6+

«Любую жизненную ситуацию можно использовать для спасения души»

отец Александр Дягилев храм

«Пастырский час»

Протоиерей Александр Дягилев

Прямой эфир: 3 июня 2016 г., 20:30

Вопросы:

  • Я совсем недавно слушаю радио «Град Петров». Вышла на него случайно в первую седмицу Великого поста и так этому обрадовалась. Но с течением времени я все больше и больше разочаровываюсь в вашем радио. Я связана и с искусством, не последний человек, разбираюсь в этом. Так вот, я не понимаю, что это за православное радио, которое вот я недавно слушаю, но меня оно уже раздражает.

 

  • Можно ли слушать радиостанцию «Мария», если игумен Исидор там выступает? А с другой стороны, как поддерживать радиостанцию, которая не исповедует православие во всей чистоте?

 

  • Я хочу спросить Вас как священника, который возглавляет работу с семьями, занимается вопросами материнства и детства. Сегодня я услышала такое сообщение: депутат Мизулина предложила ликвидировать ящики, в которые подкидывают детей и наказывать тех, кто этим занимается. Будьте добры, поясните, пожалуйста, Вашу точку зрения как специалиста по вопросам семьи, материнства и детства. Спасибо.

 

  • Каким образом могли получить статистику о том, что женщины, которые оставляют подкидышей в бэби-боксах и которые убивают своих детей, относятся к разным категориям? Ведь у нас 990 человек из 1000 вообще не знают, что такое бэби-боксы. Я знаю, что за практику бэби-боксов высказывались Геннадий Онищенко, Вадим Тюльпанов, бывший петербургский спикер, а сейчас сенатор. Не могли бы Вы сказать, а точка зрения, в частности, нашего бывшего санитарного врача или спикера нашла какое-то отражение, преломление в церкви?

 

  • Что можно читать, если кажется, что уже все прочитано о вере. Чувствуется наполненность информацией.

 

  • Я была шокирована, когда увидела, как люди делали земные поклоны на Пасху. Меня это смущает.

 

  • Что такое упражнение в молитве?

 

  • Пил ли спиртные напитки Иисус?

 

  • Вопрос по Евангелию от Луки, 16 глава, 1 стих. Притча о неверном управителе. Смысл там такой: собирайте себе друзей богатством неправедным. Не могли бы Вы пояснить это высказывание?

 

  • Тяжело готовиться к причастию в миру. Все развлекает. Каждое говение сопряжено с заботами о семье, рассеянностью ума. Каждый раз хочется подготовиться лучше, успокоить ум. Не выходит. В монастырях хорошо. Там все настраивает на говение. Но нельзя же постоянно по монастырям ездить. До создания семьи ум был сосредоточен в Боге и шел на Причастие с искренним сердцем.

 

  • Спасибо большое за интересную передачу, вот сейчас еду и Вас слушаю. Очень интересные вопросы сегодня. Прозвучала критика в адрес радио «Град Петров». Я с этим не согласен. Радио замечательное. Особенно исторические программы. Слушаю с большим удовольствием. Дай Бог вашему радио дальнейшего развития. Единственное критическое замечание или пожелание: побольше бы таких передач – с возможностью живого общения, как сегодня, чтобы можно было позвонить, задать вопрос.

 

  • Заранее прошу прощения, если вопрос покажется бестактным. Недавно я присутствовал при освящении места постройки будущего храма. Резануло взгляд, когда один уважаемый священник приехал на автомобиле «Ленд Ровер», потом второй священник – на автомобиле «Инфинити». Люди это видят. Наряду с фразами о бессеребреничестве и бескорыстии, некоторые батюшки обеспечены, мягко говоря, очень хорошо. Это, на мой взгляд, искушает людей. Потому что возникает вопрос: вносишь свою посильную скромную лепту и думаешь, куда эта лепта потом пойдет. Как Вы думаете, необходима нашей Церкви, священнослужителям некоторая аскеза, определенный уровень материального обеспечения, выходить за рамки которого не стоит?

 

  • Недавно наблюдала такой случай в храме. Священник отказался причастить мальчика лет 6-7. Я потом задала ему вопрос, почему. Батюшка ответил, что мальчик поел перед службой. Но ведь раньше первые христиане причащались вообще за ужином. А прошло часа два, как мальчик покушал и добрался до храма.

 

Вопрос (1): Батюшка, здравствуйте. Я совсем недавно слушаю радио «Град Петров». Вышла на него случайно. Слушала все время радио «Радонеж» и «Санкт-Петербургское православное радио». В первую седмицу Великого поста нашла вашу радиостанцию. И так этому обрадовалась. Но с течение времени я все больше и больше разочаровываюсь в вашем радио. Я связана и с искусством, не последний человек, разбираюсь в этом. Я не понимаю, что это за православное радио, которое начинает … Вот я недавно  слушаю его, но меня оно уже раздражает. Это не православное радио, Господь простит мне. Вроде как критикой занимаюсь. Вы послушайте свое радио со стороны. Какое же оно православное?  Я знаю, кто его учреждал и благословлял. Он любитель западноевропейской культуры.

Отвечает протоиерей Александр Дягилев: Если кто-то любит западноевропейскую культуру, это  не повод говорить, что он не православный. Я напомню, что в той же Западной Европе в Русской Православной Церкви существует несколько епархий. И среди прихожан наших храмов есть жители Франции, Бельгии, Германии и т.д. И это не значит, что, став православными, они должны отречься от своего языка, культуры. Если на нашей радиостанции звучит музыка западноевропейских композиторов, это еще не повод говорить о неправославности радио. Напомню, что православие – это истинное вероучение, основанное на определенных православных догматах. И то, что православному вероучению не противоречит, назвать неправославным нельзя.

 

Вопрос (10): Тяжело готовиться к причастию в миру. Все развлекает. Каждое говение сопряжено с заботами о семье, рассеянностью ума. Каждый раз хочется подготовиться лучше, успокоить ум. Не выходит. В монастырях хорошо. Там все настраивает на говение. Но нельзя же постоянно по монастырям ездить. До создания семьи ум был сосредоточен в Боге и шел на Причастие с искренним сердцем.

Отвечает протоиерей Александр Дягилев: Евгений, сердечно благодарю Вас за вопрос. Очень интересная тема. И причем то, о чем Вы пишите, мне самому хорошо знакомо. У меня был опыт жизни в монастыре. На каком-то этапе своей жизни я всерьез думал о монашестве и был знаком со многими монашествующими. И я очень хорошо понимаю, о чем Вы пишете. Действительно, когда я был в монастыре, там весь устав, образ жизни настроен на церковный календарь, церковные праздники. И все сделано, чтобы можно было хорошо помолиться, подготовиться. А в семье бытовые вопросы буквально заедают. И никуда от них не денешься. И это наша обязанность, в том числе и перед Богом –  решать эти бытовые вопросы. Особенно если ты мужчина, глава семьи. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене». «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу», – писал апостол Павел.

Но, с другой стороны, а кто сказал, что сам факт, что Вы должным образом решаете бытовые вопросы, делает Вас менее готовым к Причастию? Ведь  Господь Бог видит и знает, какой крест Вам приходится нести. И с того, кому даны условия для подготовки и вычитки Правила, больше и спросится. А к тому, кто несет крест семейной жизни, Господь иначе подойдет. И не стоит думать, что что-то не вычитав или вычитав не столь внимательно, Вы обязательно причащаетесь «в суд и осуждение».

И еще один вопрос. А можно ли вообще подготовиться к Причастию так, чтобы быть к нему готовым? Я считаю, что нет. Как бы мы ни готовились, сколько бы мы ни вычитывали молитв, насколько сосредоточенными мы ни старались бы быть в нашей молитве, сколько бы мы ни постились – мы никогда не будем готовы к Причастию. А если мы начинаем думать, что готовы, то тогда заблуждаемся. В Послании к Галатам у апостола Павла есть такие слова, на мой взгляд, очень важные: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). Если человек спасается соблюдением набора ритуалов, предписанных законом, то Иисусу Христу не нужно было приходить на землю, умирать, воскресать. Если человек был бы в состоянии обрести святость (а я подчеркиваю, что готовыми к Причастию могут быть только святые люди) через свои усилия. Но мы никогда не сможем этого достичь. И мы причащаемся не потому, что подготовились достаточным образом, а мы причащаемся, потому что Господь нас зовет. По смирению, осознавая свое недостоинство. Когда я отдаю себе отчет, что не помолился как следует, иду на Причастие как из огня, прошу Господа принять меня таким, какой я есть, возможно, что Господь откликнется на мое смирение быстрее и поселит в сердце моем радость намного большую, чем у того человека, который все вычитал и с гордостью осознает, что выполнил все правила и имеет право смело подходить к Чаше.

А Вы идете со страхом Божиим.  И так и надо идти, со страхом Божиим и верою. Как я уже говорил, любую жизненную ситуацию можно использовать для спасения души. Должное исполнение своих семейных обязанностей можно воспринимать как выражение любви к Богу и ближнему, а значит, одну из форм подготовки к Причастию. В идеале, вся жизнь, не только момент, когда Вы читаете молитвы, а вся жизнь должна быть непрестанной памятью о Боге и непрестанной подготовкой к Причащению. Об этом много писал преподобный Паисий Святогорец. Советую почитать. «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».

 

Текст: Ольга Качаева

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru