6+

Колонка главного редактора

Программа протоиерея Александра Степанова

«Колонка главного редактора»

Прямой эфир 23 июня 2017 г., 18:00

АУДИО

 

Тема первой части программы

Дискуссия в православном интернет-сообществе на тему: может ли мать кормить младенца в храме?

 

Протоиерей Александр Степанов:

Меня, конечно, удивляет, по каким поводам возбуждается православный интернет. Страсти кипят, батюшки пишут пространные тексты, впору уже собирать собор на эту тему. В то же время, на мой взгляд, вопрос вообще не имеет церковного измерения. Вопрос исключительно меры и такта. Что-то делать уместно в общественном месте, что-то требует определенной приватности. Различение этих обстоятельств есть продукт воспитания человека. Воспитание дает человеку такт, то есть навык вести себя в соответствии с обстоятельствами места и времени. Если эту интуицию перевести на язык свода правил, получатся правила этикета.

Церковь, храм, с точки зрения этикета – это просто общественное место, где действуют все обычные для этих мест нормы поведения. В театре, в государственном учреждении, в учебном заведении, в библиотеке и так далее мы все примерно представляем, как себя вести. В церкви есть еще дополнительные ограничения, связанные с правилами проведения богослужения и какими-то традициями в одежде. Скажем, всем очевидно, что мужчины стоят в храме с непокрытой головой. Интересно, что против этого правила никто никогда не возражает. Женщине быть с покрытой или непокрытой головой – это, опять-таки, тема невероятных полемик. А вот непокрытая голова мужчины как-то абсолютно всеми приемлется и я ни разу не слышал, чтобы где-то это когда-то обсуждалось.

В целом, к слову говоря, одежда богомольцев должна быть опрятной, может быть, даже немножко праздничной, но ни в коем случае не привлекающей к себе специального внимания. Вот, мне кажется, это общее правило. А конкретные элементы, аксессуары одежды могут от эпохи к эпохе, на мой взгляд, меняться.

Поэтому, если мы говорим об этой «проблеме» в кавычках кормления детей в храме – я не видел, чтобы кто-то приносил младенца в общественные места и так прилюдно начинал этот процесс. Для этого надо найти укромное место или сделать это дома, а какое-то время младенец может жить без еды.

Второе наблюдение за этой полемикой связано с тем, как полемика ведется. И здесь – довольно характерная для нашей среды картина. Смешиваются хотя и родственные, но все же разные понятия: этикета и этики. Скажем, очень часто звучат такие аргументы: человек пришел в неправильной одежде, а мы должны любить человека, несмотря на то, в какой он одежде пришел. Или: мы должны любить всех людей, несмотря на то, как они и что… И здесь происходит вот это смешение, то есть этические нормы (высшая этическая норма в христианстве, несомненно, это любовь) остаются на своем уровне. Но эта любовь вовсе не отменяет нормы этикета. Мы очень любим в нашей церковной полемике от каких-то элементарных вещей сразу возноситься в какие-то богословские олимпийские высоты   метафизические и оттуда черпать аргументы, чтобы обосновать какие-то простейшие, очевидные вещи, которые не требуют даже особого объяснения: просто сложилось так и все, и сложилось неслучайно. То же самое, если нам потребуется измерить площадь этой комнаты, умножив длину на ширину, а мы начнем сначала доказывать теорему Пифагора или вообще до аксиоматики дойдем, что две параллельные прямые никогда не пересекаются. Но просто уже выработаны определенные правила вычисления площади: умножь длину на ширину – и получишь. Так вот здесь то же что-то в этом роде: есть какие-то элементарные вещи, а мы сразу «возвышаемся» до того, чтобы обобщить всё до самых высших истин, которые нам открыты в Священном Писании.

Этикет, как набор таких самых простейших и ясных правил, типа «здравствуйте – до свидания», «спасибо – пожалуйста», помогает избежать множества недоразумений, недоверия между людьми, споров и так далее. Как я говорил, неслучайно появились эти правила. Они выработаны для того, чтобы облегчить просто общение. И устранить из него вот эти всякие нежелательные моменты, которые людей разобщают. Это такой нижний уровень, простейший уровень этики, который мы и называем этикетом.

Когда мы эти нормы этикета преступаем, возникают всякие неловкие ситуации. А иногда и обиды могут возникать. А, главное, вокруг этого возникает огромное количество каких-то абсолютно ненужных обсуждений и споров. И само по себе обнаружение полемики по поводу вот такой «проблемы», как кормление младенцев в храме, говорит прямо и непосредственно о том, что общепринятые нормы этикета такими действиями нарушаются. У людей это вызывает какое-то недоумение, протест, возражение и так далее. Вообще, конечно, в жизни, особенно в церкви, нужно этого всячески избегать, то есть вести себя тактично, чтобы никого не смущать, по-церковному говоря, не искушать.

Мне кажется, обсуждать саму тему нечего, она пуста, просто нужно придерживаться каких-то общих человеческих правил. Мы часто, приходя в церковь, считаем, что здесь действуют какие-то другие нормы, что здесь отметается всё то, что нами было усвоено в прежней  жизни, что вся система ценностей здесь иная. Да, что-то может существенно отличаться от того, что принято в современном обществе. Но тоже надо помнить, что современное общество тоже сформировалось из общества христианского, хотим мы этого или не хотим, отрицаем мы существование Господа Бога или признаем, мы все равно во многом руководствуемся какими-то прежними представлениями, которые сформированы самим христианством. Поэтому вот те самые простые правила поведения, этикета – они тоже в себе имплицитно несут следы христианского прошлого для большинства, для нас – настоящего. И от них совершенно не надо отказываться. И не нужно отметать то, что мы усвоили, просто потому, что мы это услышали не в церкви, а на уроке в школе или от своих родителей. Может быть, стоит какие-то вещи пропускать через фильтр своего уже христианского мировоззрения, но далеко не всё.

 

 

Тема второй части программы

Ответы на вопросы слушателей

Наверх

Рейтинг@Mail.ru