Программа Людмилы Зотовой
«Город и время»
Прямой эфир
Гость: Владимир Линов
Тема: Мосты Петербурга. Передача 3.
— Сегодня мы встречаемся с постоянным участником программ, заслуженным архитектором России Владимир Кузьмичом Линовым. Здравствуйте, Владимир Кузьмич. Наши постоянные слушатели помнят и знают Вас как человека не только любящего и знающего свой город, но и как человека, который активно пытается донести и до нас те моменты, которые могут быть нам интересны, которые, возможно, мы еще не знаем. В последней встрече с Владимиром Кузьмичом, как вы, дорогие друзья, наверное, помните, речь шла о мостах через Мойку.
Да, мы обсудили мосты через Мойку и сегодня можем продолжить разговор. Я предлагаю поговорить о мостах, перекинутых через канал Грибоедова.
Канал Грибоедова как раз начинается от Мойки, начинается замечательным трехколенным мостом, о котором мы уже говорили. Его составляют Мало-Конюшенный мост, Театральный мост и третья его часть заложена камнем, под ней нет судоходства. Канал Грибоедова не всегда вообще-то начинался от этого места. Это был узенький извилистый ручеек, который начинался в болоте, ближе от Мойки к Невскому, где-то примерно в районе нынешнего пешеходного Итальянского мостика. Вот здесь этот ручей вытекал из болота и протекал, извиваясь, дальше. Поэтому речку эту назвали Кривушей. Она криво шла, имела такую трассу. Но в конце XVIII века, даже в 60-е годы XVIII века, было решено спрямить эту речку, превратить ее в канал, соединить с Мойкой. Это была эпоха большого городского строительства при Екатерине Великой, когда начали строить большие гранитные набережные: и набережные Невы, и набережные других рек. Каменные набережные появились и у этого канала, который был назван в честь Екатерины Екатерининским.
Следующий мост после вот этого трехколенного – очень близко от него, прямо около собора Спаса-на-Крови – был, как и многие мосты, сначала деревянным. Потом его перестраивали. Назвали его Ново-Конюшенным. В последнее время, уже в ХХ веке, его перестроили полностью, он стал железобетонным. И в советское время его назвали в честь убийцы царя Александра II, Гриневицкого, мостом Гриневицкого. Но в 90-е годы начались переименования. Мосту было возвращено его историческое имя – Ново-Конюшенный. Он очень широкий, комфортабельный, служит продолжением Конюшенной площади. Но архитектурно сам по себе он мало интересный. И ограда у него тоже не очень выразительная, довольно простого рисунка.
А вот следующий мостик, ближе к Невскому, если двигаться по каналу – это пешеходный Итальянский мост. Место очаровательное совершенно, любимое и жителями, и туристами. Там разные музыканты всегда играют, особенно в летнее время, когда вечерами тепло и светло. Но и сам мостик очень красивый. Маленький пешеходный мостик имеет при этом очень богатую историю. Он сначала был деревянный. Построил его по собственному разумению некий инженер на свои средства. Фамилия инженера – Колпицын. Строя его на свои средства, он думал, что этот мост – полезная вещь, и Городская дума компенсирует ему все затраты. Городская дума выразила благодарность, затраты не компенсировала, он с этим смирился и объявил, что это его подарок городу.
Мост был совершенно не такой, как сейчас. Это все происходило в самом конце XIX века. Мост был высокий, чтобы под ним было удобней проходить судам. Он был выше, чем набережная, поэтому по его краям были две каменные лестницы. Вот такого типа мостов очень мало сохранилось в Петербурге, хотя кое-где они есть. Может быть, мы о них еще вспомним. Но затем этот мост уже в советское время, в середине ХХ века, был полностью перестроен, сделан металлическим пролетным строением, более низким. С очень красивой оградой и фонарями. Замечательные там фонари.
— Это новая ограда?
Это новая ограда и новые фонари. Все они середины ХХ века, но они очень тонко стилизованы под XIX век, очень красивого рисунка. И это не случайно стало любимым местом для фотографирования. И, конечно, вид на Спас-на-Крови этому способствует.
— Итак, Итальянский мост.
Итальянский мост. Почему он Итальянский? Это очень интересная история, следы которой сохранились, прежде всего, в названии Итальянской улицы. Связано это с огромным Итальянским дворцом, но который был совершенно не в этом месте. Он был на Фонтанке, там, где Екатерининский институт или нынешнее здание Публичной библиотеки. На той стороне Фонтанки, напротив которой находится Итальянская улица. Вот на этом месте был огромные дворец, а позади него – гигантские сады, которые тянулись прямо до Лиговки. Они назывались Итальянские сады, были построены приглашенными итальянскими садовниками. Все это было создано в XVIII веке, и в конце века было уже перестроено и ликвидировано. Тогда очень быстро сносили императорские постройки. Вот то, что касается названия Итальянской улицы, которая «стреляла» в этот дворец, и, соответственно, Итальянского мостика.
Надо, может быть, вспомнить, что около этого мостика есть очень красивое здание, бывшее здание Ордена иезуитов. Построено оно итальянским мастером Луиджи Руска. Это один из моих любимых петербургских архитекторов. Он очень много строил в Петербурге. При этом он был человек скромный, и в истории архитектуры не стоит на подобающем месте, на таком, как Карло Росси, или Ринальди, или Кваренги.
— Считается мастером второго плана.
Да, как бы второго ряда. А вообще-то Луиджи Руска очень много сделал для нашего города, я всегда его вспоминаю в разговорах с благодарностью.
Движемся дальше по каналу Грибоедова. Следующим будет Казанский мост, там, где канал пересекается Невским проспектом. Прежде всего – это очень широкий мост. Когда ты движешься по Невскому проспекту, то совершенно не замечаешь, что ты вышел на мост. Он имеет ширину такую же, как проспект, даже немножко большую: боковые части моста шире застройки Невского в этом месте. Мост выложен весь из камня, он строился с самого начала как каменный мост. Ну, если не считать деревянные мосты, которые были в самом начале XVIII века, когда Невский проспект еще не был проспектом, а был дорогой, першпективой. А так как мост строился уже в конце XVIII века, то его уже строили из гранита. Любопытно, что о нем часто говорят как о самом низком мосте. И действительно, если присмотреться к движению катеров по воде, то видно, что под Казанским мостом запрещено движение катеров. Он настолько низкий, там такая низкая арка над водой, что малейшее повышение уровня воды в реках и каналах уже представляет опасность для прохода в этом месте. Ну и просто в ширину даже там большие прогулочные туристские катера не помещаются. Такое очень узкое и глухое это отверстие. Больше, пожалуй, он ничем особенным не интересен, кроме того, что он такую хорошую площадь представляет перед Казанским собором. Казанский собор – большая постройка. А Казанский мост является, как бы, частью этой площади, и то, что он такой широкий, это очень удачно.
— Вероятно, он был очень дорогим в исполнении. Почему бы было не сэкономить и не сделать мост поуже?
Ну да. Но, тем не менее, задачи были не только экономические, но думали также и о другом. Казанский собор тогда еще не был построен на этом месте, нынешний Казанский собор. Но, тем не менее, строительство в Петербурге всегда велось с большим размахом. И пространства, которые создавались, в том числе и на Невском проспекте, сразу проектировались очень большими. Так что вот сделали его таким широченным. Конечно, тогда это не было вызвано потребностями в движении.
— Зато сейчас автомобилисты могут с благодарностью отметить ширину этого моста.
Да, сейчас это очень хорошо оказалось. Ну, понятно, что название Казанского моста происходит от названия Казанского собора, а название Казанского собора – от знаменитой Казанской иконы Божией Матери, которая там находится.
Следующий мост – очень интересный, потому что он пешеходный и очень красивый. Причем настолько красивый, что, можно сказать, он уникальный в мировом масштабе. Это Банковский мост. Банковский мост – потому что рядом находится здание ассигнационного банка, построенного Кваренги. И мостик как раз расположен по оси главного входа в этот банк. Мостик уникален прежде всего потому, что он с крупными скульптурами. Это огромные четыре фигуры крылатых львов, которые называются грифонами. Иногда, кстати, грифоны бывают не с львиными головами, а с орлиными головами. И таких грифонов в Петербурге тоже полно. На фасадах зданий, например, есть такие грифоны. Вот я знаю на улице Пестеля, да и в других местах есть такие. В данном случае грифоны – львы с крыльями. Ну, существа, конечно, мифологические, которые являются хранителями богатств, сокровищ. Можно считать, что тут они уместны, потому что банк – это как раз место, где хранятся сокровища.
У этих мостов замечательная конструкция. Они подвесные. Создается впечатление, что львы держат в своей пасти такую металлическую цепь. Ну, это не цепь, а стержень, к которому подвешен, собственно, мостик. На самом деле, подвешен этот стержень к треугольным опорам, которые находятся внутри фигур. Проектировал и построил этот мостик немецкий инженер. Не архитектор, а инженер Вильгельм Треттер. Второй мост такого же типа мы видим дальше по каналу Грибоедова. Это Львиный мост, но он значительно дальше по каналу. Итак, это мост висячего типа, который был построен в начале XIX века, примерно в 20-е годы. Фигуры эти выполнял профессиональный скульптор Соколов. Это очень крупный скульптор начала XIX века, который в городе много работал. Они выполнены из чугуна. Это не сталь и не бронза, а чугун. В этом есть свои плюсы, потому что это подешевле. В данном случае экономили. Но есть и свои минусы, потому что чугун – не очень прочный материал. Он подвержен образованию трещин, и, действительно, эти фигуры очень часто приходится лудить, починять и покрывать защитным слоем. Защитный слой быстро стирается от дождей и, к сожалению, от туристов, которые очень любят забираться на эту фигуру и там фотографироваться.
— То есть, лучше этого все-таки не делать, да?
Конечно. Памятники такую нагрузку не выдерживают и они на это не рассчитаны. Вот уникальность этого моста бросается в глаза. Крылья грифонов позолочены. Канал в этом месте изгибается, поскольку он весь кривой, как мы уже говорили. Мостик находится на изгибе канала, и это придает такую вот мягкость пейзажу и ландшафту. Мягкость, которая очень нужна в Петербурге, где, в основном, улицы прямолинейные, планировка регулярная, и канал, конечно, играет особую роль в городской среде, в центре Петербурга. Он является вот этим смягчающим элементом, таким лирическим. Для меня канала Грибоедова во многом похож, не по форме, а по своей роли в городе, на канал Сен-Мартен в Париже. Это тоже очень романтичное место, но совершенно по-другому сделанное. Там шлюзы, там пешеходные мостики очень высокие, но они тоже придают какое-то очарование и мягкость планировке Парижа, где также много таких жестких планировочных элементов.
— Да. Но в Париж, может быть, не все наши слушатели смогут в ближайшее время попасть, а вот на канале Грибоедова сейчас есть такая счастливая возможность посмотреть еще раз на эти мостики. В частности, на Банковский мост, который, действительно, является одним из знаковых мест города. Я так думаю. Довольно часто этот мост в фильмах показывают. Если художественные фильмы делают в нашем городе, то часто этот мостик мелькает, и сразу Петербург узнается.
Да, это как Эйфелева башня. Я бы сказал, что, действительно, этот мост с грифонами, Банковский мост – такой же символ Петербурга, как башня Адмиралтейства, как Петропавловский собор, например, или как арка Главного штаба. Это одно из самых узнаваемых мест, как знак Петербурга.
— Да. И мы, живя в этом городе, порой проходим мимо, и в своей суете, в заботах не замечаем таких мест, в частности, и этого мостика. Как-то мы уже к нему привыкли и не останавливаемся, не замечаем, насколько гармонично и красиво он смотрится в нашем городе. Поэтому, наверно, одна из целей нашей передачи – обратить внимание на такие места, вспомнить их и, может быть, там остановиться, постоять немного и подумать.
Да, вспомнить о нем. С этим мостиком связана одна проблема. Можно присмотреться к деревьям, которые растут около него. Вот как раз со стороны нынешнего Финансово-экономического университета, то есть бывшего ассигнационного банка, там около моста когда-то были посажены тополя. Тополя растут очень быстро, и два тополя, которые здесь росли, около самого моста, во-первых, своими корнями стали повреждать набережную, как раз в том месте, где мост примыкает к набережной. Во-вторых, угрожать падением. Потому что тополя достигают колоссальной высоты годам к семидесяти. До ста, во всяком случае, они стоят, а после того они могут рухнуть. Один из тополей уже спилен, слава Богу. Он, видимо, уже действительно угрожал падением, был весь трухлявый. А второй все еще стоит. И, конечно, для этого места непросто придумать, какое дерево здесь могло бы быть уместно. Ликвидировать совсем деревья тут было бы обидно, потому что здесь изогнутая трасса канала, и дерево очень уместно в этом пейзаже. И структура ствола древесного с ветками и масса зелени как фон для грифонов хорошо подходят. Вот это серьезная проблема художественного плана. И я об этом говорю потому, что в городской среде не только архитектурные сооружения важны, а важны все детали, в том числе и деревья, и зеленые насаждения другие, и иногда вертикальное озеленение, которое когда-то в Петербурге применялось довольно широко: вьющиеся растения по фасаду. А сейчас практически полностью исчезло. А вот в XIX веке это было очень популярным способом озеленения города.
— Даже не верится. Это больше характерно для южных городов.
Нет, этого в Петербурге было довольно много. Последние следы этого можно видеть до сих пор, но буквально уже следы, на Марсовом поле, на здании, в котором сейчас расположен университет культуры. Это бывшее австрийское посольство, по-моему. Вот там, с того фасада, который выходит на Марсово поле, росло несколько лоз дикого винограда. Они были столетней древности, а, может быть, и старше. Очень толстые стволы, которые вились по фасаду. Но при ремонте фасада они были уничтожены, а решеточка, где они вились, еще осталась.
Если дальше двигаться по каналу Грибоедова, то дальше будет такой капитальный транспортный мост в створе Гороховой улицы. Называется он очень просто: Каменный мост. О нем часто говорят как о первом в Петербурге мосте из камня. Но когда я готовил эту передачу, я видел упоминания многих мостов в качестве самого первого каменного моста. Но вот этот, во всяком случае – один из старейших.
— Владимир Кузьмич, пошла последняя минута эфира. Итак – Каменный транспортный мост через канал Грибоедова. Мы на нем, наверное, закончим передачу.
Да, мы на этом мосту остановимся. Самая интересная история случилась с ним в конце XIX века, когда члены партии Народной воли заложили бомбу под этот каменный мост, с целью покушения на Александра II. Покушение не удалось, потому что полиция узнала о нем заранее, изменила маршрут движения императора. И уже после гибели императора, в 1881 году, только тогда из-под этого моста извлекли семь пудов динамита. Я напомню, что пуд – это 16 килограммов. Поэтому там было больше сотни, наверное, килограммов динамита. Но вот взрыв, слава Богу, не состоялся.
— И будем надеяться, что сейчас там динамита не осталось, и опасности там нет.
Да, он весь извлечен.
— Ну что же, наша передача закончена. Сегодня мы продолжали с Владимиром Кузьмичом Линовым говорить о мостах нашего города. Мы почти весь канал Грибоедова прошли и, наверное, в следующей передаче мы продолжим разговор о мостах. Нам еще есть о чем поговорить. Спасибо Вам, Владимир Кузьмич, спасибо всем, кто нас слушал. До свидания.