«Пастырский час»
Прямой эфир: 3 июня 2016 г., 20:30
Вопросы:
Вопрос (1): Батюшка, здравствуйте. Я совсем недавно слушаю радио «Град Петров». Вышла на него случайно. Слушала все время радио «Радонеж» и «Санкт-Петербургское православное радио». В первую седмицу Великого поста нашла вашу радиостанцию. И так этому обрадовалась. Но с течение времени я все больше и больше разочаровываюсь в вашем радио. Я связана и с искусством, не последний человек, разбираюсь в этом. Я не понимаю, что это за православное радио, которое начинает … Вот я недавно слушаю его, но меня оно уже раздражает. Это не православное радио, Господь простит мне. Вроде как критикой занимаюсь. Вы послушайте свое радио со стороны. Какое же оно православное? Я знаю, кто его учреждал и благословлял. Он любитель западноевропейской культуры.
Отвечает протоиерей Александр Дягилев: Если кто-то любит западноевропейскую культуру, это не повод говорить, что он не православный. Я напомню, что в той же Западной Европе в Русской Православной Церкви существует несколько епархий. И среди прихожан наших храмов есть жители Франции, Бельгии, Германии и т.д. И это не значит, что, став православными, они должны отречься от своего языка, культуры. Если на нашей радиостанции звучит музыка западноевропейских композиторов, это еще не повод говорить о неправославности радио. Напомню, что православие – это истинное вероучение, основанное на определенных православных догматах. И то, что православному вероучению не противоречит, назвать неправославным нельзя.
Вопрос (10): Тяжело готовиться к причастию в миру. Все развлекает. Каждое говение сопряжено с заботами о семье, рассеянностью ума. Каждый раз хочется подготовиться лучше, успокоить ум. Не выходит. В монастырях хорошо. Там все настраивает на говение. Но нельзя же постоянно по монастырям ездить. До создания семьи ум был сосредоточен в Боге и шел на Причастие с искренним сердцем.
Отвечает протоиерей Александр Дягилев: Евгений, сердечно благодарю Вас за вопрос. Очень интересная тема. И причем то, о чем Вы пишите, мне самому хорошо знакомо. У меня был опыт жизни в монастыре. На каком-то этапе своей жизни я всерьез думал о монашестве и был знаком со многими монашествующими. И я очень хорошо понимаю, о чем Вы пишете. Действительно, когда я был в монастыре, там весь устав, образ жизни настроен на церковный календарь, церковные праздники. И все сделано, чтобы можно было хорошо помолиться, подготовиться. А в семье бытовые вопросы буквально заедают. И никуда от них не денешься. И это наша обязанность, в том числе и перед Богом – решать эти бытовые вопросы. Особенно если ты мужчина, глава семьи. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене». «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу», – писал апостол Павел.
Но, с другой стороны, а кто сказал, что сам факт, что Вы должным образом решаете бытовые вопросы, делает Вас менее готовым к Причастию? Ведь Господь Бог видит и знает, какой крест Вам приходится нести. И с того, кому даны условия для подготовки и вычитки Правила, больше и спросится. А к тому, кто несет крест семейной жизни, Господь иначе подойдет. И не стоит думать, что что-то не вычитав или вычитав не столь внимательно, Вы обязательно причащаетесь «в суд и осуждение».
И еще один вопрос. А можно ли вообще подготовиться к Причастию так, чтобы быть к нему готовым? Я считаю, что нет. Как бы мы ни готовились, сколько бы мы ни вычитывали молитв, насколько сосредоточенными мы ни старались бы быть в нашей молитве, сколько бы мы ни постились – мы никогда не будем готовы к Причастию. А если мы начинаем думать, что готовы, то тогда заблуждаемся. В Послании к Галатам у апостола Павла есть такие слова, на мой взгляд, очень важные: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). Если человек спасается соблюдением набора ритуалов, предписанных законом, то Иисусу Христу не нужно было приходить на землю, умирать, воскресать. Если человек был бы в состоянии обрести святость (а я подчеркиваю, что готовыми к Причастию могут быть только святые люди) через свои усилия. Но мы никогда не сможем этого достичь. И мы причащаемся не потому, что подготовились достаточным образом, а мы причащаемся, потому что Господь нас зовет. По смирению, осознавая свое недостоинство. Когда я отдаю себе отчет, что не помолился как следует, иду на Причастие как из огня, прошу Господа принять меня таким, какой я есть, возможно, что Господь откликнется на мое смирение быстрее и поселит в сердце моем радость намного большую, чем у того человека, который все вычитал и с гордостью осознает, что выполнил все правила и имеет право смело подходить к Чаше.
А Вы идете со страхом Божиим. И так и надо идти, со страхом Божиим и верою. Как я уже говорил, любую жизненную ситуацию можно использовать для спасения души. Должное исполнение своих семейных обязанностей можно воспринимать как выражение любви к Богу и ближнему, а значит, одну из форм подготовки к Причастию. В идеале, вся жизнь, не только момент, когда Вы читаете молитвы, а вся жизнь должна быть непрестанной памятью о Боге и непрестанной подготовкой к Причащению. Об этом много писал преподобный Паисий Святогорец. Советую почитать. «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».
Текст: Ольга Качаева