6+

Литургия Преждеосвященных Даров. Беседа 4

211

А.Павлович:
Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире беседы о великопостных богослужениях, и мы продолжаем наш цикл о Литургии Преждеосвященных Даров. В наших передачах мы уже говорили об истории появления этого чина, о самом чине Литургии Преждеосвященных Даров и сегодня мы поговорим об особенностях этой Литургии.

Протоиерей Александр Степанов:
Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
Очень часто, чаще всего, я бы сказал, вопросы о Литургии Преждеосвященных Даров возникают в связи с правилом не причащать младенцев на этой Литургии. В большинстве случаев Литургия эта совершается утром, люди приходят с детьми, а священники отказываются причащать детей. Вот это как раз то, что самое заметное, пожалуй, для народа. Люди, может быть, не очень понимают, это Преждеосвященная или другая Литургия, Причастие вроде бы есть – и слава Богу. Но почему-то в отличие от всех обычных моментов, когда детей пропускают вперед, здесь детей вообще не причащают. И, действительно, за этим правилом стоит серьезная богословская проблема этой Литургии. Я попытаюсь ее обрисовать популярно, но на самом деле на эту тему написано много, и до конца, в каком-то смысле, богословы не пришли к единому мнению по этому поводу – причащать младенцев или нет. Но тем не менее на сегодняшний день есть некоторая принятая точка зрения, зафиксированная в нашем Служебнике, которая, действительно, не дает возможности такого причащения младенцев. Это происходит не по злому умыслу каких-то священников, а по самому смыслу происходящего.
В чем же дело? Мы закончили в прошлой нашей беседе разговор о том, что завеса церковная закрывается, возглас «Преждеосвященная Святая святым» говорится, а дальше происходит раздробление Агнца – так же, как на обычной Божественной Литургии. Мы говорили о том, что Агнец в сегодняшней нашей практике напитан Кровью. Наверное, большинство наших слушателей знает, что священники причащаются не лжицей из чаши, а причащаются отдельно Телом и отдельно Кровью, отпивая из чаши – так, как в древности вообще причащались все. Это уже сравнительно поздняя традиция, когда мирян стали причащать с ложечки, а не давая им Причастие в руки. Так вот, именно потому, что Тело Христово уже напитано или напоено, как говорят, Кровью во время приготовления этих Преждеосвященных Даров, священник, причащаясь, беря в руку эту частицу, произносит слова – не просто: «Мне преподается Тело Христово», а «Я причащаюсь Тела и Крови Христовой», потому что Тело напитано Кровью. А вот дальше Служебник указывает, что причащаясь из чаши, причащается «ничтоже глаголя». Обычно священник причащается сначала Телом Христовым и произносит слова о том, что ему преподается Тело; потом причащается Кровью, отпивая из чаши. А вот здесь этих слов мы не говорим, потому что мы уже причастились Тела и Крови вместе.
Но тогда возникает вопрос – а что же в чаше? В чашу мы налили вино, мы не произносили над этим вином никаких молитв. Мы просто опустили туда частицы Тела и Крови, то есть Тела, пропитанного Кровью. И вот вопрос: что при этом происходит с тем вином, которое в Чаше? Если мы посмотрим наш современный Служебник, то в нем есть глава «Изъявление о неких исправлениях в служении Преждеосвященной Литургии». Само это надписание говорит о том, что до этого все происходило как-то иначе. А это – некоторые исправления того, что делалось до этого момента. И здесь в этих исправлениях сказано следующее: «Аще и священно есть вложением частицы вино (то есть мы в чашу вкладываем Тело и Кровь Христовы), но не пресущественно в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася зде, яко бывает на Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустаго». То есть это «Изъявление» нам определенно говорит, что в чаше – просто вино. И когда священник отпивает из чаши, это просто запивка и ничего больше. Но просто для опять-таки внешнего сохранения чина – потому что запить можно было бы и из ковшичка, как это обычно делается – тем не менее это отпивание из чаши есть. Более того, если священник должен будет потреблять Дары, то он не может испивать из чаши, потому что мы сначала должны потребить Дары, сначала причаститься, а потом запивать – а тут получится, что мы причастились, запили, а потом потребляем Дары. Соответственно, диакон, который потребляет, он никогда не отпивает из чаши, то есть диакону вообще не дают отпивать из чаши на Литургии Преждеосвященных Даров. На обычной Божественной Литургии, естественно, дают – так же, как частицу Тела, а потом они испивают из чаши.
Таким же образом, теперешнее наше понимание, отраженное в нашем Служебнике, заключается в том, что в чаше – не Кровь Христова. А поелику младенцы причащаются только Кровью, те, которые не могут еще принять частичку Тела, и, кстати, здесь у нас не возникает никакого особенного смущения оттого, что мы причащаем кого-то только Кровью – а нас смущает обычно, что католики причащаются только Телом Христовым, но не Кровью. Но неважно. Одним словом, наша сегодняшняя практика, исправленная практика это подразумевает.
И тогда возникает вопрос: когда произшло это исправление, и что было до этого? Как было с относительно древних времен, о которых мы можем по каким-то памятникам судить?
Были вообще два способа в древности приготовления Преждеосвященных Даров. Первый способ – такой, как мы сейчас используем, с напоением Кровью, то есть Агнец погружался в чашу и таким образом хранился, пропитанный Кровью. Второй способ – не пропитывая Кровью. Просто хранился Агнец освященный, то есть Тело Христово отдельно, и Кровь к нему не примешивалась. Что происходило дальше? На Литургии Преждеосвященных Даров Агнец опускался в чашу. И вот здесь самый важный момент: считалось, что этим погружением в чашу вино прелагается в Кровь Христову. И вот именно это понимание и дает в принципе возможность все это действие называть Литургией. Потому что на самом деле здесь происходит Преложение, по древнему пониманию, не по тому, как мы сейчас понимаем. Происходит Преложение вина в Кровь, без всяких молитв, просто соприкосновением с освященным Телом.
Были очень разные практики, например, сохранилась молитва Севира, патриарха Антиохийского, монофизитского патриарха, как раз во время которого этот чин пришел в Константинополь. Это молитва отдельная для Преждеосвященной Литургии для освящения чаши. То есть на этой Литургии могли читать специальную освятительную молитву над чашей. Но эта практика все-таки монофизитская, она не была усвоена в Константинополе, хотя трудно сказать, может быть, где-то и православные что-то подобное делали. Чинопоследования были еще подвижные, и нельзя сказать, что это все уже устоялось.
Но важен смысл – как бы мы ни хранили Святые Дары, либо в виде напоенном Кровью, либо в виде просто Агнца, не напоенного Кровью, но когда мы Его погружали в чашу, так или иначе содержимое чаши становилось Кровью Христовой. Вот это понимание, которое держалось до XVII века, надо это определенно сказать.

А.Павлович:
То есть до XVII века младенцы могли причащаться на Литургии Преждеосвященных Даров?

Протоиерей Александр Степанов:
Да, свободно. И, соответственно, когда причащались священнослужители, никаких ограничений с точки зрения причащения Тела и причащения от чаши не было. Диакон мог бы точно так же причащаться, а после этого потреблять, потому что считалось, что в чаше Кровь Христова.
Теперь, если говорить о практиках напоения или ненапоения Агнца Преждеосвященных Даров Кровью. До XII века основной практикой в Константинополе, и это зафиксировано во всех текстах, в чинах Великой Церкви, то есть Святой Софии Константинопольской, использовался Агнец, не напоенный Кровью. Но Николай Дмитриевич Успенский высказывает такое предположение о том, почему потом перешли все-таки к Агнцу, который напоялся Кровью, почему такая практика стала преимущественной. Дело в том, что когда речь шла о причащении больных запасными Дарами, а также в очень многих случаях они использовались – например, когда принимали из ересей в церковное общение, когда каких-нибудь отшельников, которые не хотели выходить из затвора, причащали, или даже императора при восшествии на престол тоже причащали обычно запасными Дарами, потому что обычно в самом чине возведения на трон не служилась Литургия, она служилась до, могла служиться после, на следующий день служилась торжественная Литургия. Но в самый момент возложения императорского венца императора причащали запасными Дарами. То есть причащали запасными Дарами так, как мы сегодня причащаем больных. Причащение запасными Дарами широко использовалось, и вот здесь, конечно, эти частицы напаивались Кровью. И поскольку это широко распространилось, то постепенно и для совершения Литургии Преждеосвященных Даров тоже стали Агнца напоять Кровью. И с конца XII века в Константинополе эта практика твердо устанавливается – то есть стали делать так, как делаем мы сегодня в этом смысле. Но дальнейший смысл того, что погружением этого Агнца, напоенного Кровью, в чашу ее содержимое прелагается в Кровь, это было несомненно.
Что произошло в XVII веке? «Изъявление» составлено было киевским митрополитом Петром (Могилой), очень известным. И эти изменения он вносил в виду полемики с униатами и с католиками. Была задача максимально дистанцировать наше богослужение от их богослужения. И вот здесь как раз им были сделаны эти уточнения. Еще в русских служебниках до 1676 года, а они издавались не так часто, нигде мы этих замечаний не видим, и понимание происходящего было то, древнее. Но первый раз в Служебнике 1676 года при патриархе Иоакиме в него были внесены вот эти изменения, которые здесь ввел Петр (Могила). Хорошо известно из истории, что XVII век – это был век присоединения Украины к России, когда очень сильно богословие, которое развивалось в Киевской Духовной академии, стало влиять на богословие в Церкви в России. Это влияние и положительное, и отрицательное, сильно распространилось на Русь. Очень многие монахи из Киева, ученые монахи, знающие языки и греческий, и латынь, хорошие переводчики приезжали в Москву. И, естественно, когда здесь начала создаваться Греко-Латинская академия в Москве, а потом, начиная с эпохи Петра уже и духовные школы, конечно, все это формировалось под влиянием киевской, южно-русской богословской традиции.
Таким образом, сегодня мы должны действовать так, как велит нам наш сегодняшний Служебник. Но, между прочим, в других Православных Церквах это не всегда так. На сегодняшний день в целом в православном мире нет, прямо можно сказать, однозначного понимания такого важнейшего вопроса, как то, что же у нас в чаше на Преждеосвященной Литургии. Но в Русской Церкви, повторяю, традиция установилась такая с XVII века, и мы ей, конечно, следуем. Единственное, что мы должны все-таки с крайним благоговением относиться к этому даже, как там написано, «освященному вину», и, разумеется, ничего такого, что могло бы как-то быть кощунственным по отношению к содержимому чаши, в наших чинах нет. Мы все равно с большим благоговением его потребляем. И по сути дела все дальнейшее уже не отличается от обычной Божественной Литургии.

А.Павлович:
То есть надо как-то со смирением принять это постановление XVII века, и всем мамам не расстраиваться…

Протоиерей Александр Степанов:
Да, и ходить на воскресные службы с совсем маленькими детьми, младенцами. Но если ребенок может принять частицу, то никаких ограничений быть не может. Вот, кстати, один вопрос мне задавали в «Пастырском часе», что священники запрещают причащать даже детей пяти-шести лет. Вот это уже абсолютно ничем не оправдано, не знаю, откуда такое творчество пошло. Может быть, это тоже какая-то традиция. Есть, уже теперь, правда, мало священников, которые говорят, что причащаться нужно только четыре раза в году, а чаще не надо. Наверное, что-то в этом духе, какой-то старый обычай, традиции. Это говорит о том, что те, которые так рассуждают, не понимают смысла того, с чем связан этот запрет, а просто слышали, что детей нельзя причащать – и точка.

А.Павлович:
Но до семи лет ребенок считается младенцем, он не исповедуется.

Протоиерей Александр Степанов:
Да, но какое это имеет отношение к исповеди и ко всему прочему? Никакого, ровным счетом. Так что, вот такие правила.
Но если уж мы заговорили на тему того, что священники понимают так или иначе, я попросил бы наших слушателей не вступать в какие-то пререкания с батюшками. Скажут – вот, на радио «Град Петров» мы услышали так, и поэтому, будьте любезны, и так далее. Не нужно, дорогие слушатели, такого противостояния. Всех Господь как-то вразумит, приведет к познанию истины. Действительно, такой уж потребности детей причащать чаще, чем раз в неделю, нет, а это уж всегда можно совершить на обычной Литургии. Но, повторяю, что большинство, конечно, в нашем городе священники – люди образованные, и вряд ли кто-то будет запрещать детям, уже способным принимать частицу, причащаться на Литургии Преждеосвященных Даров.
Последний вопрос, который мне хотелось бы рассмотреть, это вопрос об атрибуции этой Литургии. Наверное, все наши внимательные слушатели, присутствовавшие на Литургии Преждеосвященных Даров, слышали, что на этой Литургии поминается как ее составитель папа Григорий Двоеслов. Наши обычные Литургии – восточные, почему же с Запада пришла эта Литургия? Конечно, этот вопрос возникает, это интересно, но подробное рассмотрение этого вопроса говорит о том, что всерьез папа Григорий Двоеслов не имеет ровным счетом никакого отношения к этой Литургии. Опять-таки эта атрибуция появилась довольно поздно, раньше XVI века ее нет абсолютно нигде, и все исторические данные говорят именно об этом.
Литургия надписывалась в старых списках либо никак – просто, как я говорил, «Чин Преждеосвященных», либо она приписывалась и Василию Великому, и апостолу Иакову, и апостолу Петру, и апостолу Марку. В общем, возводилась кому угодно, но только не к папе Григорию. И все-таки есть какие-то моменты, которые могут, может быть, сколько-то пояснить, какую-то пунктирную связь с ним провести.
Это святой нашей неразделенной Церкви, живший в VI веке, умерший в 604 году, действительно, личность очень интересная и выдающаяся. Что известно о папе Григории Двоеслове? Известно очень много, потому что это был папа, который, я бы сказал, во многом заложил уже в VI веке образ Католической Церкви; какие-то очень характерные черты Западной Церкви были заложены именно им, сформировались в сознании людей именно благодаря ему. Поэтому на Западе он называется папа Григорий Великий, и это один из самых почитаемых святых Западной Церкви.
Понятно, что мы не можем ему быть так уж специально благодарны за то, что он сформировал Западную Церковь в своей отличности и контрастности с Церковью Восточной, поэтому мы называем его Двоесловом, что означает «автор диалогов». «Двоеслов» – это калька слова «диалог». Он был очень плодовитый церковный писатель, помимо всего прочего, и писал апологетические сочинения в виде диалога верующего с неверующим. Он был великий миссионер, просвещал франков, прежде всего. Это сочинение было широко известно, и его деятельность скромно ограничили тем, что он просто написал эту книгу диалогов. Но на самом деле его деятельность была, конечно, гораздо шире.
Родился папа Григорий в 540 году в Риме, в очень знатной древней римской семье Анциев (или Анициев). Из этого рода было, по крайней мере, два римских папы до него; из этого рода был, например, знаменитый философ Боэций, знаменитый святой Бенедикт Нурсийский; канонизована в Западной Церкви и его мать, и его тетка, и очень-очень многие родственники. Родился он, тем не менее, в семье светской и занимавшей очень высокое положение в Риме. Отец его был, скажем так, главой районной администрации Рима. А он сам в конечном счете стал префектом Рима, то есть мэром Рима – естественно, до своего пострига. После смерти отца, когда ему было тридцать четыре года, в 574 году, он отказался от дальнейшей светской карьеры, ушел из мира, принял постриг и свое имение в Риме превратил в монастырь святого Андрея Первозванного, в котором сам и стал подвизаться очень строгой жизнью. Понятно, что человек был опытный и в государственном управлении в том числе, и именно в связи с этим в 579 году папа Пелагий Второй сделал его диаконом – против его воли, он этого не хотел, и послал его ко двору императора в Константинополь, как своего посла. Послал с определенной миссией. Дело в том, что он родился в очень благоприятный период, когда благодаря императору Юстиниану и его полководцу Велизарию Рим, Италия, вообще значительная часть Европы была освобождена от готов. А следующая волна германцев-лангобардов только начинала подступать к Риму. И вот будуший папа Григорий как раз был отправлен в Константинополь с целью просить войска для того, чтобы противостоять лангобардам.
В течение шести лет, до 586 года, будущий папа Григорий находился при дворе византийского императора и был очень близок с его семьей. Например, он был крестным сына императора Маврикия. Уже был построен новый храм Константинопольской Софии императором Юстинианом, все эти великолепные императорские службы проходят там. И, конечно, по сравнению с Римом, который был уже к этому моменту много раз разорен варварами, и только его статус церковный старались поддерживать папы, а в реальном смысле, конечно, никакой роскоши и великолепия богослужебного в Риме не было. Будущий папа Григорий все это видел.
В 586 году он вернулся в Рим, к сожалению, не солоно хлебавши – не потому, что император не хотел защищать Рим, а потому что просто не было такой реальной возможности; шла война с персами, очень ожесточенная и кровопролитная, и воевать на два фронта просто не было сил. Поэтому лангобарды подошли к Риму, и вернувшийся Григорий в скором времени после смерти предыдущего папы в 590 году, через четыре года после возвращения из Константинополя, был избран папой. Начался период его правления, не такой уж долгий – всего четырнадцать лет.
Но сделать он сумел очень многое. Во-первых, он сумел избавить Рим от лангобардов, от полного разорения. Он умел от них как-то откупаться, вел сложные дипломатические переговоры. Собственно говоря, он был первым папой, которому вынужденно выполнять функции главы государства. Патримония святого Петра, то есть территория вокруг Рима, которая в отдельные периоды распространялась вообще на всю Италию – папское государство, оно не имело никакой власти, кроме пап. Он был единственным организующим началом. Был наместник, который сидел в Равенне, окруженный болотами, через которые редкие варвары умели пробраться. И там они отсиживались, и довольно долго. Но уже влиять на жизнь Италии в целом они не могли. И дальше папы уже усваивают себе эту функцию правителя не только духовного, но и светского. Поначалу вынужденно, но потом они, видимо, уже входили и во вкус.
Второе. Поскольку папа Григорий был очень аскетически настроенным, он окружил себя монахами, прежде всего. И белое духовенство, которое существовало, естественно, в Западной Церкви в это время, он отодвигал от себя. И вот это тоже, как многие считают, заложило основу целибата, очень характерной черты Западной Церкви, когда все священники, епископы, естественно, тоже безбрачные. Это тоже связывается с папой Григорием.
Затем, приехав из Константинополя, он привез, очевидно, с собой и богослужебное пение. Мы знаем такой термин «григорианское пение», и его тоже связывают с папой Григорием. Правда, современные исследования показывают, что оно сложилось в такую своеобразную систему, которая все-таки отличается от пения византийского, но близкое – так же, как знаменное пение и византийское. Они все-таки разные, но основа одна. И, вероятнее всего, эту основу привез тоже папа Григорий.
Затем, он вынужденно должен был заниматься миссионерством, потому что он верно понял, что этим варварам только военной силой противостоять невозможно. А значит, нужно их просвещать, нужно их обращать в христианство, чтобы они воспринимали его, папу, как своего первосвященника. Поэтому он начал очень мощную миссионерскую деятельность; и вот как раз его знаменитые «Диалоги» – это одно их писаний, которые были на это направлены. И он снаряжал целые миссионерские экспедиции, особенно к франкам, это самые мощные германские племена, которые потом дали Францию, огромное государство. Именно папа Григорий начал просвещение этих народов. Мы знаем, что для Католической Церкви миссонерская деятельность – одна из важнейших составляющих ее частей.
И последнее. Именно в это время Константинопольские патриархи набрали такой вес и силу, что уже стали заявлять некоторую претензию на первенство. Например, Константинопольский патриарх стал себя называть Вселенским. И вот здесь папа выступил очень резко против этого, и вообще он очень боролся за то, чтобы сохранить первенствующее положение Римской кафедры в мире.
Таким образом, действительно, эта личность в себе собрала очень многие из того, что потом развилось, может быть, даже отрицательно, с нашей точки зрения, черты, характерные для Римских папа и для Западной Церкви вообще в целом. Понятно, что для западных христиан он является фигурой, заложившей просто основы почти всего, что в этой Церкви есть. Вот такая личность – папа Григорий Великий, или Двоеслов в нашей традиции.
Теперь что касается атрибуции Литургии Преждеосвященных Даров. Мы говорили, что никаких свидетельств о том, что эта Литургия надписывалась его именем до XVI века нет. Более того, он произвел – вот еще одно его очень важное деяние – большую богослужебную реформу в Западной Церкви. Совершенно не исключено, что опять-таки вдохновляясь тем, что он увидел в Константинополе. Во всяком случае он унифицировал богослужение, которое было очень разное по местам, в частности, ввел Литургию Преждеосвященных Даров. Вернее, не то, что даже ввел; возможно, она и была на Западе, но в его Сакраментарии, в Уставе богослужебном для Западной Церкви, который он составил, единственное есть упоминание об этой Литургии, а именно: «Чин освящения чаши Агнцем». На обычной Божественной Литургии мы освящаем Тело и Кровь Христовы, а на Литургии Преждеосвященных Даров, как мы говорили, подразумевалась другая возможность – Агнец, освященный на обычной Божественной Литургии, погружаясь в чашу, прелагал вино в Кровь Христову. И вот в Западной Церкви именно это понимание папа Григорий утвердил и ввел этот чин. Более нет ничего, связывающего Литургию Преждеосвященных Даров западную с нашей. Литургия Преждеосвященных Даров в Западной Церкви служится один раз в году, в Великую Пятницу. В разных традициях восточных в Великую Пятницу тоже служили Литургию Преждеосвященных Даров, но, естественно, нашу. Служили после вечерни. В практике сегодняшней Западной Церкви никакого освящения вина не совершается – как раз того, что папа Григорий ввел. Это просто так называемая «сухая» Литургия, когда причащаются и миряне, и священнослужители только Телом, то есть вот теми облатками, которые они заготавливают на обычных Божественных Литургиях.
Наверное, это в основном все, что я могу рассказать о Литургии Преждеосвященных Даров. Я надеюсь, что наши слушатели не только прослушали с некоторым интересом наши разговоры, но, главное, они как-то подвигнутся на то, чтобы самим приобщиться к этой замечательной Литургии и участвовать в ней в течение Великого поста.

А.Павлович:
Спасибо, отец Александр. Я напоминаю, что мы говорили о Литургии Преждеосвященных Даров, о том, как появился этот чин, о самом чине Литургии, о папе Григории Двоеслове, которому эта Литургия приписывается.
Я думаю, что многие вопросы прояснились для наших слушателей.
На этом мы заканчиваем программу. Напоминаю, что в студии были протоиерей Александр Степанов и Анна Павлович. Всего доброго! До свидания!

Протоиерей Александр Степанов:
До свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru