Программа Екатерины Степановой
«Радиоэскурсии»
Выставка «Александр Невский: легенда о воине» в Новгородском музее-заповеднике
Передача вторая
Эфир 6 июня 2021 г.
АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО
В прошлой программе мы начали знакомиться с выставкой в Новгородском музее-заповеднике «Александр Невский: легенда о воине». С открытием этой выставки стартовал Всероссийский Музейно-исторический проект «Александр Невский: великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца и святого», который реализуется при поддержке компании «НорНикель» Санкт-Петербургским Институтом истории РАН и Издательским домом «Политическая энциклопедия».
Наша беседа с Олесей Александровной Рудь, заместителем директора музея по экспозиционно-выставочной работе, коснулась довольно непростого вопроса взаимоотношений новгородцев и Александра Невского. Жителей вольного города не устраивали поползновения князя на расширение своих полномочий, попытки провести перепись и взять сбор налогов в свои руки. Это нарушало новгородские устои. Но Александр Невский – он добивался действительно расширения и усиления княжеской власти или таким образом отвечал на конкретные вызовы времени?
«Александр Невский решал конкретные задачи, которые стояли перед ним, жизнь перед ним ставила. Но говорить о единении русских земель, патриотизме в XIII веке нет смысла. Не было никакого патриотизма. Были удельные княжества, и Новгород был, и каждый боролся за свои права, за свои доходы, за свои земли и пытался так или иначе свое влияние распространить. О единении можно, наверно, говорить в конце XIV века, во времена Дмитрия Донского. Тогда да, уже появляются эти предпосылки. Поэтому заслуга Александра в том, что он, по нашему пониманию, современного человека, сделал правильный выбор. В понимании средневекового человека, новгородца, этот выбор не казался правильным. Но он принял такое решение дабы сохранить православную веру (а все люди средневековья здесь были православными людьми прежде всего) – нужно смириться и принять монгольское иго. Эту перепись, то, что нужно платить дань монголам. Монголам было все равно, во что ты веришь, в отличие от западных соседей, которые вместе со своим присутствием несли всегда иную веру.
Но, надо сказать, что во Пскове, да и в том же Новгороде, всегда находилась небольшая группировка, которая говорила «к Литве хотим», или просто готова была поддержать ту сторону иногда. И с ними нужно было быстренько расправляться.
— Т.е. то, что Александр устроил перепись, чтобы собрать налоги, которые он не имел права собирать, это все для того, чтобы наладить отношения с восточным врагом-соседом, с Ордой, и имело под собой практическую цель, а не желание прижать новгородцев? Т.е. только в связи с конкретной ситуацией?
Нет, конечно, не из желания прижать. И Александр же в Орду ездил несколько раз, через что и умер. Он видел эту страшную военную машину и понимал, что у русских княжеств, даже если они все объединятся, в этот момент не будет возможности ей противостоять. Их просто сметут, растопчут, сожгут, как южные русские княжества пострадали. Как был сожжен Киев, как была сожжена Рязань. Он это все видел сам. И он понимал, что нужно пожертвовать малым, сохранив большое. Это его мудрость стратега.
И надо сказать, что, наверно, до Ледового побоища ему все в жизни было ясно и понятно, как поступать – вот враг, мы с ним сражаемся, мы победили, мы молодцы. А потом ему было очень сложно, потому что он должен был лавировать. Мало того, что его родственники обвиняли, что он предал брата своего. Новгородцы его обвиняли, что он перепись поганых устроил. Вообще перепись по христианским меркам того времени была святотатством – нельзя было переписывать людей. Сам факт, что тебя переписали. Мало того, что переписали, да еще кто – люди, которые к православной вере не имеют никакого отношения. И он понимал, что обещанные ему преференции западных наших соседей… они никогда ему не помогут, они ничего ему не дадут никогда. Они обещают, но никогда не исполняют своих обещаний. Поэтому он предпочел отбиваться на северных и западных рубежах, смирившись перед монголами. Ну и, как я понимаю, за то он и признан святым благоверным князем Православной Церковью. За то, что он не только смог сохранить православную веру, но через это русскую культуру и нашу, так скажем, самоидентификацию.
Вот, знаете, когда Эйзенштейн снимал фильм, – мы к нему все время возвращаемся так или иначе – ему было предложено выбрать несколько сценариев: Минин и Пожарский, Слово о полку Игореве и Александр Невский. Он сказал: «конечно, Александр Невский, про него ничего не известно, вот что я про него сделаю, такой он и будет». Понимаете. Поэтому говорить, о чем думал Александр… Мы можем только все предполагать. За что его канонизировали в XVI веке, мы тоже можем только предполагать. Но во Владимире он сразу после смерти своей был признан святым. И местное почитание началось еще в XIII веке. И житие первое было написано в XIII веке. Существовала и новгородская редакция, в которой он был не столько святой, сколько воин. И мы на этой выставке, а выставка у нас называется «Легенда о воине», мы как раз и говорим, что многое, что с ним связано, это легендарные совершенно сообщения, версии, и образ его совершенно легендарный. Он складывался, начиная с XIII века и заканчивая XXI. И каждый век вносил свои коррективы в представления о нем. Когда-то о нем думали только как о святом, когда-то о нем думали только как о государственном деятеле. И вот у нас неспроста представлено родословие Александра Невского, потому что при Иване Грозном он был канонизирован, чтобы подчеркнуть легитимность царской власти – вот такие воины и святые были среди предков Ивана Васильевича.
Еще на этой выставке мы затрагиваем такой аспект как деятельность Александра Невского как дипломата. Это показано в документах. В те времена, когда он не вел никаких боевых действий, он все-таки пытался наладить мирные отношения с соседями, в том числе заключением договоров. Например, договор с Норвегией был заключен о границах. Не с Норвегией, а с норвежскими конунгами, конечно, Норвегии как таковой еще не было. И вот этот договор на протяжении следующих десятилетий, даже столетия, новгородцами использовался как образец для последующих соглашений с соседями по ограничению территорий, по границам и т.д. У нас представлены выдержки из летописей, договоры сохранившиеся – это все копии, в наших фондах, к сожалению, нет таких документов.
Вот, например, Александром Невским был заключен договор с Любеком и Готландом о каких-то связях, о том, кто что может, кто чего не может, об обязанностях и правах этих двух сторон. Т.е. Александр Невский участвовал в дипломатических соглашениях очень активно. Не лез всегда вперед на рожон первый с копьем. Он сначала пытался договориться, если это было возможно. Кстати, об этом в детских передачах и уроках истории не говорят никогда. Он всегда на коне, он всегда с копьем, он всегда разит врага.
Кроме того, на этой выставке мы используем такой сюжет – он у нас во вводной части – сюжет битвы новгородцев с суздальцами. Много очень споров на эту тему, есть ли там Александр Невский или нет его на этой иконе. Нам очень нравится эта версия, поэтому мы ее взяли. Мы не стали брать саму икону…
— Да, она у вас в тизере к выставке. Я еще удивлялась, почему.
Да! Ну, надо сказать, что была поздняя подпись под этим всадником «Александр Невский». Когда она возникла, сложно сказать, когда была сделана эта запись. И он в ряду с Небесным воинством в виде Бориса и Глеба и Дмитрия Солунского.
— Т.е. это добавили в традиционном ключе? Самому Александру помогали Борис и Глеб, а здесь уже и он помогает.
Да, битва новгородцев с суздальцами состоялась за 51 год до рождения Александра. И он о ней, конечно, знал. Но икона была написана намного позже, спустя несколько столетий. Но это очень красивая версия, и мы ее решили использовать. Изображение иконы у нас использовано в оформлении предвыставочного пространства, а сама икона находится этажом выше, на постоянной экспозиции древнерусской живописи, так что можно сходить и на нее посмотреть. Он на ней молодой, безбородый, в голубом шлеме – такой вот юный воин. Но есть еще версия, что это Иисус Навин. Т.е. два варианта, кто бы это мог быть. Это почитание Александра как святого имеет две традиции. Первая традиция владимирская, где он предстает в образе монаха, в образе схимника. А вторая версия новгородско-псковская, где он предстает в виде воина, святого воина – предводителя Небесного воинства.
Вплоть до начала XVIII века преобладала владимирская иконография, где он предстает в образе схимника. У нас он так же изображен на одной из Софийских таблеток в образе схимника, и эта традиция сохранялась на старообрядческих иконах довольно долго. Поэтому на этой выставке он только на одной иконе в образе схимника – на иконе-Минее, которая происходит из старообрядческого храма. А на всех остальных он у нас в образе либо воина, либо в образе такого царя, правителя, в прообразе, так скажем, такого императора. Все иконы, которые представлены на выставке, из фондов Новгородского музея. Мы можем к ним подойти.
Вот редкий сюжет, где Александр сражается с Биргером. Это фрагмент истории о Невской битве и знаменитая тема «печать копием». Тоже очень много версий этой битвы и этого сюжета. В 2002 году один исследователь в Швеции обнаружил останки. Было известно, где захоронен ярл Биргер, и он производил изучение этих останков. Было обнаружено, что на одной из надбровных костей есть след от удара – кость рассечена. Но в ранних русских летописях пишется, что шведов возглавлял король, не указывая имени. А король на тот период был совершенно другой. Но ярл Биргер не был тогда ярлом еще. Он был младшим родственником короля и мог участвовать в этой битве. Но Ливонская рифмованная хроника, которая была создана через 100 лет после этого сражения, она уже его, этого ярла, воспринимала в образе короля, поскольку рано или поздно, но он этим королем стал – чуть позже, чем Невская битва. Так что он в этой битве участвовал, и могло это с ним произойти. Хотя многие сомневаются, что Биргер вообще участвовал в этом сражении.
Надо сказать, что в начале XVIII века, когда Петр решил избрать Александра Невского покровителем Санкт-Петербурга, новой столицы Российской, был выстроен Александро-Невский монастырь, туда были перенесены мощи из Владимира, это, опять же, идет такая сакрализация этого образа, но несколько в другую сторону. Он уже воспринимается не столько святым, сколько политиком, государственным деятелем и покровителем рода Романовых. И многие иконы эти детали содержат.
Например, икона из семьи Орловых-Чесменских, где есть изображение Александра Невского, она хранилась у Анны Орловой-Чесменской в Новгороде – в районе Витославлиц у нее была дача. И здесь он изображен в великокняжеском образе. Он уже в доспехах, в горностаевой мантии, у него соответствующие атрибуты. На других иконах он изображен со скипетром и державой, с мечом обязательно.
— Эта икона напоминает парадные портреты XVIII-XIX века со всем атрибутами…
Совершенно верно. Есть такое исследование, в котором говорится, что брали парадный портрет императора, например, Петра, где он в доспехах, полностью в латах, с мечом, по образцу европейских портретов европейских монархов, и эта тема была перенесена в иконографию Александра Невского.
Еще один аспект его почитания. Эта икона тоже происходит из Новгородских земель. Она была заказана крестьянами в память об освобождении, о Манифесте 1861 года – Царю Освободителю. Все вы, наверно, знаете, что Александр Невский покровитель всех трех Александров, российских императоров: Первого, Второго и Третьего. И, соответственно, их семей. Вот мы видим на иконе Александра и Николая Чудотворца. Они неслучайно вместе, потому что у двух Александров, императоров, были братья Николаи, поэтому они здесь вместе.
Или, например, вот эта замечательная икона, где Александр изображен вместе со святой Марией Магдалиной. Это очень частое сочетание, потому что Мария Магдалина была покровительницей императрицы Марии Федоровны. Соответственно, они вместе изображены.
И еще одна замечательная икона представлена, вот он почти…
— почти Петр I…
Да, император-император – в мантии, очень красивый, что-то барочное в этом есть.
— … царская корона, горностаевая мантия, доспехи…
Академическая живопись просто. Т.е. образ меняется со временем.
Естественно, говоря о Петре, нельзя обойти вниманием, например, эту книгу Феофана (Прокоповича), который создал целое «Слово похвальное» в память об Александре Невском. Т.е. в литературе тоже появился этот жанр.
Замечательный оклад в этой витрине сделан на гравюру Львова. Сама гравюра сейчас у нас хранится в фондах живописи и графики, а сюда изготовлена копия. Но сам оклад подлинный. Надо сказать, что такой вот извод, есть версия, был создан в момент, когда переносили мощи. Он был растиражирован, разошлось изображение его с различными атрибутами в богато украшенной одежде.
И вот у нас портрет – это, конечно, не Оружейная палата у нас, но такие вот парсуны, образы парсунного портрета использовались в каких-то учреждениях официальных, могли размещаться. Мы не знаем, откуда происходит именно этот портрет, но представили его на выставке.
— О! Я уже догадываюсь, что это, и трепещу!
Трепещите. Это замечательный подвесной крест, на котором изображен Александр. Это серебро и это перламутр, резьба по перламутру. Перламутр происходит из Палестины, и русский мастер сделал уже эту огранку. Это подарок императору Александру. В Новгороде мы его представляем впервые. Он экспонировался в Эрмитаже несколько лет назад, а в Новгороде его увидят впервые. 1843 год.
— На выставке в Эрмитаже «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега», мы про нее подробно рассказывали, и говорили, что крест уникальный, и впервые представлен в Эрмитаже, хотя привезен из Новгорода. Я и думала, ну, может быть, мне когда-нибудь повезет, и я увижу его на своем месте в Новгороде. И мне повезло.
Да повезло, и вы даже видите его пока без стекла.
И вот рядом та икона, о которой я уже говорила, на которой он в образе святого схимника. Это старообрядческая икона. Есть еще одна такая Минея на август, где он тоже изображен, но она сейчас в реставрации находится, поэтому мы не смогли ее представить.
Вот еще одна удивительная вещь. Это рог, с изображением избранных святых, среди которых и Александр Невский. Мы специально поставили лупу, чтобы можно было на него посмотреть.
И довольно редкое житие Александра Невского в агиографическом сборнике. К сожалению, житие у нас только в таком виде хранится, но это рукопись чернилами, но поздняя, конец XVIII века. Это подлинник из фонда рукописной и старопечатной книги.
Мы также представляем карты походов Александра – куда он ходил, с кем сражался, чтобы понять масштаб территорий, которые он преодолевал.
И далее в печатных уже книгах представлен тропарь. А также складни. Один складень подарен на 16-летие Ольге Александровне, великой княжне, и на нем святая Ольга и Александр Невский. А на втором складне Александр Невский и Мария Магдалина. Это тоже подарок императорской семье.
Следующий аспект почитания Александра Невского, огосударствления его личности, это введение Ордена святого Александра Невского. Орден этот задумал еще Петр I, но не смог его воплотить. Он, кстати, хотел, чтобы им награждались только военачальники за успехи на бранных полях. Введен был Орден Екатериной I и вручался как военным, так и гражданским лицам, в том числе и духовным. И дальше на нашей выставке представлены портреты кавалеров Ордена, известные такие люди как Суворов, Аракчеев, барон Кофр. И священнослужители здесь представлены, епископы, Михаил (Десницкий) и Платон (Левшин).
В связи с этим мы впервые тоже представляем архиерейский посох. Он только что из реставрации, только что его сделали. Чем он интересен, кроме самой формы. У него наверху был прикреплен, припаян медальон с изображением Александра Невского и Исаакия Далматского на оборотной стороне. Есть разные версии – награжден ли был какой-то из архиереев Орденом святого Александра Невского, либо это было как-то связано со строительством Исаакиевского собора. Эта история еще ждет своего исследования. Ждем исследователей. Но впервые мы выставляем его на своей выставке. Это серебро, чеканка, но медальон не серебряный, а из какого-то цветного металла.
Этот Орден просуществовал вплоть до революции, был вторым по значимости из орденов. Выпускались орденские сервизы знаменитые. В наших фондах хранится только два предмета из такого сервиза с изображением Ордена святого Александра Невского, мы их представляем. Советской властью Орден был упразднен. В конце 30-х годов, когда опять пришло время вспомнить Александра Невского, вышел фильм Эйзенштейна, о нем мы еще поговорим, и в 1942 году в самый страшный момент такого напряжения в Великой Отечественной войне, когда было еще не очень понятно, на чью сторону все-таки перейдет победа, и дальнейшее развитие войны было не очень понятно, возобновляют этот Орден. Называют его уже, конечно, не Святого Александра Невского, а просто Александра Невского. Вручают его за боевые заслуги офицерам Красной Армии и полковым частям и соединениям. В этой части мы показываем сам Орден и документы кавалеров этого Ордена – людей, которые или воевали на Новгородской земле, либо были новгородцами по происхождению.
И отдельная очень интересная тема, которую мы все очень любим, это фильм Эйзенштейна. Пойдемте в последний зал. Мы его вынесли немного отдельно, по хронологии он у нас несколько выпадает, но именно потому, что в последнем зале мы хотим показать сам фильм. Тут и фотографии со съемок фильма, третий вариант сценария фильма. Кто к теме как-то близок, знает, что Павленко и Эйзенштейн сценарий переписывали. И только третий вариант более-менее удовлетворил всех. Мало кто знает, например, что консультировал этот фильм Артемий Владимирович Арциховский. Несмотря на множество несообразностей, нелепостей в этом фильме, тем не менее, Эйзенштейну удалось создать образ. Это плакат, агитка стопроцентная, но, надо сказать, что когда мы делали эту выставку, в голове у нас был именно этот образ. Ну, правда, вот как представить этого князя себе? А вот так, как Николай Черкасов.
И вот тут у нас замечательная такая фотозона, которая позволяет представить рост Николая Константиновича. Рост у него был 198 см. Есть подлинная фотография, которая тут же представлена. Мы ее увеличили и сделали такую фотозону.
Наверно, стоит отметить, что когда мы демонстрировали этот фильм на других выставках, дети смотрят на «ура», детей не оторвать. Настолько это понятно, настолько это просто – черное и белое, настолько это без всяких полутонов, что врезается в память человеческую. Если ты раз посмотрел, то никогда не забудешь. И, конечно, прекрасная музыка, которая, наверно, стала прообразом для дальнейших киношедевров – и в музыкальной индустрии, и в прочих. Это уже вне времени и вне истории. Это просто произведение искусства.
Фотографии были подарены нашему музею уже в 50-х годах помощником оператора, который снимал этот фильм.
— Вы в начале говорили, что Выборгский музей будет участвовать. Что мы сможем увидеть от них? И что именно из РГАДА?
Мы ездили к ним, смотрели их фонды, отбирали. Взяли наконечники стрел, стрел не русских, чужих, вражеских. Для них сделана отдельная витрина. Мы обратились к коллегам, потому что хотели показать присутствие и новгородцев на той территории, и боевые действия, которые происходили на территории современного Выборга.
Из Архива Древних актов мы взяли фрагменты летописных сообщений, докончальную грамоту с Ярославом Ярославичем. Это все в начале экспозиции представлено. Мы очень благодарны коллегам.
Я хочу поблагодарить за всю эту идею Санкт-Петербургский институт истории РАН и Алексея Владимировича Сиренова, который курировал этот проект с научной стороны. И очень благодарны компании «НорНикель», которая поддержала это финансово. Без них нам было бы, конечно, не справиться. Им огромное спасибо».
Рассказ о фотографии, которую упомянула Олеся Александровна, требует некоторого пояснения. Дело в том, что этот последний небольшой зал, рассказывающий о фильме Эйзенштейна, привносит некоторую лирическую нотку в экспозицию – все мы выросли на этом фильме, привыкли, это уже классика, и хорошо. Так вот, на основе фотографии создана большая фигура Николая Черкасова, которого гримируют, и женщина-гример, явно небольшого роста, склонилась над лицом актера, поправляя грим. Но если мы всмотримся в эту композицию, то увидим, что женщина стоит на высоченной тумбе, чтобы дотянуться до лица актера. Такого огромного роста был исполнитель роли Александра Невского – Николай Черкасов.
Выставка продлится до 7 июля 2021 г., и ее, конечно, стоит посмотреть. Во-первых, она очень красивая. В этом смысле Новгород умеет удачно представить свои коллекции. Во-вторых, она интересная, потому что цельная, ничто в ней не распадается, все едино. Речь идет о воине, и для нас Александр Невский, действительно, легенда в лучшем смысле этого слова, так давайте же представлять и понимать, каковы были эти легендарные защитники в исторической правде, а не в представлении режиссера XX века, пусть и очень талантливого. И, кроме того, выставка – это, конечно же, прекрасный изобразительный ряд к суховатым учебникам, что немаловажно для пробуждения любви к родной истории у детей.
Фото – Екатерина Степанова.