Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров»
Прямой эфир: 27 февраля 2022 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— военная спецоперация на территории Украины
— Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
— Обращение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
— реплика слушателя: «А что хорошего было в Российской империи?»
— реплика слушателя: «Почему сегодня нет пророков (мало веры)?»
— реплика слушателя: «Украина – родина моих предков. Это хирургическая операция. Я этого ждал 31 год. Все мои родные думают так же. Мы молимся о победе»
— реплика слушателя: «С бешеными собаками не надо разговаривать. Вы дезориентируете ваших слушателей. Сейчас наши ребята делают на Украине так, чтобы Церковь наша расцветала. А эти 40 миллионов жителей Украины – кто их будет спрашивать, их никто не спрашивает»
— реплика слушателя: «Когда беззаконие нарастает, Бог попускает применение силы. Я сам с Украины. Сейчас все оставят Россию, бросят ее другие державы. Так это чтобы помощь Господа призывали русские люди! Через такие события и будет возрождение России. Она воссияет и будет как маяк во всем мире. А еще посмотрите, что говорят еврейские общины»
— «русскоязычное население» в Прибалтике
— люди, которые не хотят жить в другом государстве после распада СССР, кроме России
— реплика слушателя: «Почему не вспоминали о Христе последние 8 лет? Не говорили о том, что происходит на Донбассе?»
— что делать с сепаратизмом в государствах
— реплика слушателя: «Война – это зло. На чаше весов благополучие всей нашей страны в целом»
— реплика слушателя: «А как по-другому отвечать на агрессию, идущую с Запада?»
— почему у постсоветской страны не получилось построить общественную жизнь по европейской модели
— нужен ли каждой стране свой путь и возможно ли это
— роль Запада в жизни других стран, задачи и ошибки
Протоиерей Александр Степанов: «Запад повел себя глупо и беспечно».
— реплика слушателя: «Корень проблем – в ритуальном цареубийстве. И в том, что и сейчас критикуют Царя»
— как жить дальше?
Протоиерей Александр Степанов: «Сегодня читалось Священное Писание в Неделю о Страшном Суде – всё написано».
Протоиерей Александр Степанов:
Какие же это вызвало у меня мысли и чувства. К сожалению, какой-то невозвратности того, что произошло. Начало вот этой специальной военной операции, так это называется, а иначе называется это совершенно определённо в русском языке и другим словом, это, конечно, какая-то точка невозврата. На долгое время. Да, ни что не бывает вечно в этом мире временном, всё меняется, но на очень долго это точка невозврата. Невозврата прежде всего для России, я не говорю сейчас уже об отношениях России и Украины, и наших действительно братских народов. Но именно точка пересечения какой-то черты, за которой мы с вами все, граждане России, оказались абсолютно одинокими в мире.
Россия переживала разные моменты, они вызывали и неприятие со стороны многих окружающих стран, очень часто и сочувствия. Ну, например, в девяностые годы. Для кого-то это было страшной катастрофой – крушение Советского Союза, для меня это не было никогда катастрофой, было, наоборот, некоторым моментом очищения от того, чем жила страна, от того беззакония, которое было. Тем не менее, это было трудное время, несомненно, и я прекрасно помню, какая волна сочувствия к нам, россиянам, как тогда любил говорить наш, через какое-то время короткое, будущий президент Ельцин, прошла по всему миру. Вот это здание, в котором мы сегодня сидим, храм, в котором я сегодня служу, очень большая помощь, которая шла широким слоям населения нашей страны, вот это всё делалось на те средства, которые жертвовали люди, христиане со всего мира. Это были и денежные средства, это было, конечно, огромное количество транспортов гуманитарных, с едой, с одеждой, с каким-то даже оборудованием. Наше радио во многом было построено на том, что пожертвовали нам люди оттуда, понятно, из русской эмиграции, но не только. Это были пожертвования, которые русская эмиграция собирала у людей, у христиан – и католиков, и протестантов, в разных общинах, она приходила, рассказывала о России, и это вызывало колоссальное сочувствие.
Вот с момента 24 февраля 2022 года, мне кажется, что ничего, кроме отвращения, во всём мире мы не вызываем. Рассчитывать больше не на кого. Как будут дальше развиваться события, я не собираюсь гадать. Не собираюсь пророчествовать мрачно о том, что будет, но я чувствую, что хорошего ждать нечего. Принимаются санкции, которые лишают Россию очень многих возможностей. Ну и дальше, понятно, что жизнь начнет постепенно как-то разрушаться. К самоорганизации мы, к сожалению, способны очень мало. И что дальше нас ждет – не хочу предсказывать, пророчествовать, не мое дело. Но, во всяком случае, да, мы переступили какую-то черту.
Саша прочитал выступление нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который выразил скорбь по поводу этих событий. Но вот было и второе выступление, Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, нашего архиерея – Московской Патриархии, главы Украинской Православной Церкви. И что же он сказал. Он сказал гораздо более конкретные вещи, а именно, вот меня как-то очень зацепили эти слова, он тоже упомянул единство днепровской купели Крещения, из которой вышли два наших народа, украинский и русский, и война между этими народами, цитирую, это «повторение греха Каина, который из зависти убил своего родного брата. Такая война не имеет оправданий ни у Бога, ни у людей». Вот этот образ, конечно, Каина и Авеля, по-моему, очень сильный. И я бы продолжил эту метафору, вспомнив, а какая судьба ждала Каина. Каина ведь не убил никто. Его изгнали. Во тьму, так сказать, внешнюю. Да, он перестал как бы существовать для нормальных людей. Вот то, что произошло сейчас, я думаю, что это как раз воплощение того, что было явлено как некоторый первообраз вот в этом библейском повествовании. И, конечно, митрополит Онуфрий, вероятно, и это имел в виду. И мы видим эту реакцию.
К сожалению, к сожалению, общество наше как-то просто упорно не хотело взрослеть, не хотело быть действительно обществом ответственных людей. Я даже не говорю – христиан. Для христианина быть ответственным абсолютно необходимо. Быть христианином и быть инфантильным, быть ребенком, считать, что кто-то за меня что-то там решит, что-то сделает… Христианин – это человек, который принимает решения. Исходя из Евангелия. Что говорит нам Господь, что говорит Христос. И мы действуем в соответствии с этим. Вера наша без дел мертва. Какие дела заповедует нам Христос? Дела любви. И никакие другие. Заповедь новую даю вам – да любите друг друга.
Против меня могут собираться разные злые силы, против Христа таковые силы собирались, и это закончилась распятием, крестной смертью. Но это путь Христов. Мы хотим идти другими какими-то путями. А, главное, безответственными. Чтобы кто-то за нас всё решал.
Мы прошли тяжелейший, чудовищный XX век. И мы по-прежнему слышим голоса, что всё было отлично. Великая Отечественная война… музей, который был в Москве, переименован теперь из Музея Великой Отечественной войны в Музей Победы. Вот всё, что мы вынесли из этого кошмара, потеряв под 30 миллионов жизней, искалечив… Да, немцы, да, Гитлер, фашизм, всё понятно… Но это трагедия, из которой надо делать какие-то очень серьезные выводы. А у нас вывод только один – мы всех победили, мы лучше всех, сильнее всех. Всё. И на этом весь дискурс, всё размышление, собственно, заканчивается.
Революция, гражданская война, период репрессий, коллективизация, истребление огромного количества собственного населения – всё прошло мимо. Так, какой-то памятник в Москве поставили, ну хорошо, будет вам памятник, пожалуйста. Это не стало предметом рефлексии, это не стало предметом глубокого размышления, покаяния. А, как я сказал, вера без дел мертва. Поэтому я имею в виду не просто переживания какие-то, которые должны были бы там мы все попереживать внутри себя, прийти на исповедь и каяться непонятно в чём. Напишите это в учебниках истории, литературы – школьных, чтобы с детства, с первого класса детям было внушено, что нельзя убивать, уничтожать людей ни по какому поводу. Без суда, без каких-то законных оснований, процедур. Да, бывают ситуации, когда мы судим человека, лишаем его свободы, может быть, даже лишаем жизни (и смертная казнь, наверное, возможна, она бывала и будет…). Но в принципе важно, чтобы это было не произвольно, не волею каких-то отдельных людей, которые решили, что им дана власть распоряжаться жизнями и судьбами других людей. Вот это всё осталось где-то за скобками. Да, какое-то количество наших граждан, и в нашей церкви мы пережили это, и новомученики прославлены. Ну и что? И при этом значительная часть церкви прославляет Сталина. Что для нас собственно важно? Жизнь отдельного человека, по Достоевскому – слезинка ребенка? Или величие державы, которую якобы Сталин нам обеспечил. Без него бы этого величия не было, скажите на милость. Для христианина это важнейшая тема, над которой надо и размышлять, и эти размышления должны закончиться конкретными делами, шагами, которые в дальнейшем исключают возможность подобных действий. Всё это прошло, пролетело, неинтересно, не нужно.
Ну что может Господь сказать такому народу, который вот так относится к своей собственной судьбе, так оказывается безответствен в отношении своей истории, а это значит – и в отношении своего будущего.
Вот вчера на всенощном бдении слышали мы это печальное пение предпостное: На реках Вавилонских…
На рѣкахъ Вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сiона:
на вербiихъ посредѣ его обѣсихомъ органы нашя.
Яко тамо вопросиша ны плѣншiи насъ о словесѣ́хъ пѣсней, и ведшiи нсъ о пѣнiи: воспо́йте намъ от пѣсней Сiонскихъ.
Како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей?
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
Прильпни языкъ мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко въ началѣ веселiя моего.
Помяни, Господи, сыны Едомскiя въ день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до основанiй его.
Дщи Вавилоня окаянная, блаженъ, иже возда́стъ тебѣ воздаянiе твое, еже воздала еси намъ:
блаженъ, иже иметъ и разбiетъ младенцы твоя о камень.
…сидели и вспоминали Иерусалим. Но вот если народ не вразумляется пророками, которых Бог посылал к нему? Которые вызывали к совести, к истинному богопочитанию, которое должно не просто быть в словах, а должно быть в делах. И вот это всё оказалось пустым звуком. И чем это закончилось – это закончилось Вавилоном, вавилонским пленом.
Я слышу, сегодня тоже многие говорят: вот, они принимают санкции, а что же мы, мы простые люди, вот теперь это всё по нам ударит, а это всё какие-то власти… Нет. Те, которые в Вавилон ушли в плен – там были все, там были и праведники, конечно, среди них. Пострадали все. Точно также и здесь, не надо искать себе каких-то преференций и на кого-то там ссылаться. Всё, что мы имеем, мы сделали своими руками. Своей безответственностью, своим неучастием. Мы говорим: ой, а я этим не интересуюсь, ой, у меня более высокие какие-то в жизни интересы, вот я там молюсь и т.д. Нет. Это вещи связанные. Не надо заблуждаться. Об этом я лично говорил много на нашем радио. Вера без дел мертва. Мы должны свою веру проецировать на все стороны жизни. Если мы какую-то сторону жизни исключаем из поля своего внимания, верующего взгляда, мы оказываемся в этой части абсолютно в проигрышном положении. И вот то, что сейчас произошло, это, в общем, на мой взгляд, чудовищное событие. Нападение на страну, где живут такие же точно люди, как мы, говорящие на том же самом языке, читавшие в детстве те же самые книги. Сейчас, говорят, они читают что-то другое, они Пушкина считают иностранным поэтом… Слушайте, если бы мы сумели у себя, в своей России, построить нормальную жизнь, и употребили бы энергию не на то, чтобы усиливать свои там ракеты, войска и так далее, и так далее. Наверное, это тоже нужно было, но главное, на чем надо было сосредоточиться – построение нормальной жизни внутри страны. И все вот эти республики, которые так захотели быть одни, жить самостоятельно, они бы все потянулись сюда обратно. Когда создавалась Российская империя, она создавалась не военной силой. Да, военная сила там присутствовала, на Кавказе особенно, и там долго шла война, и мы видим – насколько это всё до сих пор болезненно, насколько это не органичная, в общем-то, надо сказать, часть нашей страны, за это платим до сих пор очень недешевую цену, во всех смыслах, и еще посмотрим, что нам придется за это платить. Но в основном и в остальном эти народы, которые вошли в состав империи, … это были народы, которые понимали и чувствовали, что Россия – это локомотив. Это страна, которая мощно идет вперед, к которой надо пристроиться… для того, чтобы успеть в этот поезд. Вот это тот образ России, который и сегодня бы мог работать, и который бы повлек за собой все эти народы, никуда бы они не делись.
…
Я помню, в девяностые годы, как этот Запад смотрел на Россию, по крайней мере, христиане Запада: свет с Востока! Сейчас откровение какое-то будет… веры – настоящей, мистической, молитвенной… русские старцы… как этим интересовались! Я уж не говорю про русскую культуру… литературу, музыку… которая, конечно, всё равно остается популярной там. Вот наши золотые запасы! Настоящие, которые мы можем предъявить всему миру, которые, да, готовы покупать, готовы свое материальное отдавать за это. Но, к сожалению, к сожалению, у кого-то не хватает ни культуры, ни образования, ни просто ума – для того, чтобы оценить то, что мы имеем, и умножать это, а не пытаться показывать «кузькину мать» всему миру. Вот эта дворовая привычка – она не стоит ничего и кончится страшной трагедией.
…
Великость внешняя очень немного стоит, если смотреть на это глазами Бога. Великость духовная, нравственная – дай Бог, чтобы через испытания и страдания мы, подобно еврейскому народу, Богом избранному, к этому пришли.
…
Александр Крупинин:
Тут много нам приходит разного рода сообщений. В основном это поддержка того, что говорит отец Александр… А вот: «Позвольте с вами не согласиться…».
Протоиерей Александр Степанов:
Давайте такое послушаем.
Александр Крупинин:
«Позвольте с вами не согласиться. Украина – моя малая родина, там могилы моих предков, там половина моих родственников, моя матушка родилась в Крыму, вся родня там, так что для меня это личный вопрос. Я воспринимаю это событие как хирургическую операцию: да, больно, но необходимо. Я этого ждал 31 год. Все мои знакомые, родные думают так же. Это война не против украинского народа, а против националистов, силой захвативших власть. Мы молимся за нашего президента, за русское воинство, чтобы Господь даровал им победу». Вот, мне кажется, как раз пример того, что когда читают книгу – все знают, где правда и где ложь, а в жизни когда что-то происходит, то одни видят правду там, другие видят правду здесь.
Протоиерей Александр Степанов:
Речь, конечно, не идет о том, что украинское государство теперешнее представляет собой какой-то светоч правды, истины. Там ничуть не меньше, чем здесь, неправда. Но кто дал нам право учить 40 с лишним миллионный народ? Где то основание нравственное, на котором мы можем твердо встать и сказать: вот мы стоим в правде, вы строите вне правды? Я не вижу такого основания у нас, для того, чтобы вот такие слова произнести. Народ идет своей сложной судьбой, своим сложным путем, несомненно, ошибается. Наверное, у них проблем не меньше, чем здесь, в каких-то местах, я думаю, их и больше, и неправды там тоже очень много. Но никто не поставил нас судьями. Понимаете, мы на себя взяли ту функцию, которую нам ни Бог, ни человеческое сообщество не дали. Поэтому, да, где-то надо смириться.
Я думаю, что сравнение, которое сейчас я приведу, оно очень несовершенно, но, понимаете, у вас растет ребенок, этот ребенок вырос, ему уже 20 с лишним лет, и вы возьмете право на себя решать, как он должен жить, на ком должен жениться или за кого она должна выйти замуж, что он должен в своей жизни делать и так далее, и так далее. Мы не родители Украине, в этом смысле мое сравнение проблематично, но даже если бы она была всем обязана нам… я тебя породил, я тебя и убью… Мы ее не породили, она страна такая же, как мы. Почему мы берем на себя… потому что нас больше и потому что у нас армия сильнее, берем на себя право учить этих людей, как надо жить. Они ошибаются, может быть, во многом ошибаются, ну, хорошо, это вопрос обсуждаемый, можем смотреть со стороны. А главное, главное – мы должны показать, как надо. Покажите. Покажи мне веру свою из дел своих. Покажи мне свое превосходство из того, что тебе удалось что-то сделать намного лучше.
…
Звонок слушателя:
С бешеными собаками не надо разговаривать. Есть другие способы. А 40 миллионов – да кто их спрашивает, их никто не спрашивает. Сейчас там наши парни делают всё, чтобы Церковь жила, чтобы Церковь процветала.
Протоиерей Александр Степанов:
Ну что я могу сказать… да, то, что сейчас мы услышали от нашего слушателя уважаемого, это, конечно, такой, я бы сказал, мэйнстрим сегодняшних настроений в России. Мне это грустно слышать. Потому что это путь, который приведет в никуда. Видите, как бы утверждается, что Евангелие и проповедь Христова, в какие-то там времена, это должно быть отложено в сторону. А вот сейчас – говорят пушки. Музы-то пускай молчат. А Христос тоже должен помолчать пока? Помолчи, Христос, помолчи со своими проповедями про любовь, про то и про то. Пушки говорят! «Решаются задачи»…
Я понимаю, что мои слова звучат, может быть, очень как-то и абстрактно, и отвлеченно. Вот за какую-то я там правду… которая реально не существует в этом мире, всё соотнесено… я это прекрасно понимаю. Я понимаю – исторический процесс… Но, знаете, есть какие-то ориентиры – самые важные. Если мы этих ориентиров придерживаемся, мы можем пройти очень трудным путем, но мы придем к настоящей цели. Если мы игнорируем эти ориентиры, и тактически, вроде бы, избираем себе ориентиры другие – мы заходим в такие дебри… Понимаете, это как вот ходить по компасу, а потом компас спрятать в карман и говорить, что просто сейчас я ориентируюсь другим образом. Кто много по лесу ходил, тот знает – все места похожи, и то, что я помню тут хорошо тропинку, дорожку в лесу, ходил тут, а вот это уже вроде знакомые места, это узнаю… компас говорит – надо идти направо, а я чувствую – надо налево! И пошел. И пришел не туда. И вот я боюсь, что здесь будет что-то подобное.
Евангельский, христианский ориентир должен быть главным всегда, всегда. С ним надо соотносить самые ответственные решения. Понимаете, это не вопрос тактических каких-то тут движений, это вопрос абсолютно принципиальный.
…
Александр Крупинин:
Дайте назидание – как жить дальше.
Протоиерей Александр Степанов:
Молиться. Соотносить свою жизнь с Евангелием, а не с какими-то другими ценностями. В Евангелии улавливать его дух, а не цитаты вырывать. А ничего, кроме духа любви, жертвенности, взаимной помощи людей, мы там не найдем. Сегодня читалось о Страшном Суде – всё написано. Дай Бог нам какого-то разумения, понимания и по-настоящему христианского духа.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.
Евангельское чтение в Неделю о Страшном Суде, Мф 25, 31-46
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
24 февраля 2022 г. 18:00
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные происходящими событиями.
Как Патриарх всея Руси и Предстоятель Церкви, паства которой находится в России, Украине и в других странах, глубоко сопереживаю всем, кого коснулась беда.
Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.
Обращаюсь к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.
Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту.
Призываю всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира.
Всемилостивый Господь предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых да сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Обращение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к верным и гражданам Украины
24 февраля 2022 г. 13:16
Дорогие братья и сестры! Верные нашей Украинской Православной Церкви!
Как Предстоятель Украинской Православной Церкви обращаюсь к вам и ко всем гражданам Украины. Случилась беда. К величайшему сожалению, Россия начала военные действия против Украины, и в это судьбоносное время призываю вас не впадать в панику, быть мужественными и проявить любовь к своей Родине и друг к другу. Призываю вас, прежде всего, к усиленной покаянной молитве за Украину, за наше войско и наш народ, прошу забыть взаимные распри и недоразумения и объединиться любовью к Богу и нашей Родине.
В это трагическое время мы выражаем особую любовь и поддержку нашим воинам, стоящим на страже и оберегающим и защищающим нашу землю и наш народ. Пусть Бог их благословит и хранит!
Отстаивая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим немедленно прекратить братоубийственную войну. Украинский и русский народы вышли из Днепровской купели крещения, и война между этими народами – это повторение греха Каина, который из зависти убил своего родного брата. Такая война не имеет оправдания ни у Бога, ни у людей.
Призываю всех к здравому смыслу, который учит нас решать свои земные проблемы во взаимном диалоге и взаимном понимании, и искренне надеюсь, что Бог простит нам наши грехи и мир Божий воцарится на нашей земле и во всем мире!
+ ОНУФРИЙ,
Митрополит Киевский и всея Украины
Предстоятель Украинской Православной Церкви
Обращение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия к украинской пастве
24 февраля 2022 г. 21:32
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины обратился к украинской пастве.
Дорогие братья и сестры!
Произошла трагедия. Россия начала военные действия против Украины.
Украинская Православная Церковь всегда была, есть и будет со своим народом. Я сегодня обращаюсь ко всем верным Украинской Православной Церкви и ко всем украинцам: не впадайте в панику, Господь с нами! В эти дни мы должны показать свое мужество, мы должны объединиться друг с другом в молитве, в любви к Богу, в любви к Родине и в любви друг к другу. Нам досадно то, что произошло. Но Бог с нами. Не надо отчаиваться. Надо в эти дни усилить покаянную молитву за нашу украинскую землю и за наш народ.
Я хотел бы обратиться к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Украинская Православная Церковь всегда последовательно защищала целостность и суверенитет нашего государства. И мы сегодня просим вас, Владимир Владимирович, остановить войну. Наши народы – украинский народ и российский народ – народы, которые вышли из одной Киевской Днепровской купели. И самый великий позор для нас, что мы воюем один против другого. Война между такими народами называется Каиновым убийством, потому что она повторяет первый грех убийства, который совершился на земле, когда сын Адама Каин убил своего младшего брата Авеля.
Я призываю всех к благоразумию. Господь сотворил нас разумными творениями, сотворил нас великим даром слова. И этим разумом и словом мы должны решать все проблемы, которые возникают между нами на земле. Я призываю всех, чтобы война остановилась, и чтобы мы сели за стол переговоров и цивилизованным, Божественным путем с помощью разума и слова решили те проблемы, которые нас сегодня разделяют.
Пусть Господь хранит наших воинов!
Мы сегодня особую любовь и поддержку выражаем нашим воинам, защищающим нашу целостность и хранящим нашу землю, наш украинский народ.
Пусть хранит Господь всех вас!
Я верю и надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и эта трагедия, которую мы сегодня переживаем, будет скоро прекращена, и мы снова будем в мире наслаждаться даром жизни, который Господь каждому даровал не для того, чтобы мы друг друга убивали, а для того, чтобы мы друг друга любили.
Да будет Господь с нами!