«Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике»
Программа Артема Гравина и протоиерея Виталия Головатенко
Часть 2
Канон как гимнографический жанр
Эфир: 2 марта 2022 г.
АУДИО
Программа посвящена литургическому понятию канона, его поэтической структуре, истории возникновения и богослужебному применению.
Напоминаем, что на протяжении Великого поста по понедельникам, вторникам и средам в 17.10 в эфире радио «Град Петров» проходят беседы протоиерея Виталия Головатенко и Артема Гравина на тему «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике».
Протоиерей Виталий Головатенко:
Уже в рукописях десятого века творение святителя Андрея Иерусалимского, архиепископа Критского, наряду с общим названием «Канон покаянный» получает личное наименование «Канон великий». Сначала эпитет «великий» указывал на значительный объём этого сочинения по сравнению с другими канонами, однако уже вскоре эта его количественная характеристика была переосмыслена в характеристику качества, отмечающую его уникальность и неповторимость.
По своей популярности Великий канон святителя Андрея далеко превзошёл все прочие певческие каноны. Оставляя в стороне в целом общеизвестные древние и новые хвалебные отзывы, сошлюсь на сухую статистику. На теперешний момент мной выявлено свыше около сотни строф, являющихся прибавлениями и вариантами к 226-ти предположительно авторским строфам. И если в среднем количество строф рядового канона составляет 40-56 (включая ирмосы), то получается, что все эти добавки и варианты образуют ещё два канона в Каноне великом.
…
Свидетельства о пении библейских песней за богослужением уже в IV веке дошли до нас в памятнике, называемом «Завещание Господа нашего Иисуса Христа», а также в трактате святителя Никиты, епископа Ремесианского «Об употреблении гимнов». Пение стихов этих песней сопровождалось краткими припевами, по большей части заимствованными из наиболее ярких и значимых оборотов самих песней. Эти припевы сохранились в надписаниях песней Священного Писания, традиционно входящих в состав богослужебной Псалтири. Так, например, и по сию пору на вечерне Великой Субботы, во время чтения шестой паремии поют стихи Победной песни Моисея с припевом «Поим Господеви, славно бо прославися», а на пятнадцатой паремии – стихи Гимна трёх отроков израильских, припев к которым («Господа пойте и превозносите Его во веки») содержится в конце каждого стиха этой библейской песни.
В V–VI вв. был сформирован литургический корпус из девяти песней Священного Писания, в который были включены:
Со времён Александрийского кодекса в греческих и славянских богослужебных храмовых и келейных Псалтирях библейские песни (иначе именуемые пророческими) традиционно размещаются непосредственно после Книги Псалмов. Это отражает значимость этих песней, которые в литургическом и молитвенном обиходе рассматривались как продолжение и составная часть богослужебной Псалтири.
…
Как уже отмечалось выше, стихословие библейских песней на церковных службах сопровождалось пением припевов. Впрочем, припевы были не только у песней Священного Писания, но и у псалмов. Причём, как и у пророческой Песни трёх отроков, псаломские припевы иногда уже были включены в стихи самого псалма, как, например, припев «Яко в век милость Его» из 135-го псалма. Припевы к псалмам, как правило, были краткими и выразительными, и за храмовым богослужением воспевались всеми молящимися.
Именно из этих, сначала кратких, потом всё более пространных припевов к псаломским стихам и рождались песнопения христианской Церкви – стихиры на Господи воззвах, на стиховне, на Хвалите, тропари на Непорочных и на Бог Господь и т.д. Так во время совершения богослужения происходил певческий диалог между древнейшим (каноническим) и новым славословием Господа. Бог обращался к человеку словами ветхозаветных и всегда актуальных наставлений и пророчеств, и человек отвечал своему Создателю строфами новых песнопений. Так продолжалась вековечная беседа человека с Богом, о которой говорилось в нашем первом выпуске.
…
К VII в. обычай присоединения к стихам библейских песней целых строф вместо древних однострочных припевов стал уже правилом. Об этом свидетельствуют, в частности, фрагменты беседы аввы Нила Синайского с преподобными Иоанном Мосхом и его учеником Софронием (будущим патриархом Иерусалимским), изложенной в Слове 29 из сборника «Пандекты» Никона Черногорца: «И начали [петь библейские] песни без тропарей… Ни на песнях трёх отроков тропарей [не было]». Таким образом, ко времени начала гимнографической деятельности святителя Андрея Критского правило пения песней Священного Писания с тропарями уже прочно вошло в литургическую практику. Новые строфические припевы, уже с VI в. систематически присоединяемые к избранным библейским песням, затем стали объединять в многопеснцы. Две и более составили, соответственно, двупеснцы, трипеснцы и четверопеснцы, которые и по сию пору входят в состав Триоди. Вероятно, именно святитель Андрей впервые соединил все девять песней в один многопеснец, что и положило начало жанру девятипесненного гимнографического канона.
Полностью слушайте в АУДИО.
Готовится к выходу книга «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике: Исследование, поэтический перевод и комментарии». Сделать предварительный заказ можно по ссылке, расположенной на главной странице сайта храма Рождества Богородицы при консерватории.
См. также:
Программа Артема Гравина и протоиерея Виталия Головатенко. Часть 1. Общие сведения о Каноне великом святителя Андрея Критского. Эфир 1 марта 2022 г. АУДИО
На протяжении Великого поста по понедельникам, вторникам и средам (а на первой неделе ещё и в четверг) слушайте в эфире беседы протоиерея Виталия Головатенко и Артема Гравина «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике»
В лектории «Щедрая среда» состоялась презентация нового перевода Великого покаянного канона святителя Андрея Критского и встреча с его автором протоиереем Виталием Головатенко. 6 марта 2019 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО
О Светлой седмице рассказывает протоиерей Виталий Головатенко. ТЕКСТ