Фото: Станислав Марченко
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Беседы на Евангелие от Матфея
С 10 ноября 2015 г.
По вторникам в 21.40, повторение в среду в 15.10
«Мы будем заниматься Евангелием от Матфея. Это первая книга в составе канона Нового завета, первое из четырех Евангелий. И, как первое, оно естественно всегда вызывало повышенное внимание и читателей, и толкователей. Каждый человек, открывая Новый завет, попадает на первую страницу – то есть на Евангелие от Матфея. С него-то все и начинается. Кроме того, влияние этого Евангелия на богословие и на богослужение всегда было больше, чем влияние других Евангелий. Достаточно вспомнить хотя бы «Блаженны». Помните? «Блаженны нищие духом…» Каждый день эти «блаженны» читаются или поются в храме. Или молитва «Отче наш», без которой не обходится ежедневная жизнь никакого верующего.
Дискуссия с иудейством, какую вела Церковь во второй половине первого столетия, сводилась к решению основного вопроса – о наследии Израиля, о его настоящем и будущем в свете вести об Иисусе как о Мессии, как о Христе. Согласно Матфею история Израиля в Иисусе достигла своей цели: родившийся от Марии и названный Христом Иисус был не только тем последним пророком, которого обещал Израилю Моисей; этот Иисус был также Сыном Божиим. Он – Эммануил, что значит «С нами Бог», говорит о Нем Матфей в самом начале своего Евангелия. А в самом конце этого Евангелия люди у Креста говорят: «Воистину Он был Сын Божий». И, наконец, Сам Господь Иисус уже в последней строчке Евангелия говорит Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века». Итак: «С нами Бог», «Он – Сын Божий», «Я с вами». Это означает, что с Иисусом сначала для Израиля, а потом для всех народов началась новая жизнь или, как сказано в Евангелии, «приблизилось Царство Небесное». Задача евангелиста Матфея сделать эту благую весть о том, что Царство Божие уже здесь, понятной на фоне религиозной истории Израиля. Мы увидим, как много цитат из Священного Писания Ветхого завета в этом Евангелии. И кто не слеп – в этом у Матфея нет сомнения – тот, читая его Евангелие, поймет, что в жизни и деяниях Иисуса Бог исполнил все Свои прежние спасительные обетования, то есть сдержал и осуществил их. Вот это стремление сделать понятной новую весть Иисуса Христа объясняет учительный стиль Евангелия от Матфея – гораздо более учительный, чем, скажем, Евангелия от Марка. Это стиль, который требует от читателя вдумчивости и размышления».
Слушайте беседы архимандрита Ианнуария (Ивлиева) из цикла «Священное Писание Нового завета. Евангелие от Матфея» каждый вторник в 21.40 с повторение в среду в 15.10.
В цикле планируется около 90 бесед.