6+

«Король есть, да только он где-нибудь находится…»

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Андрей Андреевич Терещук

Тема: книга «За Бога, Родину и Короля: военно-политическая история раннего карлизма», издательство «Спасское дело», 2023

Эфир: 9 июля 2023 г. (часть 1), 16 июля 2023 г. (часть 2)

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Ваша книга – первая по-русски и в России про историю раннего карлизма.

 

Андрей Терещук:

Да, действительно, тема, мягко говоря, не самая известная в России. Собственно, сегодня мы обсуждаем первую большую работу на русском языке по данной тематике. Но при этом, я думаю, все или почти все радиослушатели читали одно произведение русской литературы, которое затрагивает эту тему. Цитата из этого произведения вынесена в эпиграф книги. Я имею в виду повесть Гоголя «Записки сумасшедшего», где главный герой, чиновник Поприщин сходит с ума и воображает себя испанским королем.

 

Я сегодня все утро читал газеты. Странные дела делаются в Испании. Я даже не мог хорошенько разобрать их. Пишут, что престол упразднен и что чины находятся в затруднительном положении о избрании наследника и оттого происходят возмущения. Мне кажется это чрезвычайно странным. Как же может быть престол упразднен? Говорят, какая-то донна должна взойти на престол. Не может взойти донна на престол. Никак не может. На престоле должен быть король. Да, говорят, нет короля, — не может статься, чтобы не было короля. Государство не может быть без короля. Король есть, да только он где-нибудь находится в неизвестности.

Н.В. Гоголь

 

Может показаться, что это какая-то вот просто фантасмагория, что Гоголь взял эту испанскую тематику просто так, а на самом деле нет, Гоголь писал это произведение, когда в Испании вовсю бушевала война, династический спор за права на корону, и это была острополитическая тема в России. Поэтому то, что Поприщин воображает себя именно испанским королем, а не каким-нибудь другим, это очень показательно. В тексте «Записок сумасшедшего» есть масса отсылок к событиям в Испании.

Это события 1833-1840 гг., в сентябре 1833 года умирает король Испании Фердинанд VII и после его смерти оказываются два претендента на испанскую корону. С одной стороны, это его дочь принцесса Изабелла, но ей на тот момент еще даже трех лет не исполнилось, ее интересы отстаивала ее мать, вдовствующая королева Мария Кристина. Соответственно, тех, кто поддержал претензию Марии Кристины и Изабеллы, называют кристинос. А другой претендент на престол – младший брат покойного короля Карлос Мария Исидро де Бурбон, более известный как Дон Карлос. Это не тот Дон Карлос, которого все знают по Шиллеру или по Верде, это более поздний персонаж. Сторонники Дона Карлоса – это карлисты.

Война продлилась 7 лет, карлисты потерпели поражение, однако династический спор – это была лишь вершина айсберга, конфликт отражал очень глубокие противоречия в испанском обществе, поэтому даже после поражения карлистов в 1840 году их движение не исчезло. В XIX веке было еще две крупные карлистские войны, были неоднократные попытки вооруженного восстания. В XX веке карлисты сыграли очень важную роль в испанской гражданской войне 1936-1939 годов. Карлистское движение сохранилось и по сей день, хотя сейчас оно уже не играет особой роли в политике, в большей степени они занимаются восстановлением исторической памяти.

 

Я было уже совсем хотел идти в департамент, но разные причины и размышления меня удержали. У меня все не могли выйти из головы испанские дела. Как же может это быть, чтобы донна сделалась королевою? Не позволят этого. И, во-первых, Англия не позволит. Да притом и дела политические всей Европы: австрийский император, наш государь…  Признаюсь, эти происшествия так меня убили и потрясли, что я решительно ничем не мог заняться во весь день. Мавра замечала мне, что я за столом был чрезвычайно развлечен. И точно, я две тарелки, кажется, в рассеянности бросил на пол, которые тут же расшиблись. После обеда ходил под горы. Ничего поучительного не мог извлечь. Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании.

Н.В. Гоголь

 

Марина Лобанова:

У нас в России до сих пор не решен вопрос: имел право по закону Николай II отрекаться или  нет? Некоторые говорят – он не имел права отрекаться, поэтому то, что отрекся, ничего не значит. Имел право он лишать своего сына прав наследовать престол? Многие говорят, что не имел, потому что отрекаться можно только за себя.

 

Андрей Терещук:

В каком-то смысле это похоже на вот эту ситуацию с отречением: имел право отрекаться и за себя и за сына или не имел такого права Николай II.

 

Марина Лобанова:

По крайней мере по закону, а он не изменил его, он мог его изменить, я считаю, но по закону должен был наследовать Алексей. Если бы Николай II изменил закон, он имел на это право, то мог бы сделать наследницей Ольгу.

 

Андрей Терещук:

Но надо было менять закон, а там было не до того.

 

Марина Лобанова:

Но, тем не менее, мы знаем, что по закону Алексей. А здесь-то по закону кто?

 

Андрей Терещук:

По закону должна была наследовать дочь Фердинанда VII Изабелла, при ней регентом становится ее мать Мария Кристина. Но дело в том, что законодательство о престолонаследии было изменено всего за несколько лет до этого, в 1830 году Фердинанд VII, за 3 года до своей смерти, выпустил документ под названием «Прагматическая санкция», в котором изменил порядок престолонаследия. До выхода этой Прагматической санкции престол мог передаваться только по мужской линии. Если бы Прагматическая санкция не была выпущена, то королем был бы Карлос.

 

Год 2000 апреля 43 числа. Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня вдруг как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник. Как могла взойти мне в голову эта сумасбродная мысль? Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мною все открыто. Теперь я вижу все как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря.

Н.В. Гоголь

 

Карлисты заявляли, что король не имеет права менять фундаментальные законы королевства, что для подобного судьбоносного для страны решения надо было созывать традиционные сословные кортесы, то есть вот такой традиционный, еще средневековый, можно сказать, «парламент», и это должно быть решение представителей всех сословий, которые должны поддержать короля.

Это такая идея вообще общая для многих западноевропейских монархий. То есть не то, что король имеет абсолютную власть делать всё что угодно. А противники карлистов говорили, что нет, зачем же, король уже подписал соответствующие документы и ничего больше не требуется.

Карлисты представляли собой наиболее консервативную часть общества – это люди, которые выступали против любых либеральных преобразований, они выступали против конституции, против создания системы политических партий, против ограничения роли церкви в обществе, против любой секуляризации. А их противники – так называемые либералы (термин довольно условный, либералами в Испании того времени называли людей самых разных взглядов, но так или иначе они все выступали за определенные преобразования и в экономической, и в общественно-политической жизни, в первую очередь – за введение конституции). Либералы группировались вокруг Изабеллы и Марии Кристины.

 

Марина Лобанова:

Напомним нашим слушателям, что Испания сегодня – это …

 

Андрей Терещук:

Монархия. Есть конституция. При этом король – глава государства, главнокомандующий вооруженными силами – король.

 

Марина Лобанова:

Многие люди считают Испанию самым близким примером нам, российским гражданам, для преодоления конфликта Гражданской войны. А почему вы стали заниматься темой этих гражданских войн в Испании?

 

Андрей Терещук:

Впервые я столкнулся с этой темой много лет назад, я тогда учился в школе и как-то наткнулся на такую книгу, она называлась «Русские добровольцы в Испании», как сейчас помню, обложка в цветах бело-сине-красного флага, книга издана Сан-Франциско в 1983 году и посвящена участию русских белых эмигрантов в Гражданской войне в Испании в XX веке. Один из документов, который там был опубликован, это был дневник штабс-капитана Антона Еремчука, который рассказывал о своем участии в войне в Испании. Он служил в карлистском ополчении в XX веке, 1936-39 год, вот он и ряд его друзей из числа русских эмигрантов попали в Испанию в карлистское ополчение. И там постоянно вот эта тема звучала: карлисты, карлистские войны XIX века… Это вызвало у меня определенный интерес, я начал пытаться найти что-то еще на эту тему, но, как уже отметили, на русском языке никто об этом не писал.

 

 

А потом, когда я жил, учился и работал в Барселоне, то так или иначе опять столкнулся с этой темой, потому что Каталония была одним из центров карлистского движения. У меня была возможность найти массу материалов на испанском и каталанском языках, посетить места отдельных сражений, соответственно, я начал все больше и больше читать по этой теме, собирать все больше и больше материалов. И в какой-то момент количество материалов, которые мне удалось собрать, оно стало таким, что я понял, что их будет достаточно, чтобы написать полноценную книгу. Тем более, что было заманчиво написать что-то новое, о чем никто не писал по-русски, да и по-английски, собственно, всего есть несколько монографий.

Я решил, что начинать надо с истоков, с Первой карлистской войны 1833-1840 гг., потому что потом уже последующие конфликты имеют свою предысторию, свои предпосылки. Логично было начать с самого начала.

Мне было интересно поискать какие-то ранее не введенные в научный оборот архивные материалы. Для этой книги я искал материалы в архиве Ватикана.

В этом архиве я обратился к материалам Апостольской нунциатуры в Мадриде. Было интересно посмотреть эти несколько таких толстых папок, набитых документами.

 

Марина Лобанова:

Они на каком языке?

 

Андрей Терещук:

Процентов 70 по-итальянски, потому что апостольский нунций и государственной секретарь были итальянцами и между собой переписывались по-итальянски. Да, процентов 60-70 – итальянский, процентов 20-30 – это французский, международный язык того времени, и небольшая часть документов на испанском языке.

 

Марина Лобанова:

Трудно со всеми этими языками было работать?

 

Андрей Терещук:

С языками не сложно, а вот действительно непросто было разбирать почерки в этих документах. Писали очень красиво, но вначале ничего не понятно, но через несколько часов глаз привыкает, начинаешь читать это все совершенно спокойно.

Отдельная тема – отношения между Россией и карлистами.

 

Марина Лобанова:

Эту тему обязательно надо затронуть. Но все-таки за кого Папа Римский?

 

Андрей Терещук:

Официально ни за кого, но вообще за карлистов. И они разорвали отношения с либеральным правительством в Мадриде, также, впрочем, как и Россия, и, вне всякого сомнения, симпатизировали карлистам.

 

Марина Лобанова:

А кто еще был за карлистов?

 

Андрей Терещук:

Однозначно прокарлистскую позицию занимали так называемые северные державы, как их называли в дипломатической переписке того времени – это Россия, Австрия и Пруссия, плюс ряд небольших германских и итальянских государств. А за кристинос, за либеральное правительство в Мадриде выступали Португалия, Англия и Франция. И это не просто какие-то дипломатические шаги. И португальцы, и англичане, и французы отправляли войска и финансовую помощь.

 

См. также:

Как преодолеть последствия гражданской войны

В эфире радио «Град Петров» свое мнение высказывают историки, священники, деятели культуры. АУДИО + ТЕКСТ

«Существуют две альтернативные системы легитимации государственной власти: сила и право»

«Духовные основы государственности». Цикл лекций философа, историка, политолога Александра Гарина. Передача 5. АУДИО + ТЕКСТ

Опять новая историческая память? Левые и правые в Испании и в России

«Тема Испании во многом перекликается с российской историей». В программе Александра Крупинина «Неделя» принимает участие священник Николай Савченко. Прямой эфир 26 декабря 2021 г. ВИДЕО

«Крестьянские восстания – тоже часть Гражданской войны»

«25 октября 1917 года – день начала гражданской войны в России». В рамках лектория в поддержку радио «Град Петров» – «Щедрая среда» состоялась очередная кинолекция историка Кирилла Александрова «Трагедия России в отечественном кинематографе». Третья часть – «Окончание гражданской войны. 1920-1921 гг.». 4 октября 2017 г. АУДИО

О примирении. Как живут страны, у которых «неудобное прошлое»

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николаем Эппле. Эфир 7 и 14 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

Лекторий «Щедрая среда». Алексей Семкин. Николай Васильевич Гоголь. Ко дню рождения писателя

21 марта 2023 г. в нашем лектории «Щедрая среда» состоится лекция Алексея Семкина «Николай Васильевич Гоголь. Ко дню рождения писателя». Обращаем внимание — лекция будет во вторник, а не в среду (ВИДЕО)

Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой, Чехов

Слушайте продолжение цикла «История русской литературы» доктора филологических наук, профессора СПбГУ, профессора СПбДА Петра Бухаркина

Сюжет «Мертвых душ» – воскресение

Программа «Книжное обозрение» рассказывает о книге Михаила Вайскопфа «Сюжет Гоголя». Эфир 24 апреля 2022 г. АУДИО

Белые красные писатели

«И вот с этого времени и до конца 1919 года в его биографии белое пятно». Пять передач Светланы Шешуновой о советских – «красных» – писателях, во время Гражданской войны занимавших противоположную сторону

«Как найти такие фигуры, которые будут объединять нас после 70 лет Советской власти, 30 лет Перестройки?»

Религия и наука, богословие церковной музыки, памятник Дзержинскому или Александру Невскому, секты в политике, 90-летие Горбачева, кончина епископа Афанасия (Евтича), причастие у католиков. В программе Александра Крупинина «Неделя» принимает участие протоиерей Георгий Пименов. Прямой эфир 7 марта 2021 г. ВИДЕО

«Нам нужен церковный день памяти погибших в гражданской войне»

В 2019 году мы отмечаем 100-летие Белого Движения на Северо-Западе России. Программа «Под знаменем России» с участием протоиерея Георгия Пименова. Эфир 18 июля 2019 г. АУДИО

Богословие монархии

«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru