6+

Литургия Преждеосвященных Даров. Беседа 2

211

А.Павлович:
Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!
В эфире беседы о великопостных богослужениях. В студии протоиерей Александр Степанов. Здравствуйте, отец Александр!

Прот.Александр Степанов:
Здравствуйте, Аня!

А.Павлович:
…и Анна Павлович.
Мы продолжаем цикл передач о Литургии Преждеосвященных Даров. В прошлой нашей беседе мы говорили об истории возникновения этого чина, о том, что Литургия Преждеосвященных Даров как бы возвращает нас в древние раннехристианские времена, когда Литургия, само таинство Евхаристии совершалось только в день Господень, в воскресенье. А в будни Литургия не служилась, но тем не менее христиане собирались и, в частности, в Великий пост для катехизации, для просвещения новых христиан, и тогда они служили Литургию уже с Преждеосвященными Дарами.
Сегодня, я думаю, мы обратимся уже непосредственно к самому чину этой необычной Литургии.

Прот.Александр Степанов:
Можно уточнить, что, конечно, все-таки в будни уже во II, III, IV веке обычные Божественные Литургии начинали совершаться. И связаны они были прежде всего с памятью мучеников. И поскольку эти службы носили несомненно праздничный характер, это было такое экстраординарное собрание. Воскресное собрание – это всегда праздник, но появлялись праздники и не в воскресные дни – ведь невозможно было не вспомнить мученика из твоей общины, который пострадал за Христа. Эти собрания сопровождались трапезами, и мне кажется, что именно не столько само служение полной Божественной Литургия было как бы несовместимо с настроем Великого поста – тем более, что в основном он все-таки прерывался субботне-воскресными днями, и здесь тоже можно было бы делать такие исключения. Но именно то, что полные Божественные Литургии сопровождались обильными агапами, делало это несовместимым с Великим постом. И вот тогда, действительно, эти памяти, очевидно, отменялись, переносились на другое время или на воскресные дни, а для того, чтобы иметь возможность все-таки совершить полноценное собрание церковной общины – а оно именно тогда полноценное, когда есть момент Причащения – стали совершать чин Преждеосвященных.
Но первое, что я хотел бы сказать, переходя к самому чину, что Литургия Преждеосвященных Даров сегодня служится определенное количество раз, а именно она служится только Великим постом, это среда и пятница, два будних дня. Помимо этого есть еще день Обретения главы Иоанна Предтечи, который тоже празднуется вот таким образом; день памяти сорока мучеников Севастийских и четверг Великого канона, так называемый, на пятой седмице Великого поста. Мы знаем, что на утрени читается Великий канон преподобного Андрея Критского, а к вечерне присоединяется в связи с этим чтением, как мощной молитвенной покаянной подготовкой, вот эта Литургия Преждеосвященных Даров. Это логичная связь, я бы сказал. Кроме того, если выпадает на будний день престольный праздник в каком-то храме, память святого, тоже служится Литургия Преждеосвященных Даров. И, конечно, первые три дня Страстной седмицы.
Надо сказать, что практика служения Литургии Преждеосвященных Даров раньше была совсем иной, и даже до сравнительно недавнего времени. Например, в XIX веке в Киево-Печерской лавре Литургию Преждеосвященных Даров служили каждый будний день Великого поста. То есть монастыри могли иметь свои уставы. Но в целом в VIII-XII веках и так далее, в Средневековье, в Византии эта Литургия служилась очень часто. На Руси она служилась очень часто. Была практика такая, что вообще в течение всего года в среду и в пятницу служилась Литургия Преждеосвященных Даров; в пост – в каждый будний день; в сырную седмицу служили эту Литургию в среду и в пятницу. То есть практики были разные, но в конечном счете она редуцировалась и свелась только к тем дням, о которых я сейчас сказал.
Теперь нужно сказать о том, какие у нас есть письменные, конкретные свидетельства о служении Литургии Преждеосвященных Даров в том виде, в котором ее сейчас мы знаем. То, что было такое самопричащение, я говорил в прошлый раз, когда Дары давались домой, и люди могли даже собраться вместе и причащаться вне контекста обычной Божественной Литургии. То есть на таких собраниях какой-то вид Причащения, очевидно, был с довольно раннего времени, но вот когда мы имеем уже письменные первые свидетельства о том, что чин содержит большинство элементов современного чина? Это свидетельства начала VII века, то есть 615 год. Это так называемая «Пасхальная хроника» этого времени, и в ней упоминается уже и респонсорное пение песнопения «Да исправится молитва моя», 140-го псалма; возглас священника «По дару Христа Твоего», это возглас специфичный, который только на этой Литургии встречается; песнопение «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» и так далее.
Затем уже основной массив текстов современной Литургии Преждеосвященных Даров содержит знаменитый Евхологий Барберини, рукопись из библиотеки Барберини в Риме. Это самый древний литургический памятник, собственно, Восточной Церкви, который на сегодняшний день существует. Он содержит и Литургию Иоанна Златоуста, и Василия Великого, и, в частности, Литургию Преждеосвященных Даров, которая Литургией еще не называлась. По существу ведь она представляет собой совокупность оглашения, то есть чтения Писания и его изъяснения, это основная часть; потом чин вечерни и затем Причащение Преждеосвященными Дарами. Вот эти три элемента. И эти три элемента еще не складывались в сознании людей того времени в какой-то чин Литургии, и это все вместе не называли Литургией. А сегодня мы всю эту совокупность называем Литургией Преждеосвященных Даров.

А.Павлович:
То есть это было просто собрание христиан?

Прот.Александр Степанов:
Это называлось «чин Преждеосвященных». В целом это существовало уже как некоторая устойчивая богослужебная композиция, но тем не менее такое название еще не усваивалось.
Если переходить собственно к чину Литургии Преждеосвященных Даров, то нужно сказать, что совершается она по уставу вечером, в соединении с вечерней, после девятого часа, это три часа дня по нашему обычному времяисчислению. В нашей современной практике в основном эта Литургия совершается все равно утром. Все привыкли к тому, что причащаться надо с утра, потому что существует евхаристический пост, то есть нужно не вкушать ничего с вечера. Но, впрочем, если предположить, что не вкушать ничего в течение дня, то так и получается. А в монастырях, где, как я сказал, эта Литургия служилась каждый день, это и было связано с тем, что монахи вкушали только с наступлением темноты. Они весь день ничего не ели, строго постились, потом они причащались за Литургией Преждеосвященных Даров, и тогда уже следовало вкушение пищи.

А.Павлович:
Но в миру это, конечно, сложнее…

Прот.Александр Степанов:
В миру это, конечно, гораздо сложнее. Но тем не менее в современной практике уже в Петербурге эта традиция установилась со времени, когда наш нынешний Святейший Патриарх Кирилл был ректором Духовной Академии, именно он ввел вечернее служение Литургии Преждеосвященных Даров, и те тогда еще молодые люди, как я, мы ходили в Духовную Академию на эти службы…

А.Павлович:
Но это было именно в Духовной Академии?

Прот.Александр Степанов:
Да, в храме Духовной Академии. Это, конечно, было незабываемое впечатление, которое осталось на всю жизнь и удивительно вдохновенно переживалось. Я думаю, что, в общем, всем стоит это попробовать. Это действительно опыт интересный для тех, кто никогда не причащался вечером. Он ставит тебя в совершенно необычную ситуацию, когда ты должен прожить обычный день, но в ожидании того, что вечером будет Литургия, и ты будешь причащаться. И это заставляет как-то жить немножко иначе. Тогда мы были молодые и здоровые и не вкушали с вечера, так же, как для обычной Литургии, то есть с полуночи и потом весь день ничего не вкушали, не завтракали и весь день строго постились до шести часов, до начала Литургии. Но по более гуманной, так сказать, практике утром все-таки можно немножко перекусить, но с двенадцати часов дня уже ничего не вкушают. Тогда, если Литургия начинается в шесть часов вечера, то Причастие примерно в восемь вечера, и тогда достаточно большой период настоящего евхаристического поста.
Так вот в современной практике великопостная вечерня соединяется с последованием Часов; читаются третий, шестой и девятый часы, изобразительны – это так, как каждый день, собственно, совершается великопостным чином, то есть часы с кафизмами, шестой час с паремиями. Это довольно долгое последование – скажем, в нашем храме мы начинаем в половину пятого часы, и Литургия, дай Бог, если в шесть вечера начинается. Это если не сокращать кафизмы, а действительно читать все более-менее честно. Так что эта прелюдия занимает примерно полтора часа.
Затем начинается вечерня, но начинается эта вечерня возгласом Божественной Литургии – впрочем, как и чин Литургии Василия Великого, когда он служится тоже в соединении с вечерней: «Благословенно Царство». Далее следуют такие специфические обряды – конечно, уже гораздо более позднего происхождения, чем те свидетельства, о которых я упоминал, то есть VII –VIII века – обряды, связанные с тем, что Преждеосвященные Дары, то есть Тело Христово, напитанное Кровью на обычной Божественной Литургии (мы прошлый раз об этом говорили), хранится в дарохранительнице на престоле. И здесь нужно совершить перенесение Святых Даров на жертвенник, потому что дальнейшее последование предполагает Вход. На обычной Божественной Литургии мы совершаем проскомидию на жертвеннике или, как раньше это было, в помещении жертвенника, или в сосудохранилище, которое было вообще отдельным зданием в древней Церкви, откуда приносили эти приготовленные Дары. Совершался Вход. И вот точно также в этом скевофилакионе, так по-гречески называется сосудохранилище, тоже хранили и Преждеосвященные Дары. Поэтому был чин принесения их в собрание – точно так же, как совершался Великий Вход. То есть его происхождение именно такое – не просто для красоты совершается это действо: выйти из алтаря и снова в него войти. Можно было бы, так сказать, гораздо короче это сделать, но именно традиция этого торжественного перенесения сохранена в нашем богослужении на обычной Божественной Литургии, и здесь она тоже должна была быть воспроизведена. Но поскольку мы-то храним Преждеосвященные Дары уже не в скевофилакионе, а на престоле, то надо куда-то сначала их перенести. И вот как раз начало вечерни, чтение кафизмы и использовалось для того, чтобы совершить эти обряды, довольно необычные для нас, потому что они предполагают сугубое поклонение Дарам, которое, вообще говоря, в православной традиции не практикуется. Мы освящаем Тело и Кровь, конечно, совершаем земной поклон, но мы не храним эти Дары специально для того, чтобы перед ними молиться, как мы молимся перед иконой или перед святыми мощами и так далее. А в Католической Церкви это как раз существует, и у меня даже была когда-то мысль, что, может быть, это как раз остаток того, что мы усваиваем эту Литургию папе Григорию, и что это, может быть, оттуда пришло. Но на самом деле это абсолютно не так, как выясняется. Но мы еще об этом поговорим, и об атрибуции Литургии Преждеосвященных Даров, и о связи ее с папой Григорием Двоесловом, которого мы поминаем как автора этой Литургии.

А.Павлович:
Я хочу еще сказать, что для обычных прихожан храма вот это начало Литургии Преждеосвященных Даров тоже необычно, потому что обычно на кафизмах можно сидеть. Мы знаем, что слово «кафизма» значит «скамья». А здесь на кафизме нужно стоять, молиться, потому что именно на этой кафизме происходит перенесение Даров.

Прот.Александр Степанов:
Да, и еще совершать поклоны перед каждый действием, а там три таких действия совершаются. В кафизме три славы, и на каждой славе происходит некоторое действо, которое совершают священники в алтаре. Какие это действия? Во-первых, сначала надо переложить Святые Дары из дарохранительцы на дискос, потому что они в конце концов должны оказаться на дискосе для совершения Входа. Вот здесь, на престоле это делается: разворачивается антиминс, ставится дискос, извлекаются с помощью копия и лжицы Святые Дары – то есть Агнец, напитанный Кровью, и полагаются на дискос. На престол ставится свеча. Полагается поклон и перед началом и по окончании каждого действия. После этого говорится малая ектения по славе. Затем второе действие, которое заключается в каждении престола, и даже не престола, а Даров. Это подчеркнуто тем, что престол мы обычно кадим на каждой службе, но каждение совершается один раз, а здесь мы три раза совершаем каждение вокруг престола. Когда еще такие каждения бывают? Когда Плащаница, например, на престоле перед ее выносом; когда Крест на Крестопоклонную Неделю и на Крестовоздвижение – то есть когда на престоле еще какая-то святыня помимо того, что сам престол – конечно, тоже святыня. Так что, конечно, этим каждением подчеркивается, что мы не просто кадим престол, а кадим именно Святые Дары, этим троекратным каждением престола с диаконом, со свечой. Опять следует ектения, и третье действие – это уже, собственно, перенесение дискоса со Святыми Дарами на жертвенник. Там уже приготовлена чаша, в которую вливается просто вино с водой и покрывается все в безмолвии как примерно делается на проскомидии, но на проскомидии все это делается с молитвами, потому что проскомидия – это прообраз жертвоприношения, и все эти молитвы адресуют нас к Крестной жертве Спасителя. Поскольку на Преждеосвященной Литургии эта Жерва уже принесена была на обычной Божественной Литургии, здесь мы имеем только плоды и результат этой Жертвы, то, естественно, здесь все эти молитвы опускаются. Все это покрывается обычным порядком, покровцами, воздухом, кадится, полагается поклон, и на этом вступительная часть заканчивается.
Дальше идет вечерня обычным чином, стихиры на «Господи воззвах», каждение храма, вход с кадилом, как это всегда на вечерне бывает, песнопение «Свете тихий», древний гимн, который поется всегда на вечерней службе. И, наконец, чтения – то есть та часть, которая и была, собственно, оглашением, которая была во всей этой последовательности в древности самой длинной. Ради нее и собирались – ради вот этих научений катехуменов. Сегодня у нас на этой вечерне читаются Книга Бытия и Книга Притч, то есть две паремии. В древности читалось прежде всего, конечно, Бытие. И эта книга считалась самой главной – откуда произошел мир, Кто такой Бог, кто такой человек, как все это соотносится между собой.

А.Павлович:
История Израиля…

Прот.Александр Степанов:
Это все-таки еще не история Израиля, это еще не Исход, а именно книга Бытия. История происхождения первых людей, потоп, история Авраама и потомства его. То, что это было, действительно, предметом очень внимательного изучения, говорит огромное количество огласительных слов на Бытие, которые почти все святые отцы оставили.
Чтения обычно предваряются прокимнами, то есть специальными песнопениями, построенными на текстах псалмов, которые исполняются особым образом, а именно – респонсорно, когда чтец, или диакон, или священник – в зависимости от того, какая служба, возглашает какой-то стих псалма, содержащий в себе какое-то значительное научение, яркий стих. Например, на Крещение: «Море виде и побеже; Иордан возвратися вспять». Хор повторяет этот стих. Затем возглашается еще один стих и половина первого стиха. И хор повторяет стих целиком. Говорят, что этот тип песнопений явился из ранней Церкви, но не из самой ранней, когда все всё знали хорошо, были очень грамотные, знали и Псалтирь, но когда пришло много людей неграмотных. И вот тогда применяли такой способ: один человек, который был достаточно грамотный, читал весь текст, а народ просто повторял за ним один и тот же стих – как припев. Припев народ мог выучить довольно легко.

А.Павлович:
Так и стихиры с канонархом поются – я знаю, что в монастырях пропевают все стихиры с канонархом.

Прот.Александр Степанов:
Это тоже, в общем, респонсорное пение, но оно как раз не подразумевает повторение хором все время одного и того же. Потому что стихиры-то все время разные, и здесь, наоборот, нужно быть очень грамотным, чтобы с листа пропеть на нужный глас любой текст. Так что это разные вещи.
Так вот, такой прокимен. И на этих вечернях прокимны перед каждым чтением возглашаются, но есть еще такая очень характерная особенность древняя, можно сказать, древнейшая чина Литургии Преждеосвященных Даров, которая заключается в особом возгласе между этими двумя чтениями, а вернее, после чтения Бытия, когда лекционарий кончался раньше, а теперь еще мы читаем Притчи. Священник берет в руки кадило и свечу, а свеча поставляется на Евангелие, которое лежит на престоле, и после исполнения второго прокимна – то есть, последовательно, идет первый прокимен, чтение Бытия, потом второй прокимен – и вот после второго прокимна священник, взяв в руки свечу и кадило, возглашает: «Премудрость, прости». То есть станьте прямо, то есть подымитесь. Имелось в виду, что до этого момента, во время чтений ветхозаветных и во время поучений, конечно, все сидели. Скажем, такая известная путешественница из Аквилеи, по всей вероятности, в Иерусалим IV века, это одно из очень обширных исторических свидетельств, памятников о том, как выглядело богослужение в то время, так вот, она оставила подробнейшее описание своего паломничества на Святую Землю и того, как совершаются все службы на праздники, на Пасху. Она свидетельствует, что люди для слушания поучений выходили из базилики, там сейчас тоже есть храм, ротонда, которая над Кувуклией, над Гробом Господним, вот именно туда выходил епископ, выходили все оглашенные, они садились, их восприемники при этом стояли, как правило, и другой народ тоже туда стекался. И в мартирии, в этом круглом помещении как раз совершалось чтение и научение, а уже сама Литургия совершалась в храме, в базилике.
Так вот, возглас «Премудрость, прости», всем надо встать. И священник, оборачиваясь к народу, возглашает: «Свет Христов просвещает всех». И благословляет этой свечой и кадилом весь народ, а народ встает на колени при этом. Что это значит? Почему это появилось? Это, конечно, очень интересная историческая деталь. Поскольку собрания были вечером, то, по свидетельству Златоуста, в одном месте он прямо об этом пишет, в собрании зажигались светильники, а возжение светильников в собрании было целым обрядом, который был очень хорошо известен, сохранился даже до сих пор у ортодоксальных иудеев – в субботу, в день Божий, это определенный ритуал в доме. И, конечно, в древние времена это существовало всегда – эти семисвечники, меноры зажигали с особыми молитвами. Почему это делалось так? Потому что благодарили Бога за эту возможность преодоления естественного порядка вещей – вот, стало темно, и ничего не видно, а Бог дал нам возможность иметь свет. И мы можем «включить» этот свет, и за это мы благодарим Бога. Интересно, что эта традиция ритуального возжения светильников вечером была свойственна не только иудеям, но даже и язычникам, вообще всему средиземноморскому региону. И понятно, что возжение в такой момент, когда мы совершаем оглашение, когда читаем Священное Писание и объясняем его, и так далее, готовясь к таинству, которое мы и называем таинством Просвещения, имело и символический смысл. А именно тот самый – «Свет Христов просвещает всех». Ибо именно Христос в Евангелии от Иоанна, в восьмой и девятой главе, называет Себя так: «Я Свет миру». И, значит, цель просвещения подлинного – это просвещение человека светом Христовой истины, а то, что мы совершаем сейчас – это, конечно, просто возжение физического света, светильника, но это есть прообраз вот этого будущего, грядущего для этих людей просвещения духовного. Так что это очень красивый обряд. И были даже светильники, археологически найденные, просто маленькие масляные светильнички, на которых этот возглас был написан: «Свет Христов просвещает всех». Мы даже у себя в храме сделали такой стеклянный купол, которым мы покрываем Преждеосвященные Дары для хранения, на котором тоже сделали такую надпись: «Свет Христов просвещает всех», которая теперь уже прямо адресуется в нашем сознании к Литургии Преждеосвященных Даров.
И затем следует сразу чтение второй паремии, за которой происходит тоже довольно необычное респонсорное пение. Воспевается все тот же 140-й псалом, который на «Господи воззвах» поется, начиная со второго стиха. И поется он респонсорно – по сути, как Великий прокимен. То есть чтец возглашает стих или пропевает, или группа певцов в центре храма пропевают: «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою», а потом хор или клир в алтаре более простым напевом повторяет этот стих. И потом дальше соответствующие стихи псалмы пропевают чтец или группа певцов, а хор повторяет «Да исправится молитва моя». Потом до середины поют этот стих, и народ заканчивает. Так что по смыслу, конечно, «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя» — это все стихи, очень подходящии к данному моменту, поэтому, конечно, совершенно неслучайно и очень из древних времен, с VII века, мы видим исполнение респонсорного псалма в чине Преждеосвященной Литургии.
Еще одна особенность необычная в этот момент – это каждение. Во время прокимнов обычно никогда не кадят, а здесь совершается каждение. Каждение краткое перед престолом, но, в основном, перед жертвенником, на котором поставлены Святые Дары.
Собственно, дальше идет вечерня – на этом заканчивается вот это научение, если мы условно выделяем эту часть современной вечерни, которая в себя включила научение. Все-таки раньше это было просто чтение и беседа, а потом как бы продолжалась вечерня. И окончание вечерни восходит к сирийской, антиохийской богослужебной традиции. Что там звучит? Во-первых, сугубая ектения с обычной молитвой, такой же, как на любой Литургии; молитва о оглашенных; «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех, иже всем хотяй спастися и в разум истины приити, призри на рабы Твоя оглашенныя и избави их древния прелести и козни сопротивнаго». Прелесть – это обман, древний обман – то, что змей сделал с первыми людьми. «И призови их в жизнь вечную, просвещая их души и телеса и сопричитая их словесному Твоему стаду, на немже имя Твое святое нарицается». Словесное стадо, на котором нарицается имя Христа – это христиане. То есть мы молимся о том, чтобы Господь их присоединил к Церкви. Но это еще несколько отдаленная молитва, потому что дальше следует ектения, так называемая, «иже ко Просвещению». То есть из всей этой большой массы оглашаемых, ведь, как я говорил, оглашение продолжалось несколько лет или год как минимум, была всегда группа, которая готовилась к принятию Крещения уже в эту конкретную, ближайшую Пасху. Эти люди назывались уже не просто оглашенными, но эта группа называлась «иже ко Просвещению», то есть те, которые готовятся ко Просвещению уже сейчас. И о них была отдельная молитва, в сегодняшней практике она читается со среды четвертой седмицы поста. Первые седмицы – только об оглашенных ектения, а с четвертой к ней присоединяется еще и ектения «иже ко Просвещению»: «Яви, Владыко, лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся и желающих греховную скверну отрясти, озари их помышления, извести их в вере (то есть научи их в вере), утверди в надежде, соверши в любви (то есть сделай совершенными в любви), уды честны Христа Твоего покажи (то есть яви, покажи их честными удами, то есть членами Тела Христова), давшего Себе в избавление о душах наших (то есть покажи их членами Тела Христова, Который Себя отдал для искупления, избавления наших душ)». Вот такая молитва – здесь уже говорится о мистическом Теле Христовом, которое есть Церковь, говорится уже конкретно об омовении их скверны в таинстве крещения. То есть молитва уже более концентрированная, направленная к совершению таинства крещения.
На этом, наверное, сегодня нам нужно закончить. А в следующий раз мы продолжим разбор чина Литургии Преждеосвященных Даров и поговорим еще о некоторых особенностях этой Литургии.

А.Павлович:
Я напоминаю, что мы говорим о Литургии Преждеосвященных Даров. В студии были протоиерей Александр Степанов и Анна Павлович.
Всего доброго и до свидания!

Прот.Александр Степанов:
До свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru