Программа Артема Гравина
«Исследования и исследователи»
Гость: Оксана Юрьевна Гончарко
Цикл бесед «Византийская логика»
Тема: логические парадоксы и логика юмора
Эфир: 18 августа 2022 г.
АУДИО
Программа посвящена понятию противоречивости, парадоксу лжеца и логике юмора в византийской культуре.
Оксана Гончарко:
Степень применимости логического анализа к феномену смешного – это вопрос дискуссионный. Не стоит постулировать логические средства как основную методологию исследования содержания юмористических жанров.
Однако тезис, который вдохновляет заниматься логикой юмора, прост: логика и юмор принципиальным образом связаны. По крайней мере, среди причин смеха можно выделить логические – пресловутый «интеллектуальный триумф от нахождения логической ошибки», словесная игра, предполагающая смещение семантических значений (двусмысленность, несоответствие означающего и означаемого, нарушение семантических запретов), вплоть до логических форм комического (игра противоречий, ирония) и т. п.
…
Свести конкретные шутки к формулам и уравнениям не является самоцелью. Интересна сама попытка показать, как средства модально-временных логик (а именно аксиоматика и семантика модально-временных систем) могут работать при построении определенного типа шуток, многие из которых требуют, как уже было сказано выше, некоторого имплицитного понимания аксиоматического метода. Приведенные далее примеры шуток зависят (ради порождения смешного) от нашей способности соотносить именно модально-временные аксиоматики. В этом смысле юмор может интерпретироваться как способность работать на мета-уровне.
…
Проиллюстрируем, как могла бы работать модально-временная логика, на примере нескольких позднеантичных и ранневизантийских анекдотов из сборника «Филогелос» («Любитель смеха»), самого древнего из дошедших до нас сборников шуток и смешных историй; текст его представлен в нескольких рукописях XI-XV вв., относящихся, по всей видимости, к одному архетипу, вероятно, IV в.
Желая поплавать, схоластик чуть не утонул. И вот теперь клянется, что не ступит в воду, пока не научится плавать.
Модально-временная модель данного анекдота проста: невозможно научиться плавать, не ступив в воду. Противоречие в последовательности действий. Клятва невозможной последовательности придает статус необходимости. Необходимость некоторой последовательности действий в логике не совпадает с ее невозможностью, но как раз наоборот, с невозможностью ее отрицания. На подсознательном уровне мы мгновенно прокручиваем данные модально-временные сопоставления. Эффект комического возникает от наслоения двух противоречий: модального (приравнивание невозможности к необходимости) и временного (предъявление обратного порядка действий).
Та же самая схема работает и в следующем анекдоте:
Придя к врачу, схоластик говорит: «Когда я просыпаюсь, то чувствую головокружение, но через полчаса всё в порядке». Доктор: «Через полчаса тогда и просыпайтесь».
Доктор предписывает невозможный обратный порядок действий в качестве лечения постгипнотического головокружения: невозможно сначала подождать полчаса, а потом проснуться.
Та же самая схема работает и в следующем анекдоте:
Схоластик, которого часто просили писать умершим эпитафии, как-то раз написал ее всё еще живущему человеку. И когда тот обиделся, схоластик возмутился: «Вы никогда не предупреждаете заранее, когда собираетесь умирать, что вынуждает меня писать плохо, почти без подготовки!».
Комично также и возмущение относительно неисполнения обратного порядка действий: сначала узнать о непредвиденном событии (в данном случае о событии собственной смерти) и оповестить о нем схоластика, а потом уже осуществить его (т.е. умереть).
Полностью слушайте в АУДИО.
См. также:
В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» начинается цикл бесед с Оксаной Гончарко «Византийская логика». Эфир 11 августа 2022 г. АУДИО