6+

«Медный всадник» Пушкина. Смысл произведения

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Петр Александрович Сапронов, культуролог, доктор наук, ректор Института богословия и философии

Тема: «Медный всадник» Пушкина. Смысл произведения

Эфир: 24 февраля 2024 г.

АУДИО

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

 

Марина Лобанова:

Убеждалась раз за разом, что даже люди, которые признаются в обожании Пушкина, более того, считают, что Пушкин – часть их идентичности, – не понимают смысла поэмы «Медный всадник». Стихи красивы, кто ж спорит. Образы поэтические – прекрасны и всем известны. В чем смысл сюжета – вызывает затруднение. А говорят, что это наш «культурный код»…

 

Три главных героя

 

Петр Сапронов:

Очень отягощает разбор этого произведения то, что по его поводу существует огромное (говорят обычно «необозримое») множество литературы. Не знаю как насчёт необозримого множества, и тем не менее, собственно, очень многое сказано по поводу «Медного всадника», самого разного качества, уровня, в разных аспектах. И моё рискованное предприятие – это попытка договорить то, что по поводу «Медного всадника» остаётся недоговоренным. Вот это моя такая будет сейчас задача.

В стороне остаётся соотнесённость не двух, а трёх начал.

 

Марина Лобанова:

Всегда казалось, что главных героя два – Евгений и Пётр, точнее, памятник Петру.

 

 

Петр Сапронов:

Да это, имперское величие, да, это маленький человек, а третье – это Нева. Неве посвящены, может быть, не самые лучшие, но из самых лучших строк в этой поэме.
И вот если присутствует Петербург, персонифицированный Петром, имперский Петербург, присутствует Евгений, присутствует Нева… то их столкновение будет носить совсем другой смысл, чем мы к этому привыкли.
Мы привыкли, что есть Пётр, который «кумир на бронзовом коне», мы привыкли к этому противостоянию его и «маленького человека» Евгения. Но при этом мы как-то забываем, что есть у Пушкина и такие строки:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия

А дальше самое главное:

Да умирится же с тобой
И побежденная стихия

Пушкин возвеличивает Петра, почти сакрализует его фигуру, и противопоставляет его побеждённой стихии. Петр и стихия, петровский Петербург и стихия – это ведь тема, которая как минимум не менее значима, чем Пётр и Евгений. Не менее значима, потому что то, как описана эта самая стихия – это грандиозно:

Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной

А потом что будет:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…

Осада! приступ!

Вот восстание Невы против Петербурга.

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.

 

Но есть ещё и Евгений, к чему мы больше всего привыкли, потому что вот эта дихотомия, Пётр и Евгений, обычно в центре нашего внимания. И если Нева – это бурный протест, это мятеж, это какой-то взрыв хаоса в отношении Петербурга, то и Евгений – тоже тот же самый мятеж, тот же самый бунт русский – бессмысленный и беспощадный.
Вот эти знаменитые страшные сроки:

«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..»

Такие же мистически ужасные строчки у Пушкина могу вспомнить разве что в «Борисе Годунове». Вот эта знаменитая сцена на Красной площади, где идёт царь Борис Фёдорович Годунов со своей свитой и к нему вдруг обращается вот этот Николка в своей такой железной шапке: «Борис, Борис! Николку дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича».

Мальчишки
Николка, Николка — железный колпак!..тр р р р р…

Старуха
Отвяжитесь, бесенята, от блаженного. — Помолись, Николка, за меня грешную.

Юродивый
Дай, дай, дай копеечку.

Старуха
Вот тебе копеечка; помяни же меня.

Юродивый
(садится на землю и поет)
Месяц светит,
Котенок плачет,
Юродивый, вставай,
Богу помолися!

Мальчишки окружают его снова.
Один из них
Здравствуй, Николка; что же ты шапки не снимаешь? (Щелкает его по железной шапке.) Эк она звонит!

Юродивый
А у меня копеечка есть.

Мальчишка
Неправда! ну покажи.
(Вырывает копеечку и убегает.)

Юродивый
(плачет)
Взяли мою копеечку; обижают Николку!

Народ
Царь, царь идет.

Царь выходит из собора. Боярин впереди раздает нищим милостыню. Бояре.

Юродивый
Борис, Борис! Николку дети обижают.

Царь
Подать ему милостыню. О чем он плачет?

Юродивый
Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

 

Вот такая ласка, такая ухмылка, такое мистически ужасное обращение, в нём приговор, в нём насмешка, в нём что-то бесовское просыпается, даже не понятно: вдруг Николка –ухмыляющийся бес? То ли это реакция на бесовство самого царя Бориса Фёдоровича? Чудовищные, почти непереносимые строчки.
А вот это: «Ужо!» – пушкинское? «Ужо тебе!» – и причём «злобно задрожав». Понимаете, это же по-своему также мистически ужасно, потому что здесь какой-то… мы его не замечаем – какой-то напор, мгновенный пускай, он скоро исчезнет, какой-то напор маленького человека на олицетворение Петербурга во всём его величии, на «строителя чудотворного».
Нева нахлынула, Нева затопила Петербург, он исчез под водой почти что на сутки, и здесь вдруг – угроза такая. А со стороны кого? Со стороны ну совсем-совсем маленького человека… И вдруг такое остервенение, такой взрыв, уже не просто негодование, а как невские волны – что-то мощное вроде бы надвигается.

 

 

Петербург – не для маленького человека

 

И вот в этой связи я обращу ваше внимание на эпизод, как во время наводнения является нам Евгений:

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений…

Видите, этот образ очень пугающий такой. … И это некая пародия на Медного всадника. … Да, Пётр на коне и Евгений на льве – это две противосилы. Одна ринется на другую и та сила, которая ринется, которая создаст эту ситуацию борьбы, это противостояние – это будет та, которая стоит за Евгением. И это может показаться смешным, эта пародия и снижение образа Петра Великого, но, вы знаете, пародия и снижение зловещие.

Но в сторону Невы Евгений никаких упрёков, никаких отрицаний не высказывает, Нева для него как бы не существует в качестве источника того необратимо страшного несчастья, которое с ним произошло.

И если Нева не входит в число губителей его незамысловатого счастья – что-то здесь не то.

 

Маленький человек до каких-то грандиозных размеров может раздуться. В этой связи вспоминается неизбежно гоголевская «Шинель», Акакий Акакиевич Башмачкин…

 

Космос и хаос, империя и стихия

Какой-то тайный, может быть, никем не сознаваемый союз Евгений заключает с Невой, заключает союз против Петра. Потому что Нева, стихия хаоса – это то, что единственное может разрушить Петербург. Вот эта стихия хаоса, ничего не различающая, всё губящая – вот это то, что теперь подавай Евгению. … Пушкин почувствовал и предощутил возможность союза маленького человека с Невой.
Петербург – не для маленького человека. Нева одета в гранит, она усмирена, маленький человек ничтожен, его можно не замечать. И вот маленький человек и Нева вдруг заключают тайный союз. И в каком смысле? Теперь маленький человек должен внутренне возрасти и стать для Петербурга Невой. И самое поразительное, что, в общем, союз этот действительно произошёл. Пушкин провидел то, что произойдет с Петербургом всего через несколько десятков лет.

Великий из великих русских поэтов, великий из великих русских писателей увидел Петербург и маленького человека и ощутил, что здесь какая-то бездна разверзается.

Революционные массы на Дворцовой площади – вот такой наш с вами коллективный Евгений.

 

Марина Лобанова:

Огромная толпа маленьких людей идет к Медному всаднику… Заполняют всю Дворцовую площадь…

Петр Сапронов:

И заполняют они площадь как Нева, которая разлилась. Стихия бунта – это стихия Невы, это бесформенность, это разруха… они овладели Петербургом.
И Петербург сегодня… Петербурга нет, Петербург сегодня не существует. То есть как «не существует»? Он есть как памятник культуры, он есть как великое прошлое. Но в Петербурге чего сегодня (и уже достаточно давно) нет? В Петербурге нет петербуржцев.

И не зря за этим ничтожеством Евгением скакал Пётр на вздыбленном коне: за ним будущее, за ним победа – за Евгением.

 

 

Марина Лобанова:

Для читателей ещё в чём проблема восприятия – вообще-то Евгений не отрицательный персонаж, он, что называется, хороший человек, обычный простой человек, без каких-то пороков. И вот так ужасна его судьба у Пушкина.
В следующей беседе поговорим о «Евгении Онегине». Два главных героя, опять – «хорошие». Опять, кстати, Евгений, и нельзя о нём сказать, что он отрицательный, нет, вполне положительный герой, и Татьяна, конечно, положительная героиня. А счастья снова им не будет.

Мой собеседник – выдающийся современный культуролог, ректор Института Богословия и Философии Петр Александрович Сапронов, автор нескольких фундаментальных для современной российской культурологии книг, среди которых «Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры», «Русская философия», «Власть как метафизическая и историческая реальность», «Реальность человека в богословии и философии», «Русская культура IX-XX вв.», «Россия и свобода», «Словарь ключевых понятий христианского богословия», «Русская литература XIX века и культурные доминанты русского мира», «Мифология секулярной культуры».

Санкт-Петербургский Институт Богословия и Философии проводит набор на курсы дополнительного образования по направлениям Теология (Православное богословие) и Культурология (Русская культура в контексте мировой культуры). Занятия будут проходить два раза в неделю в вечернее время. Адрес Института: Санкт-Петербург, Миргородская улица, дом 1, Просветительский центр при Феодоровском соборе. Это для тех, кто собирается повышать свое образование, общегуманитарное и христианское, очно. Учиться заочно или онлайн возможность тоже есть. Дополнительная информация – на сайте Института богословия и философии.

 

 

См. также:

Пушкин как религиозная проблема

«Мы думаем одно, а видим совершенно другое». Лекция Петра Бухаркина о религиозном смысле творчества Пушкина (из архива радио «Град Петров»). АУДИО

Гибель Пушкина-политика

«Пушкинское пророчество сбылось: империя погибла и погибла в той ситуации, какую он предсказывал». Яков Гордин о смерти Пушкина (из архива радио «Град Петров»). АУДИО

Кто способен оценить человека? И зачем постоянно расти над самим собой

«Мы с вами живем в ситуации, где бездарность господствует почти всеобщая». Беседа с культурологом Петром Сапроновым, ректором Института богословия и философии, о том, что человеческое достоинство не сохранить, если постоянно не возделывать. Часть 2. Эфир 6 июля 2024 г. АУДИО

Подлинное человеческое достоинство

«И не только зря растратишь,/Жемчуг свиньям раздаря,/Но еще к нему доплатишь/Жизнь, погубленную зря». Беседа с культурологом Петром Сапроновым, ректором Института богословия и философии, о достоинстве человека: ум-глупость, талант-бездарность, честь-бесчестье. Часть 1. Эфир 29 июня 2024 г. АУДИО

Русская икона Троицы – величайшая из христианских икон

Как изображена Троица у Данте и у Рублёва? Об иконе Троицы письма преподобного Андрея Рублева размышляет культуролог Петр Сапронов. Эфир 27 мая 2023 г. АУДИО

Свобода в России

В программе «Встреча» продолжаем беседу на тему свободы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым. Часть вторая. Эфир 10 сентября 2022 г. АУДИО

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

«Курс петербурговедения – самый сложный из всех, что я когда-либо подготовил в культурологии»

В программе «Возвращение в Петербург» ректор Института богословия и философии выдающийся современный культуролог Петр Сапронов размышляет о культурологии Петербурга. Часть 2. Эфир 9 августа 2021 г. АУДИО

Имя, судьба, архитектура. К 30-летию возвращения названия Санкт-Петербургу

В программе «Возвращение в Петербург» ректор Института богословия и философии выдающийся современный культуролог Петр Сапронов размышляет о культурологии Петербурга. Часть 1. Эфир 26 июля 2021 г. АУДИО

Что такое культурология

Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

Где получить богословское образование

«Концепция была исходно очень важная, очень точная: встреча церкви и культуры, живого образования в классическом смысле слова, которое уходит корнями еще в античную традицию, проходя через все эпохи». О 30-летии Института Богословия и Философии. Гость программы «Встреча» – литературовед, культуролог Елена Евдокимова. Эфир 17 сентября 2022 г. АУДИО

«До конца жизни человека сопровождает эта опасность – оценить себя мелко»

«Человек все время должен быть собой, о нем замысел такой – чтобы он состоялся. Человек бежит от этого, от себя – бежит в толпу». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Тема: культурология пошлости. Часть 2. Эфир 10 декабря 2022 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru