Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: протоиерей Димитрий Симонов
Прямой эфир 12 сентября 2021 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— память и юбилей святого князя Александра Невского
— писал ли Александр Невский письма Папе Римскому
— проблема преподавания истории в школе
— как связаны Александр Невский и история Палестины
— Александр Невский и Петербург
— Церковь и ВУЗы
— педагогический университет имени А.И.Герцена (РГПУ)
— как закрывали домовый храм в училище для глухонемых
— храмы в ВУЗах, «вузовский священник»
— студенты и церковь
— раньше люди больше читали?
— что делать в соцсетях?
— зачем играть в компьютерные игры?
— как пригласить студентов в храм?
— евхаристия и экуменизм
— что может объединить христиан разных конфессий?
Протоиерей Димитрий Симонов: «Как показывает история, лучше всего христиан объединяют гонения».
— христианство и экология
— грех ли есть мясо животных?
Александр Крупинин:
Сегодня большой праздник Русской Православной Церкви, праздник перенесения мощей святого князя Александра Невского в Петербург. Была служба в Александро-Невской лавре с участием Святейшего Патриарха Кирилла, до этого, накануне, в Псковской области открывали памятник, Патриарх Кирилл и президент Путин открывали памятник Александру Невскому его дружине. То есть на самом деле год Александра Невского отмечается очень широко и масштабно в нашей церкви, и в нашем государстве, и в нашем городе. Мы много раз уже в течение этого года, конечно, так или иначе затрагивали разные аспекты деятельности Александра Невского, и как духовного лидера русской церкви, и как дипломата, и как военачальника, и как государственного деятеля. Отец Димитрий, есть у вас что-нибудь сказать, что вы чувствуете по поводу Александра Невского, как вы относитесь к этой фигуре, и какие у вас вызывает это чувства и мысли.
Протоиерей Димитрий Симонов:
Чувств и мыслей у меня, конечно, очень много, потому что Александр Невский жил в XIII веке, а это всё-таки один из самых интересных, наверное, веков Средневековья, но его можно, конечно, сравнивать с XI веком, там есть конкурентные темы, но всё-таки XIII считается таким особенно ярким. И Александр Невский оказался как раз тоже в эту эпоху довольно интересно проявившим себя. Очень много вообще за последний период вот таких разговоров, именно научно-исторических, которые показывают, раскрывают его личность в такой перспективе необычной довольно для восприятия массового зрителя, который, наверно, Александра Невского ещё долго будет воспринимать исключительно по фильму и образ Черкасова будет неизменен. Хотя, на самом деле, ну это же всё-таки было такое классическое Средневековье, тем более, здесь, в северных землях и отношения между людьми были очень непохожие на современные, и мироощущение у людей было совсем другое. Плюс вот эта такая пограничная ситуации между Ордой и территориями, которые пытались всячески освоить тевтонцы, конечно, это очень интересная история. Сама история Новгорода очень яркая в этот период. И здесь, конечно, чем со мной говорить, мне кажется, интересней говорить с историком. У меня просто будут такие личные впечатления. Первое впечатление об Александре Невском – это была еще в советской школе в библиотеке взятая книжка детская, формата А4, с картинками, вот мои первые были ощущения, они такие немножко мультипликационные, такие очень причёсанные, приглаженные, но это был очень интересный опыт: там была серия такая книжек, про Дмитрия Донского была ещё. А впоследствии, конечно, особенно когда учился в семинарии, и на истории много рассказывали, но и вообще о том, как осознавал себя Александр Невский, в каких категориях он мыслил, и я, например, был в шоке, когда… ну, обычно в житиях святых об этом не рассказывается… когда какие-то такие интересные моменты узнаешь даже вот, например, о внешности Александра Невского, что он был совсем на Черкасова не похож. Он был не очень высокого роста, по современным меркам. Некоторые даже ученые допускают, что у него и внешность была немножко такая с какими-то азиатскими чертами лица. И я помню, одна из самых шокирующих для меня была новостей, что он… мне казалось, что он как-то был замкнут, да, вот новгородский князь, вся эта междоусобица княжеская, постоянная ротация… а потом выяснилось, что он, оказывается, был в переписке с какими-то сильными мира сего, например, с Папой Римским, и эти письма сохранились в библиотеке Ватикана. Я общался с человеком, который их изучал.
…
История оживает именно тогда, когда у нас есть портреты личностей, мы лучше будем тогда понимать эпоху, это с одной стороны, а с другой стороны, когда у нас есть какие-то параллели. Может быть, проблема, кстати, в нашем образовании, у нас ведь обычно историю преподают так, что история России идёт совершенно отдельной линией от всеобщей истории, и я не раз слышал от людей, которые говорят, что они совершенно никак не соотносят одно с другим, например, вот если просто в лоб спросить любого человека: Иван Грозный жил до или после открытия Америки? А то, что, например, период правления Ивана Грозного выпадает на довольно жаркое время в Европе – на период Реформации? Да, очень многие этих параллелей не проводят.
И вот эпоха Александра Невского – это же тоже… это эпоха после 4 крестового похода! Когда идея крестовых подходов становится трудноперевариваемой…
И на фоне всего этого мы видим Александра Невского, который человек своего не только времени, но и своего места в этом мире. И это место, в общем, пересекается с другими вещами той же эпохи. Да, вот, например, какое отношение имеет Александр Невский к истории Палестины? Казалось бы… А очень непосредственное. Потому что Тевтонский орден оказался к тому моменту совершенно вытеснен из Палестины. Они искали своё место в Европе, им нужна была новая идеология, новая идея. Вот они обосновались, соответственно, далеко на севере, и там стали расширять свои владения, захватывая земли. Им нужна была среда влияния.
Александр Крупинин:
Отношение Александра Невского и Санкт-Петербурга. Казалось бы, ничего общего, то есть по времени разнесённые на 500 лет события, да, а тем не менее, как-то личность Александра Невского оказала некое влияние на сам город Петербург, и на живущих в нем людей, и на то, что здесь происходило. И с перенесением мощей, с основанием Александро-Невской лавры Петр Первый как бы вкладывал Александра Невского вот как в основу нашего города.
Протоиерей Димитрий Симонов:
Нужен был небесный покровитель городу, но который подчеркивал бы и такую твёрдую имперскую руку. И, конечно, Александр Невский здесь был идеальным просто кандидатом. И его присутствие в лавре – это такая очень яркая часть истории. Я когда был студентом, учился в Институте Богословия и Философии до семинарии, и он располагался тогда в бывшем здании Духовной академии, занимал только половину третьего этажа, вот того здания, где была дореволюционная Академия, сейчас это адрес набережная Обводного канала, дом 7, и сейчас здание уже передано Академии, а тогда ещё там был техникум, потом он назывался колледж, спортивной. Но вот тогда Институт Богословия занимал там половину этажа и мы там учились. Я очень часто, особенно в период сессии, по пути в институт (там был сквозной проход тогда через территорию лавры), вот я проходил через лавру, заходил в собор и молился у мощей. Там это была такая маленькая традиция. Ну, и по пути назад, после благополучно сданного экзамена можно было зайти и поблагодарить.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.