Две беседы протопресвитера Александра Шмемана о Кресте
АУДИО
1.
Крест – центральный символ христианства. Но символ, который для врагов религии не только непонятен и чужд, но в котором они видят нечто почти извращенное. Религия страдания, религия терпения, религия потустороннего вознаграждения, религия рабского непротивления злу – вот вечно повторяющиеся в обличении христианства темы. Христос учит каждого взять свой крест и следовать за Ним. И этот призыв провозглашается как призыв к какой-то пассивности, как отказ от творчества, борьбы, участия в жизни и так дальше. Но такое толкование, даже если оно иногда и принималось верующими, есть толкование ложное. И вскрыть эту ложь особенно уместно в дни, когда христиане во всем мире снова вспоминают Крест и снова вдумываются в его смысл.
Что такое «взять свой крест»? Если вглядеться в образ Христа, принявшего крест, то это означает обратное всему тому, что утверждает о смысле этих слов антирелигиозная пропаганда. Если бы Христос был только образом отказа, непротивления, пассивности и интереса лишь к потустороннему миру – Он не был бы пригвожден ко кресту. Его убили за то, что Он обличал зло и грех. И еще больше за то, что Он явил людям Сам Собой образ такого совершенства, такой высокой и божественной жизни, перед которыми человек испугался и которые он поэтому отверг.
…
Крест оказывается прежде всего страшной и превосходящей наши силы правдой о нас самих. И призыв Христа принять крест есть призыв эту правду принять и по ней жить. Не терпеть и не компромиссничать, а как раз напротив: жить по самому трудному из всех правил – в согласии с последней правдой о мире, о жизни, о человеке. Какая же это правда? Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Вот учение Христа и это учение, этот невозможный, неслыханный призыв к совершенству – и есть тот Крест, который Он предлагает нам.
Как далеки мы от упрощенного, дешёвого толкования религии как какого-то успокоительного средства, позволяющего нам в благодушье, равнодушье созерцать зло и страдание и предвкушать райские блаженства. А ведь именно это понимание, этот образ религии преподносится в антирелигиозных учебниках. Но такая религия, повторяю, не имеет ничего общего с религией Христа.
Крест – это символ прежде всего беспощадной правды, вошедшей в мир, и потому способность обличить, выявить зло как зло. Христос не потому принимает страдания и крест, чтобы научить нас терпеть, а потому, что на этом крестном пути все время на деле торжествует Он, то есть Правда.
…
Так вот, Крест – это призыв до конца быть собой, осуществить в себе то высокое, абсолютное, что заложено в нас и что мы так часто заглушаем и предаем в себе, из-за страха, лени, половинчатости. И принять Крест – это значит внутренне согласиться на жизнь как на трудное восхождение, как на постоянную борьбу. Ибо узок путь, ведущий в Царство, и немногие идут этим путем, говорит Евангелие.
Крест – это предельное обострение совести, это бескомпромиссное стояние за правду. Это отвержение и неприятие всякой лжи.
…
Христианство есть религия Креста. … Не терпение, не слабость, не равнодушие, а верность до смерти, борьба и узкий путь, ведущий в радость – вот правда о Кресте.
2.
Беседа на праздник Воздвижения Креста
Этот праздник – для того, чтобы вдуматься в слово «победа».
Можно ли золотом и серебром затмить смысл креста – орудия позорной казни, знака поражения?