Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Петр Александрович Сапронов, культуролог, доктор наук, ректор Института богословия и философии
Тема: о достоинстве человека
Передача 2
Эфир: 6 июля 2024 г.
АУДИО
Марина Лобанова:
Продолжаем во второй части беседы тему достоинства. Можно сказать, что человек достойный соизмеряет себя с чем-то высшим, чем он сам, а человек пустой – соизмеряет всё с самим собой. Человек посредственный, в общем-то, держащий сам себя, искусственно – на уровне бездарности, он и проявляет свою активную (и даже агрессивную) жизненную позицию. Это он всё вокруг оценивает: это – плохо, это – хорошо. У него нет внутреннего соотнесения с высшим.
В прошлой программе вы сказали, что человек соотносит себя с ближним кругом, с сообществом: достоинство состоит в том, что человек достоин перед лицом ближнего. И вы перечисляли вот эти параметры: правдивый-лживый, надёжный-ненадёжный, храбрый-трусливый, гений-бездарность… А вот как определить – вот это гений или обычная посредственность, вот это талант или заурядная бездарность. Как научиться узнавать гениальное и талантливое?
Петр Сапронов:
Гений потому и существует, что есть те, кто способен его оценить. Гений не может быть в самообращенности, гений, в известном смысле – бытие для другого. Потому что гениальность – это некоторое произведение.
Конечно, надо бы определиться с тем, что такое гений. Это действительно тема довольно интересная. Она тоже соотносится с темой заурядности, бездарности и так далее.
Когда возникает не само слово гений, а понятие гения, когда гениальность и фигура гения начинают культивироваться? Это сравнительно поздняя вещь, это конец XVIII века, это германский, немецкий романтизм, вот там возникает культ гения. Это человек почти сакрального ряда. До этого, скажем, высшим человеческим достоинством была святость, а теперь – гениальность.
…
Марина Лобанова:
Взять, допустим, некое произведение искусства, допустим, стихотворение, и вот один человек говорит, что оно хорошо, а другой говорит, что это же бездарность полная. Есть ли возможность и способ научиться отличать, определять?
Петр Сапронов:
Тут не надо заблуждаться: тех, кто понимает поэзию – их очень мало, это очень незначительный процент. А то, что миллионы кивают: «О, это великий поэт», – так они не «знают», а они «признают». А признают они благодаря не самим себе, не благодаря мнению миллионов, а благодаря тем немногим, благодаря только тем тысячам, для которых этот поэт – да, гений. Поэтому не надо особенно заботиться об этом, есть кому удерживать это.
Марина Лобанова:
Вы читали у нас лекцию на «Щедрой среде» и комментировали произведения великих живописцев: вот это произведение выше, вот это ниже… И я это тоже вижу, но только после того, как мне это показали. Получается, я сама все-таки этого видеть не умею.
Петр Сапронов:
Если один человек открыл нечто, а другой увидел это открытие – между ними существенной дистанции не существует. Я вам открыл или вы мне открыли – нет особой разницы. Важно само открытие.
Марина Лобанова:
Это утешает. Но хорошо, когда нас учат видеть, где достойное и где высокое искусство. А вот когда мы сегодня имеем достаточно широко и достаточно обыденно для нас – то, что именно бездарность возносится на высоты и оттуда транслирует свой образ мира и человека, свою мерку человека, скажем так… Это проблема. Как тут быть? И это в самых разных сферах жизни нашей – и в сфере искусства, и в сфере общественной жизни. А ведь люди восхищаются, если у бездарности есть всеобщее признание. Это проблема. Что с этим делать?
Петр Сапронов:
Давайте хотя бы застолбим самое простое и очевидное: вы же, господа хорошие, узнаёте самих себя и радуетесь себе. Вы встречаетесь с самими собой. Так называемый «человек массы» хочет самого себя, хочет узнавать себя, встречаться с собой. А если вот эту нашу с вами тему сегодняшнюю – самооценки – хоть сколько-нибудь всерьёз принимать и работать над собой, то есть формировать себя, то да, ты выйдешь за пределы массы, можешь не беспокоиться на этот счёт.
…
Марина Лобанова:
Ум и талант – хотелось бы думать, что они всегда вместе.
Петр Сапронов:
В известном смысле ум – это тоже талант. Другое дело, Пушкин говорит: поэзия должна быть глуповата. Но что имеет в виду Пушкин, когда это говорит? Это не противопоставление ума и глупости, поэзия глуповата в том смысле, что она не поддаётся оценке умом.
Марина Лобанова:
Всё хорошо на своём месте. На своём месте когда человек – тогда он и умен, и талантлив. А как только ты не на своём месте – то ты и глупый, и бездарный. Пошлый человек – это человек не на своём месте.
Петр Сапронов:
Это из самого страшного, что может случиться с человеком, несомненно.
Марина Лобанова:
При таком тотальном возвышение посредственности, как сейчас мы видим… не знаю, было ли когда еще такое? Мне кажется, что наше время уникально именно этим. Это может быть как-то преодолено? И чем это может быть преодолено?
Петр Сапронов:
… Так называемый Серебряный век, самый конец XIX, начало XX века, в чем его обаяние? Хотя мне он не очень близок, но это действительно какой-то взрыв нашей русской талантливости. Это ситуация, когда талантливый человек становится гениальным, человек со способностями становится талантливым, человек без способностей становится способным. Что-то вытягивает человека туда, где он больше самого себя.
Мы с вами живём в ситуации, где бездарность господствует почти всеобщая. Но ведь, понимаете, это было бы преувеличением, что это бездарность бездарных людей. Это люди, которые как бы уходят в бездарность. В них есть гораздо большее и лучшее, более высокое и более достойное, чем они сами сейчас своей наличностью представляют. Мы сегодня хуже самих себя. И всё-таки мы в каком-то смысле есть. А это вопрос о надежде. И Боже меня упаси за рамки надежды выйти.
Марина Лобанова:
Вот этот невыросший человек, этот взрослый ребёнок… он всё ещё может вырасти?
Петр Сапронов:
Да.
Марина Лобанова:
Как помочь человеку?
Петр Сапронов:
Здесь может быть два хода. Первый – чтобы было кому вести тебя, нужен так называемый лидер . А другой путь – суровые жизненные испытания. А в опоре на самого себя… нет, дело слишком далеко зашло, тут уже такими полумерами не обойдёшься.
Марина Лобанова:
Мне кажется, здесь синоним надежды – это получение образования.
Петр Сапронов:
Видите ли, в чем тут дело: нам кажется, что вот «я закончил вуз» и «получил образование»… А большинство вузов образования не дают. Не потому, что они там хорошие или плохие, а потому, что они дают специальность, а не образование. Образование и гуманитарное образование – это практически синонимы.
Марина Лобанова:
На этом мы заканчиваем вторую часть беседы о достоинстве человека. А следующая тема будет: образование и образованный человек.
Санкт-Петербургский Институт Богословия и Философии проводит набор на курсы дополнительного образования по направлениям Теология (Православное богословие) и Культурология (Русская культура в контексте мировой культуры). Занятия будут проходить два раза в неделю в вечернее время. Адрес Института: Санкт-Петербург, Миргородская улица, дом 1, Просветительский центр при Феодоровском соборе. Это для тех, кто собирается повышать свое образование, общегуманитарное и христианское, очно. Учиться заочно или онлайн, через интернет, возможность тоже есть. Дополнительная информация – на сайте Института богословия и философии.
См. также:
«И не только зря растратишь,/Жемчуг свиньям раздаря,/Но еще к нему доплатишь/Жизнь, погубленную зря». Беседа с культурологом Петром Сапроновым, ректором Института богословия и философии, о достоинстве человека: ум-глупость, талант-бездарность, честь-бесчестье. Часть 1. Эфир 29 июня 2024 г. АУДИО
В программе «Встреча» продолжаем беседу на тему свободы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым. Часть вторая. Эфир 10 сентября 2022 г. АУДИО
В программе «Встреча» на тему свободы беседуем с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым. Часть первая. Эфир 3 сентября 2022 г. АУДИО
К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО
«Концепция была исходно очень важная, очень точная: встреча церкви и культуры, живого образования в классическом смысле слова, которое уходит корнями еще в античную традицию, проходя через все эпохи». О 30-летии Института Богословия и Философии. Гость программы «Встреча» – литературовед, культуролог Елена Евдокимова. Эфир 17 сентября 2022 г. АУДИО
Как изображена Троица у Данте и у Рублёва? Об иконе Троицы письма преподобного Андрея Рублева размышляет культуролог Петр Сапронов. Эфир 27 мая 2023 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» ректор Института богословия и философии выдающийся современный культуролог Петр Сапронов размышляет о культурологии Петербурга. Часть 1. Эфир 26 июля 2021 г. АУДИО
В программе «Возвращение в Петербург» ректор Института богословия и философии выдающийся современный культуролог Петр Сапронов размышляет о культурологии Петербурга. Часть 2. Эфир 9 августа 2021 г. АУДИО
Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ