6+

Колонка главного редактора

«Вечерний радиоканал»

Прямой эфир 28 апреля 2017 г., 17.00 — 20.00

«Колонка главного редактора»

АУДИО

 

Тема первой части программы:

 

26 апреля 2017 г. состоялся V пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета, посвященный теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».

Протоиерей Александр Степанов: «На пленуме прозвучал доклад митрополита Илариона, на содержание которого я хочу обратить внимание наших слушателей. У кого-то возникают вопросы – а зачем православное радио поднимает вопросы истории? Так вот, этот доклад может быть ответом на это».

Главный редактор радио «Град Петров» зачитал в эфире некоторые фрагменты доклада председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на V пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета:

 

«В XX веке наши народы прошли через горнило тяжелейших испытаний. Доставшиеся нам в наследие исторические уроки бесценны, однако важно правильно их усвоить. Как говорил великий русский ученый Василий Осипович Ключевский, «история — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Нынешний пленум проходит в Санкт-Петербурге — городе, куда ровно сто лет назад, в апрельские дни 1917 года, прибыл из Германии поезд, в котором на германские деньги были доставлены в Россию революционеры во главе с Лениным. Германия вела кровопролитную войну с Россией, и ей надо было во что бы то ни стало добиться победы. Но для этого нужно было разложить Россию изнутри, довести начавшийся в ней революционный процесс до своего логического завершения. И была найдена группа лиц, согласившихся на предательство Родины ради последующего захвата в ней власти. В запломбированном вагоне, «как чумная бацилла» (по выражению У. Черчилля), Ленин вместе со своими соратниками был доставлен в северную столицу, чтобы заразить народ идеями социалистической революции, довести страну до коллапса и подписания унизительного мирного договора на условиях, сформулированных вражеской державой.

Все эти факты ныне широко известны. Но было бы неверно представлять вождей революции лишь слепыми орудиями германского империализма. У них были свои далеко идущие цели, и главная из них заключалась в том, чтобы разрушить «до основания» принципы устройства тогдашнего мира. Среди этих принципов важнейшее место занимала вера в Бога и верность отеческим традициям, которые после октябрьской революции начали подвергаться гонениям и репрессиям.

Вместо обещанной свободы страна была покрыта сетью лагерей, где миллионы людей мучались и умирали за колючей проволокой, а те, кто оставались на воле, жили в постоянном страхе ареста. Вместо подлинного равенства основной массе людей была навязана принудительная уравниловка; при этом верхушка партии превратилась в новую элиту, пользовавшуюся привилегиями и льготами. Санкционированная властью система всеобщего доносительства способствовала разжиганию ненависти не только между представителями разных классов и народов, но и между соседями по коммунальной квартире, сотрудниками одного учреждения, вела к предательству зачастую даже самых близких людей, глубокому духовному и нравственному падению многих.

Братство между людьми не может быть достигнуто в принудительном порядке. В книге «Философия неравенства» великий русский философ Н.А. Бердяев писал, обращаясь к своим идейным противникам из социалистического лагеря: «Ваш социализм есть принудительная добродетель и принудительное братство… Ваш революционный социализм не признает той основной христианской истины, что братство между людьми может быть лишь плодом свободной любви, лишь высшим духовным цветением человеческого общения. Вы же хотели бы насильственно принудить людей к братству. Идею братства вы взяли из христианства, вы выкрали ее и бессовестно пользуетесь ею, не имея на то никакого права. Братство людей возможно лишь во Христе и через Христа. Братство людей не может быть естественным, природным состоянием людей и людских обществ. В природном порядке человек человеку не брат, а волк, и люди ведут ожесточенную борьбу друг против друга»¹.

…революция не только высвободила в людях все самое низменное и злое, подлое и звериное, что таится в их натуре, но и на долгие десятилетия предоставила бесам в человеческом облике пространство для свободного действия на просторах нашей Родины.

В своих романах, рассказах и статьях Достоевский напоминал о борьбе диавола против Бога и о том, что полем битвы являются человеческие сердца. В этой битве невозможно сохранить нейтралитет: человек неизбежно делает выбор в пользу одной или другой стороны. И именно выбор, сделанный многими людьми в пользу новой безбожной власти, провозгласившей войну «попам и буржуям», предопределил то трагическое развитие событий в 20-е и 30-е годы, которое обернулось миллионами невинных жертв.

Диавол никогда не обнаруживает свои истинные цели: он всегда маскирует зло личиной добра. Убеждая первых людей ослушаться Бога, он твердил им: «будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Большевики тоже не обещали народу ни террора, ни репрессий: они обещали осыпать людей благами, нивелировать классовые различия, отдать власть в стране некоему «учредительному собранию», которое так никогда и не состоялось, а землю отдать крестьянам, чего так никогда и не произошло. Вряд ли народ пошел бы за революционерами, если бы знал, чем в действительности обернутся для него их обещания и посулы.

Достоевский, а вслед за ним и Бердяев указывали на антихристианский характер революционной социалистической идеологии. Бердяев был убежден, что социализм противостоит не капитализму, а христианству: «В проблеме социализма есть религиозная глубина, это одна из конечных проблем человеческой истории, подводящих нас к апокалипсису. Социализм имеет очень старые, древние корни, не только социальные, но и религиозные… Социализм претендует быть не только социальной реформой, не только организацией хозяйственной жизни, но и новой религией, идущей на смену религии Христа»².

Не случайно сразу же после прихода к власти большевики инициировали масштабное гонение на Церковь и религию. Расправиться с Церковью было для них намного важнее, чем отдать землю крестьянам.

По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500⁷. Общее же число верующих, пострадавших в годы гонений, известно одному Богу.

К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных храмов из более 60 000, действовавших в 1917 году. На свободе оставались лишь 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время.

Кто был инициатором гонений и массовых репрессий, творцом идеи «красного террора», создателем карательной машины, распространившей свое действие на широкие слои населения? Тот самый человек, который в апреле 1917 года был доставлен в Россию в пломбированном вагоне. И не парадоксально ли, что набальзамированное тело этого человека, совершившего иудин грех предательства Родины, захватившего в ней власть при прямой поддержке немцев, установившего в ней режим жесточайшего террора, виновного в массовой гибели людей, до сих пор покоится на главной площади Москвы? Один этот факт показывает, что даже сто лет спустя после самого подлого предательства, которое знала история нашей Родины, точка в осмыслении этой истории еще не поставлена.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников более 1200 угодников Божиих. Сегодня их более 1760 — тех, чьи имена внесены в святцы. Но Церковь прославила и всех тех известных одному Богу мучеников и исповедников, которые погибли в безвестности и о чьем подвиге, может быть, мы никогда не узнаем.

В мае 2007 года состоялось другое важнейшее историческое событие — подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, положившее конец периоду трагического разделения в Русской Церкви в XX веке.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая второе заседание Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 18 ноября 2015 года, сказал: «Без героев не может существовать народ, не может существовать нация… Подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями»¹. Вот кому следовало бы ставить памятники, вот чьими именами надо было бы называть улицы и площади вместо того, чтобы искусственно поддерживать почитание палачей, террористов и убийц, увековеченных в названиях площадей и улиц многих городов нашей великой Родины».

Текст

 

Зачитав фрагменты из доклада митрополита Илариона, протоиерей Александр Степанов добавил, что стоит задуматься и о том, где доля нашей ответственности за произошедшую в XX веке трагедию:

«Размышляя о причинах и об ответственности за произошедшую в нашей стране катастрофу, и Церковь, и все другие сообщества людей в нашей стране (сословия, например), должны подумать о том, а нет ли какой-то нашей ответственности, нашей вины за то, что произошло?»

 

 

Тема второй части программы:

ответы главного редактора на вопросы слушателей

 

Вопрос слушателя:

«Что такое «православный сталинизм»? Я скажу жестко: либо ты со Христом, либо ты с совком. Но я, к сожалению, регулярно сталкиваюсь с людьми, в том числе и слушателями христианского радио, не буду его называть, которые не поймут того, что сказал владыка Иларион. Я не призывал бы ни перед кем каяться – перед собой покайтесь!»

 

Вопрос слушателя:

«Вы говорите о просвещении народа, но я слушаю FM радио только в увеличенном диапазоне на специальном приёмничке (на обычном вас не слышно). А слушая популярные радиостанции, где музыка и всё остальное, я там все время слышу, что Православная Церковь – богатейшая организация. А от вас я слышу просьбы помочь в существовании. То есть, это прекрасно, конечно, что вы вещаете, но есть же конкурентность. А вас не найти рядом с самыми популярными радиостанциями, вас там нет, вы только в расширенном FM диапазоне, который есть далеко не у всех. Это разве просвещение? У вас прекрасные передачи, без навязывания, литературные, музыкальные… они могли бы привлекать даже атеистов! Но, видно, это никому не надо».

 

Вопрос слушателя:

«В чем причины разрастания зла в мире? И второй вопрос – как вы смотрите на эзотерическое объяснение этого?»

 

Вопрос слушателя:

«У меня предложение по поводу субботы Страстной седмицы. Мне кажется, это какой-то ущемленный день, день скорби. Этот день должен быть посвящен Матери Божией. Хотя бы акафист в эфире…».

 

Вопрос слушателя:

«В этом году исчезли замечательные пасхальные программы, которые завершали богослужение! Более 10 лет были! И ни одной сейчас нет. Куда они делись?»

 

Вопрос слушателя:

«Меня очень волнует судьба Петербурга. Пока Ленин не будет похоронен, Россия будет «кувыркаться»… Но не в Петербурге его хоронить! Не в нашей земле! Пусть в Симбирске его похоронят».

 

Вопрос из Гостевой книги:

«Почему вы приглашаете в программы психотерапевтов?»

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru