также: часть первая
Эфир 18 июля 2021 г.
АУДИО
Надо отметить еще одну грань её таланта. Часто, когда мы какое-то изложение читаем, у нас возникает, возможно, созданная самим автором, иллюзия, что вот автор ни в чём никогда не ошибался, вот настолько его исследователь породняется со своим предметом, что никакой критической дистанции не остаётся между исследователем и его предметом. Гайденко всегда, при, в общем, ну таком достаточно мягком подходе к своим героям, всё-таки никогда не удерживается от каких-то критических замечаний, но это не критические замечания в общеупотребимом смысле, а это философская критика. Философия – это наука, которая живёт критикой, она живёт полемикой, она не существует как некоторая совокупность непререкаемых истин. Вот это тоже такой важный момент в творчестве Гайденко, очень важно её тексты читать для того, чтобы понимать, как вообще устроена философия. Просто понимать, как работает философский ум. И здесь, действительно, это можно понять, поскольку вот то, как работает ум, это достаточно адекватно передается в самих текстах Пиамы Павловны, и мы можем за этим следить. Притом это такой размеренный разговор, то есть не убыстряется и не замедляется мысль, как это часто тоже бывает.
…
Я думаю, что она изменила подход к русской религиозной философии тем, что она на протяжении долгого времени русской философией не занималась, она занималась философией античной, она занималась философией XIX века, немецкой классической философией много занималась, в общем – классической философией европейской. И русская философия как раз здесь рассматривается через призму европейской, в связи с европейской, это очень важная позиция, потому что она честная. То есть мы не можем о русской мысли судить изнутри неё самой, нам нужна вот эта европейская дистанция, чтобы сравнивать плоды нашей интеллектуальной деятельности, ту же философию рубежа веков – русскую религиозную философию – с теми очевидными вершинами философии, которые вообще существуют. И Пиама Павловна это делает.
Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий, концепций. И это тоже ценно. То есть это, вообще-то, необычно.
…
И, как и в случае с книгой, которую мы разбирали в прошлой нашей передаче, «Трагедия эстетизма», здесь тоже очень прозрачно, очень точно, очень выверенно рассматриваются русские религиозные философы, действительно, вспоминается знаменитый девиз Тацита «без гнева и пристрастия». То есть и без раздражения, о котором я чуть выше сказал, и, вместе с тем, без вот такого совершенно некритического восхваления, что русские философы – они для нас значимы просто потому, что они русские, они писали на русском языке, вот это мы должны чтить просто из-за самого этого факта, то есть других-то у нас нет, вот поэтому для нас это величины. Вот это две таких реакции противоположных, взаимоисключающих. А здесь – другое.
…
Полностью слушайте в АУДИО.
К.А. Махлак, автор передач по богословию и философии на радио «Град Петров», преподаватель богословия, автор курса лекций «Экклезиология», автор «Книжного обозрения» (в этой рубрике — больше 100 книг по богословию, библеистике, философии, культурологии, истории). Приглашаем слушателей подкрепить и развить свой интерес к осмыслению христианства на курсах дополнительного образования в Институте богословия и философии.
Вы можете выбрать богословие и заниматься два года по вечерам понедельника и пятницы — слушать лекции, задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать богословские темы с преподавателями, писать работы, читать лучшие книги, выработать вкус к чтению богословских текстов, сделать свое христианство более осмысленным и глубоким.
А можете выбрать культуру и пойти в своем внутреннем взрослении особым путем — так не похожим на выпавший поколениям русских людей в нескольких веках путь сначала крещения, а потом — через столетия, обретения своего места в мировом культурном наследии… Тогда как прошедшим Античность и Средние века культурам повезло гораздо больше — они принимали христианскую веру в формы сложившихся культурных традиций. Курс дополнительного образования неслучайно называется «Русская культура в контексте мировой культуры» — это путь к новому переживанию нашей национальной культурной неповторимости и одновременно включенности в христианскую цивилизацию. Культурологический курс проходит под руководством ректора Института богословия и философии крупнейшего отечественного культуролога Петра Александровича Сапронова, доктора наук, автора ряда монографий, преподавателя Духовной академии.
Лекционные занятия проходят 2 раза в неделю, в понедельник и в пятницу, с 18 до 21 часа. В Петербурге — очно. Возможно участие в процессе занятий онлайн.
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
См. также:
«Философия – когда что-то такое там набубнили, а я ничего не понял. Это точно не про Гайденко!». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача первая. Эфир 11 июля 2021 г. АУДИО