«Читательский клуб»: читаем и обсуждаем
Рюноскэ Акутагава. Бататовая каша
«Читательский клуб» на радио «Град Петров» приглашает открыть для себя новые книги или перечитать давно знакомые и любимые вместе с участниками клуба – студентами Русской Христианской Гуманитарной Академии Натальей Дынниковой, Германом Журавским и Евгением Масловым и филологом и философом Мариной Михайловой.
Г.Журавский:
Мне показалось, что Акутагава как знаток и любитель русской литературы ставит перед собой задачу: написать альтернативную «Шинель». Что было бы, если бы Акакий Акакиевич не утратил бы свою шинель? И не просто не утратил свою шинель, а если бы ему сшили десяток таких шинелей? Таким вопросом задается Акутагава. Это, конечно, очень приятно лично мне – просто как русскому человеку, что на другом конце света, в Японии, знают и любят Гоголя, Чехова… И не просто знают и любят, но и пишут, как это сейчас называется, «римейки». Меня просто гордость за отечественную литературу берет. Вот есть такой японский Акакий Акакиевич, живет он бедно, одиноко, служит такую же никому не нужную службу, подвергается унижениям со стороны сослуживцев… В общем, все то же самое, но перенесено на японскую почву. И при этом у него есть мечта – простая мечта простого человека. Он живет так бедно, что у него мечта хотя бы раз в жизни от пуза поесть бататовой каши, каши из сладкого картофеля. Ему однажды понравилась бататовая каша, и он сделал ее для себя какой-то самоцелью.
Н.Дынникова:
Я всегда радуюсь, когда есть возможность познакомиться с чем-то неевропейским, потому что когда встречаешься с искусством восточным, то можешь понять это только как человек – потому что и он человек, и я – человек. И только на этом уровне мы можем с ним соединиться. Но какие-то вещи я как неяпонец не могу понять совершенно.
Е.Маслов:
Мне кажется, персонажей этого рассказа и нельзя оценивать с нашей привычной точки зрения. Часто это непонятная нам, «неевропейская» мотивация. И в итоге это получается совсем никакой не японский Акакий Акакиевич, ни на секунду! Это рассказ о другом. Важно понять разницу. Европейский человек, вдруг получив желаемое, даже сверх меры, просто в сказочном количестве, скорее всего, был бы разочарован – «я был счастлив только тогда, когда у меня была мечта…» Но здесь персонаж не разочаровывается. Он встречается с тем, что в сказках пытается описать человек – сказочным богатством, и обретает полноту и покой.
М.Михайлова:
Мне кажется, что Акутагава здесь оставляет в стороне тему «маленького человека» и говорит о человеке вообще. Потому что мечта иметь шинель или съесть целый котел бататовой каши – а чем это, собственно говоря, отличается от желания, скажем, подняться на социальном лифте или написать великую научную работу? Все наши желания находятся более-менее в горизонте бататовой каши… Но неужели я пришел в эту жизнь, чтобы исполнять какие-то свои мелкие желания? Человека спрашивают: чего ты хочешь от жизни? Бататовой каши? Вот тебе эта каша в размерах просто титанических! И вот тут он понимает, что эта каша вообще ему не нужна. Ни в каком количестве. Потому что нужно совсем не это.
Н.Дынникова:
Все равно это история про каждого из нас – как нам эту бататовую кашу преодолеть. А нам же надо ее съесть. Если не съедим – не узнаем и все остальное?
Г.Журавский:
Неужели то, что нам казалось самым классным в нашей жизни – это всего лишь бататовая каша?!
«Читательский клуб» в эфире еженедельно по пятницам в 21.40 с повторением в субботу в 15.00.