6+

Как звучат картины великих художников и что слушали русские императоры: для нас открывается петербургский Музиторий

Репортаж

Афиша Музитория Санкт-Петербургской Академической Филармонии

Эфир: 18 мая 2024 г.

АУДИО

 

Юлия Кантор, доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургской Академической Филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям:

Музиторий — это интересное пространство в цокольном этаже под Большим залом Филармонии, отремонтированное, оборудованное именно для лектория. … Есть несколько циклов лекций о музыке на сезон 2024/2025. Это шесть абонементов (каждый из которых представляет собой законченный лекционный цикл), посвящённых разным темам. Например, «Музыка в живописи» — этот абонемент получился монографически эрмитажным, потому что все восемь его лекций будут прочитаны очень известными эрмитажными искусствоведами, культурологами и историками, работающими в Эрмитаже, которые расскажут о том, в буквальном смысле, как звучат картины, какая музыка может быть слышна, если мы стоим перед тем или иным полотном. Вермеер, Караваджо, Матисс… Тут и история музыки, и история искусства, и история музея. Большинство произведений, о которых пойдет речь, находятся в Государственном Эрмитаже, но не только в нём, лекторы будут касаться и произведений, хранящихся в других музеях.

Это очень символично, что абонент №1 соединяет площадь Искусств и Дворцовую площадь, это, мне кажется, очень по-петербургски, правда же?
Второй абонемент связан в том числе и с политической историей России, хотя он сугубо музковедческий: «Музыкальные пристрастия русских императоров». Он, кстати, по количеству лекций самый большой, понятно почему. Мы практически не прошли мимо ни одного императора. Будет рассказано не только о том, какая музыка звучала в дни праздников, государственных торжеств или каких-то церемоний, но и что как люди предпочитали в семье, в быту, в частной жизни. Это очень интересно. И, опять же, здесь будут читать лекции в том числе музыковеды, работающие и в Филармонии, и в Петербургской консерватории, и музейщики, например, из музея-заповедника Гатчина, и эрмитажники будут тоже. То есть у нас палитра получается достаточно богатая.
Это и звучание времени, звучание той или иной эпохи. Петр I или Николай II, Александр III или Екатерина Великая: звучание их эпохи через музыку — это же очень познавательно.

Перекликающийся с абонементом «императорским» — абонемент «Музыка дворянских усадеб». Это абонемент №3. Мы хотели бы с коллегами, которые занимаются историей культуры, историей интеллигенции, историей архитектуры, показать вот такой абонемент. Очень типично для русских дворянских усадеб, расположенных не только вокруг Петербурга, не только в Петербургской губернии, но и дальше, — что музыкальная культура была их естественной составляющей. Посмотрите художественную литературу XIX века. И это абсолютно естественная черта русской культуры. В цикле «Музыка дворянских усадеб» пойдет речь и об их владельцах, и об архитектуре, и о тех композиторах, чья музыка звучала, и о тех музыкантах, которые были приглашены в салоны этих дворянских семей. Речь пойдет и о Выборгской губернии, и Петербургской, и Новгородской… И про ожерелье усадеб вокруг Москвы… И так далее.
Этот год — год 225-летия Александра Сергеевича Пушкина. Трудно найти поэта, литератора, столь тесно связанного с музыкой, как Пушкин. Может быть, Лермонтов. Еще при жизни Пушкина на его стихи писали музыку, и после гибели поэта это всё продолжалось. И, конечно, абонемент «Пушкин и музыка» абсолютно естественным образом лег в просветительскую концепцию Музитория.

Какая музыка звучит в произведениях Пушкина, что танцевали, что играли, что пели, что слушали его герои? В «Евгении Онегине», в «Пиковой даме», в «Моцарте и Сальери». Какое бы произведение Пушкина мы ни взяли — там речь о музыке.

 

 

Будут такие, я бы сказала, эвристические сюжеты: «От замысла до триумфа» — о «Борисе Годунове» Мусоргского. Будет игровой такой подход, причём в исполнении очень известного музыковеда, преподавателя Московской государственной консерватории Романа Насонова — «Сочиняем саундтрек к маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»». Это очень необычная будет лекция. Этот абонемент №4.

Сезон 2024/2025 годов — это период, когда мы заканчиваем год 80-летия полного снятия блокады Ленинграда и начинаем праздновать восьмидесятилетие Победы. Подчеркну, что для меня как для куратора было важно всё время помнить о том, что мы в Петербурге. Понятно, что абонементы рассчитаны на людей самых разных, из разных городов, но Филармония — это очень петербургское место, с петербургской особенной аурой. Один из абонементов — №5 — посвящен теме Ленинграда во время Великой Отечественной войны, он называется «Слушай, Ленинград!»

И мы расскажем о том, какая музыка звучала в эфире радио, какая музыка звучала на вот этой прославленной сцене, сцене Большого зала, и какая музыка звучала в садах и парках Ленинграда начиная с лета 1943 года. И будут тоже сюжеты в лекциях, которые покажутся, наверное, необычными, например, «Седьмая симфония Шостаковича в изобразительном искусстве». Замечательный преподаватель и исследователь Ирина Мамонова из Петербургского университета нашла интереснейшие материалы на эту тему.

Можно приобретать целый абонемент, а можно только одну какую-то лекцию. Цена билетов — символическая. Правда, и раскуплены они были практически сразу…

 

Афиша Музитория на сайте Филармонии

 

См. также:

30-летие возвращения Санкт-Петербурга

В программе «Возвращение в Петербург» о юбилее возвращения названия нашему городу Марина Лобанова беседует с Юлией Кантор. Эфир 28 июня 2021 г. АУДИО

Архив героя «Колымских рассказов» будет храниться в Петербурге

Историк Юлия Кантор передала в Музей политической истории России личный архив доктора Пантюхова – лагерного врача, спасшего жизнь Варлама Шаламова. 25 декабря 2020 г. Репортаж. АУДИО

«Любое 100-летие – это тест на культуру исторической памяти»

Последние годы мы то и дело готовимся отмечать или отмечаем 100-летие важнейших событий нашей истории. В программе «Встреча» Юлия Кантор размышляет о нашей исторической памяти. 2 ноября 2018 г. АУДИО

«Говоря о победе, нужно понимать, какой ценой она завоевана»

«Знаете, когда впервые вышла «Блокадная книга» Гранина и Адамовича в неотцензурированном виде? В 2010 году». В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась встреча с доктором исторических наук Юлией Кантор на тему «Блокада Ленинграда: кто не забыт и что не забыто». 13 сентября 2017 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

Кто и как брал Зимний в 1917 году

«В столице этот захват власти мало кто заметил». Репортаж о встрече с историком Юлией Кантор в рамках еженедельных встреч в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» 2 ноября 2016 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru