Программа Марины Михайловой
«Родная речь. Второе чтение»
Тема: Н.С.Гумилев. Ворота рая
АУДИО + ТЕКСТ
Приглашаем перечитать великие строки русских поэтов разных эпох и поразмышлять над ними вместе с автором и ведущей программы филологом и философом Мариной Михайловой.
Не семью печатями алмазными
В Божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.
Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох, и больше ничего,
Возле – нищий, словно гость непрошенный,
И ключи у пояса его.
Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.
Все мечтают: «Там, у Гроба Божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час».
Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Петр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог.
1908 г.
Это стихотворение показывает нам удивительную реальность Царства Божьего, которое присутствует среди нас. «Царство Божие внутри вас есть», говорится в Синодальном переводе Евангелия. Но по-гречески, как известно, это выражение может пониматься двояко – не только внутри вас как в глубине вашей души, хотя это тоже очень понятно, потому что, действительно, Бог – это основа нашей жизни, хотим мы этого или не хотим, знаем об этом или не знаем, но Бог говорит в глубине нашего сердца. Но есть и другое значение этого выражения: «Царство Божие посреди вас». То есть Царство Божие уже здесь. Оно как закваска, оно как зерно, которое уже брошено в землю и растет. Мы не видим закваску в тесте и мы не видим горчичное зерно в земле – но рост уже начался. Царство уже пришло – но пока еще невидимым образом. И в этой ситуации возможно такое, что человек хочет Царства, но не видит его.
Вот рыцари и латники, которые стройной вереницей под пение боевых труб проходят по дороге – это «медленное чудище», как говорит поэт. Им кажется, что для того, чтобы войти во врата райские, нужно, например, Гроб Господень отнять у нечестивцев. Нужно создать христианское королевство на Святой Земле, и там сила и слава откроют им ворота рая. Так они думают – и проходят мимо настоящих райских врат.
Гумилев удивительным образом улавливает красоту простой жизни, которая в Евангелии является одной из доминант; красоту смирения, красоту бедности, неприметности. Если ты хочешь быть первым, тебе не нужно брать блистающее оружие и отправляться на ристалище. Тебе нужно быть скромным и нищим; тебе нужно подойти к такому же скромному и нищему – потому что святые Божии такие же, как Сам Господь, а Он не имел, где приклонить главу.
Стихотворение Гумилева при всей своей простоте, скромности и смирении показывает нам некую трагедию христианской цивилизации, которая уклонилась на ложные пути. Иногда нам кажется, что мы движемся к раю. На самом деле мы гонимся за химерами и проходим мимо дверей райских. А двери эти – рядом с нами.
…
Слушайте программу «Родная речь. Второе чтение» в четверг и в пятницу в 11.45, а также в субботу в 12.40.
…
См. также:
В программе «Родная речь. Второе чтение» философ и филолог Марина Михайлова читает и комментирует стихотворения Николая Степановича Гумилева.