Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 65
Программа Екатерины Степановой
Эфир 9 мая 2018 г., 10.45
В информационном обозрении «Русский Север» мы рассказываем о четвертой выставке северного проекта компании «НорНикель». Почти середина проекта «Освоение севера. Тысяча лет успеха». Эта четвертая выставка проходит в Выборге, и нам бы хотелось осветить не только выставку, но и то место, где она проходит.
В прошлой программе было упомянуто такое явление как Великий Меховой путь. Оно напоминает нам о пути «из варяг в греки» или «из варяг в персы», водные пути и волоки. И таким образом продолжается ассоциативный ряд о новгородцах, о которых рассказывала самая первая выставка «Путь на север. Истоки», которая проходила в Великом Новгороде. А заговорили мы о Великом Меховом пути, потому что он проходил по одному из рукавов реки Вуоксы, который впадал в Выборгский залив совсем недалеко от Выборгского замка. Поэтому мы опять вернемся в далекое новгородское прошлое, в Водскую Пятину, куда входили эти земли. Об этом рассказывает куратор выставки «Помни о Севере» ученый секретарь Выборгского музея-заповедника Юлия Мошник.
«Да, все это была Водская Пятина. И в этом смысле наша выставка действительно продолжает все те выставки, которые уже состоялись, ну и, прежде всего, мы берем эстафету от Новгорода – самой первой выставки – потому что наши земли это как раз те земли, которые упоминаются в многочисленных берестяных грамотах XIV века. Это все карельские земли. Именно сюда новгородцы ходили за пушниной, за рыбой. И особенно активно как раз на те земли, где сейчас расположен Выборг, они ходили в XIII столетии и крестили карел. В 1227 году карелы приняли крещение, они стали православными. Правда потом пришлось приходить сюда еще и с карательным походом для того, чтобы карелы окончательно поняли, кто здесь начальник. Хотя карелы не теряли свою самостоятельность. Новгородцы имели карел данниками, и карелы принимали участие в военных походах новгородцев. Хотя они и сами могли с финскими племенами воевать, и ничто им в этом не препятствовало.
Тут надо сказать, что финские и карельские племена это разные группы, хотя это все финно-угорские племена, т.е. этнически близкие — близкие по языку, близкие по своей материальной культуре. Но самое главное отличие произошло после того, как карелы приняли Православие. И православная культура в Карелии сохраняется до сих пор. Хотя нельзя ставить знак равенства между современными карелами и той древней карелой. Все-таки это уже очень долгий этно-генетический процесс, произошли большие изменения, но, тем не менее, эта культура приверженности к православию она у карел жива до сих пор вот с тех времен, с тринадцатого столетия.
И когда в 1293 году пришли шведские завоеватели, они шли, неся свет Христовой веры, но веры католической, а православные карелы казались людьми не другой веры, они казались язычниками. И шведская «Хроника Эрика» рифмованная — как раз об основании Выборгского замка – пишет «в земли язычников двинулись шведы» и т.д. На самом деле это был третий крестовый поход Швеции. До этого шведы покорили финские племена сумь и емь. И в результате третьего похода, повторюсь, 1293 года был основан Выборгский замок. Как оказалось впоследствии самый отдаленный замок Шведского большого королевства на самой границе с русскими землями. Сама история сделала его пограничным замком, форпостом сначала на стороне Швеции, а после того, как впервые русскому правителю Петру Великому удалось завоевать – до него неоднократно предпринимались такие попытки, и Иван III, и Иван Грозный пытались Выборг завоевать неудачно – вот только Петр Первый, со второй попытки (!), справился с этой задачей, получил выход к Балтике, и Выборг стал уже границей, форпостом Российского государства. Уже обозначил российскую территорию и стал «крепкой подушкой Санкт-Питербурху».
Заканчивая рассказ о новгородском периоде, только скажу, что Новгород и карела имели самые тесные торговые отношения. Карелы были прекрасными охотниками, они поставляли в Новгород пушнину – поэтому Меховой путь – они поставляли в Новгород рыбу, мясо и то, что можно было легко добыть на территории Карельского перешейка. А сами приобретали у новгородцев, прежде всего, изделия из металла, потому что новгородцы с этим справлялись лучше. Хотя, конечно, и в карельской культуре была традиция обработки металла, потому что это было необходимо. И то, что мы сейчас знаем о древней кареле, это металлические изделия. Это, прежде всего, бронза, немножко серебра, и больше всего сохранилось предметов, связанных даже не с вооружением, даже не с бытом – сохранились украшения. И на нашей выставке целый, небольшой правда, но очень ценный комплекс представлен. Это не что-то роскошное, но как раз они хороши именно тем, эти украшения, что они показывают, что носили обычные карелы. Т.е. карелки самого такого обыкновенного уровня».
К этим необычным предметам – археологическим находкам, рассказ о которых, как показала новгородская выставка, может быть невероятно интересным – мы вернемся в следующем выпуске нашего информационного обозрения.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.