Программа Марины Лобановой
«Книжное обозорение»
Книга: Аристотель Папаниколау. «Мистическое как политическое. Демократия и не-радикальная ортодоксия»
Гость: Андрей Владимирович Шишков
Эфир: 14 ноября 2021 г.
Часть 1
АУДИО
Андрей Шишков: «Я, наверное, стал первым, кто начал преподавать политическую теологию в России».
Марина Лобанова:
Андрей Владимирович, скажите, вас как специалиста по политической теологии обрадовало, что книга, которая называется «Мистическое как политическое» вышла на русском языке?
Андрей Шишков:
Да, я считаю, что это важное событие в интеллектуальной жизни богословской в России. Я знаю лично Аристотеля Папаниколау очень давно, и сейчас я участвую в одном международном проекте, которым он руководит, посвященном православию и правам человека. И надо сказать, что даже вот для православной политической теологии, наверное, вот эта книга Папаниколау – единственная, я бы сказал, единственная, где дан такой систематический подход к политической теологии. Понятное дело, что появляются время от времени книги, где рассматриваются какие-то разные аспекты богословского осмысления каких-то отдельных политических феноменов, но вот так, чтобы предлагался какой-то богословский метод… наверное, я бы другой никакой такой книги из современных православных книг по политической теологии не назвал.
Есть еще книга Панделиса Калаицидиса «Православие и политическая теология», но, на мой взгляд, в ней больше уделено внимания историческому аспекту. А вот именно теологическая книга – это вот книга Аристотеля Папаниколау. Поэтому очень важно, что ее перевели. И на самом деле перевод очень хороший. Мой коллега, Александр Кырлежев, с которым мы проработали вместе больше 10 лет в Богословской комиссии, сделал, в общем, замечательный перевод, и спасибо, что Киевское издательство «Дух и литера» его издало.
Марина Лобанова:
Раз вы знаете автора лично, расскажите немного о том, что это за человек. Современный православный богослов, который является автором этой книги.
Андрей Шишков:
Надо начать с того, что Аристотель Папаниколау это американский православный богослов греческого происхождения. Насколько мне известно, отец у него священник, то есть он из священнической семьи. И он работает сейчас в университете Фордема в Нью-Йорке, это католический университет, иезуитский. На самом деле ирония заключается в том, что сегодня православная теология лучше всего на Западе развивается либо в светских университетах, либо в иноконфессиональных университетах, поскольку там нет как бы идеологических ограничений, таких, которые есть в православных университетах, связанных с подозрениями возможной неправославности. То есть светские и католические университеты для православных сегодня дают возможность заниматься теологическими исследованиями с учетом принципа академических свобод. И, конечно, для православной среды Аристотель – он такой либеральный богослов, хотя я бы, наверное, так не сказал, он просто как бы центрист такой, умеренно консервативный, умеренно либеральный, но на фоне всех остальных он выглядит более либеральным, потому что он свободно высказывается, потому что он в своей книге, в частности, защищает демократию, защищает принцип прав человека, которые, в общем, многими православными богословами считаются чем-то несовместимым с православием. В Фордемском университете Аристотель и его друг и коллега Джордж Демокопулос (Георгий Демокопулос), тоже американский богослов православный греческого происхождения, они организовали Центр православных исследований, на самом деле не так давно, даже 10 лет не прошло, и этот центр за очень короткое время стал одним из ведущих в США. И во всем мире он считается одним из ключевых центров православного богословия. У них очень большая издательская программа, много молодых исследователей, они постоянно проводят конференции, у них есть сейчас большой проект про православие и права человека. Вот этот тандем, Папаниколау и Демокопулос, показал себя очень успешным, они очень быстро нашли спонсоров, поскольку они предлагали действительно актуальную теологию и, более того, актуальную для общественно-политического контекста, который в Америке довольно сложный, разнообразный, в силу специфики религиозной американской. Если Джордж Демокопулос – он такой больше организатор науки, хотя и очень неплохой исследователь, историк Церкви, то Аристотель здесь, в данном случае, он такой как бы теоретик и главный стратег этого центра. Это довольно важное место на карте мирового богословия, а уж на карте православного богословия это один из ключевых центров.
Марина Лобанова:
У этой книги, которая вышла в переводе Александра Кырлежева, есть предисловие автора к русскоязычному изданию, где Аристотель Папаниколау предполагает, что эта книга именно в России и Украине, в странах пост-коммунистических, будет интересна и актуальна. Почему автор считает, что именно для пост-коммунистического православного читателя это будет интересно?
Андрей Шишков:
Я думаю, что, в первую очередь, это связано с тем, что поскольку у православных в наших краях во времена Российской империи или Советского Союза не было опыта жизни в демократических обществах, поэтому не было рефлексии относительно того, сочетается ли православие с демократией, как оно сочетается, почему можно считать демократию вполне себе хорошей формой правления для православного. У нас существует множество стереотипов, особенно сильны они были в девяностые годы, как только вот развалился Советский Союз, связанные с тем, что православный должен быть обязательно монархистом. Это было связано с тем, что православные, после того, как они получили свободу вероисповедания, они взялись активно отстраивать церковную жизнь, а где брать ее примеры? А примеры все находятся в дореволюционном времени. А в дореволюционном времени не было никакой демократии, совершенно другое общество было, совершенно другая форма правления. Но при этом никаких стратегий мыслить себе какую-то форму правления у православных вот здесь, в России, практически не было. Почему практически, потому что, конечно, все-таки в русской эмиграции эта работа шла, но тоже она была там достаточно фрагментарно. Если интересно, можно об этом немножко поговорить чуть позже. И поэтому у православных даже не было языка, богословского языка, на котором можно было бы осмыслить вот эту самую новую пост-коммунистическую ситуацию.
…
И вот в девяностые годы у нас появилось демократическое общество, и получилось, что православные вдруг оказались в оппозиции, в политической оппозиции. Хотя в России в девяностые годы были какие-то зачатки христианской демократии как движения, была даже христианская демократическая партия, несколько даже партий, но, в конечном счете, большинство православных оказались как бы в оппозиции к текущему строю. И им было непонятно, как вообще возможно сочетать православную веру с демократией.
И в этом смысле, конечно, в отличие от американского контекста, где демократия была изначально, и где это, на самом деле, одна из главных ценностей, и если мы посмотрим на работу политических теологов американских, не только православных, но и протестантов, таких, таких как Рейнхольд Нибур, или Джон Ховард Йодер, или Джон Кортни Мюррей, который католик, они спокойно рассуждали про преимущества демократической формы правления для христианина, они рассуждали о религиозном плюрализме, о том, как свобода вероисповедания и права человека могут стоять на защите прав христиан в том числе. А вот у православных такого опыта не было. Поэтому, как признавался сам Папаниколау, собственно говоря, именно это побудило его написать эту книгу.
…
Марина Лобанова:
Эта книга так построена, что она как учебник рассказывает нам о том, что такое политическая теология в православном богословии. Автор приводит много имен, рассказывая о развитии православных взглядов на то, как должны соотноситься Церковь и государство. Как Церковь смотрела на государственно-политическое устройство в разные века.
Но и опять же, в предисловии автор предупреждает, что и сам он выскажется о своей позиции. И вот, например, такая фраза: «Я также рассмотрю конкретные христианские практики богочеловеческого общения, чтобы обнаружить такую форму политического сообщества, которой они соответствуют». Вот эта фраза очень, конечно, интригует, и хочется дочитать книгу до конца, чтобы узнать, действительно, какие же формы государственного политического устройства соответствуют христианским практикам.
И меня очень заинтересовала и заинтриговала мысль, которую здесь автор высказывает (и вот в этом отношении, конечно, краткость книги становится не достоинством, а, на мой взгляд, недостатком, потому что кратко все-таки автор некоторые свои тезисы развернул), это связь исповеди, христианского таинства, и политического устройства. Если вы про это расскажете, думаю, что многим тоже будет интересно.
Андрей Шишков:
Мне кажется, надо начать не с исповеди, а вот с этого ключевого концепта богословского, на котором строится вся книга, а именно, богочеловеческое общение. Что понимается здесь? На самом деле, Аристотель Папаниколау здесь предлагает на основе православной доктрины об обожении показать, как возможно ее применить не только к областям, которые традиционно в православном богословии, в православной практике говорили об обожении, такие как аскетика, например, монашеская аскетика, потому что сама терминология «обожение» возникает именно в монашеской литературе, на Афоне, потом там были споры в 14 веке про обожение, между сторонниками Григория Паламы и его противниками… И вот Папаниколау берет этот концепт обожения (которое на английском языке звучит как deification) и говорит: вот есть два понимания обожения, есть понимание обожения как обожествления, то есть как бы попытка, что называется, накопить благодать, стать немножко божественнее, приблизиться к Богу, и он это называет, собственно, обожение как обожествление. А есть понимание обожения как богочеловеческого общения. То есть это коммуникация, взаимодействие какое-то человека с Богом. И вот понимание, которое связано с обожествлением, с точки зрения православной догматики, оно ложное. А понимание, связанное с богочеловеческим общением, истинное.
…
Пространство политики – то место, где осуществляется заповедь любви к ближнему, непрерывное богообщение через общение с ближними.
Возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего своего как самого себя – заповедь о богочеловеческом общении, такая двуединая заповедь. С учетом этой заповеди, мы не можем игнорировать общение с другими людьми… Наша любовь проявляется в общении.
Поскольку речь идет про общение, которое становится общественным, в конечном счете, потому что человек не только один на один с кем-то общается, но он живет в обществе, соответственно, существуют разного рода практики, которые он называет аскетическими усилиями, которые должны каким-то образом корректировать жизнь христианина, то есть показывать ему направление, такое, чтобы он, оставаясь христианином, продолжал жить в обществе.
…
И вот когда он говорит про исповедь, это, на самом деле, эпизод, связанный с довольно частной проблематикой, с проблематикой прощения. Прощение имеет не только индивидуальный характер, … но тема прощения существует и в политическом пространстве.
…
И он говорит о том, каким должно быть в принципе это прощение, чтобы оно соответствовало тому, как это видит христианин. И там есть одна мысль, что прощение невозможно как забвение, … и эта ситуация, собственно, возможна только в общении.
…
Вот на примере таинства исповеди он говорит, что когда человек приходит исповедоваться священнику, например, вот в этом акте исповеди возникает очень важная вещь – он говорит правду о себе. Вот это говорение правды – это как раз еще один ключевой концепт в богословии Папаниколау, по-английски это называется truth telling, у нас это перевели как «говорение правды», иногда эта переводят как «возвещение истины».
То есть человек приходит и говорит правду о себе. Он обращается к Богу за прощением грехов и, собственно говоря, в этом акте говорения правды он открывается Ему, и у него возникает возможность получить это прощение.
…
На самом деле можно долго говорить, но лучше просто прочесть, потому что там достаточно простым языком всё объяснено, и с примерами, а совсем пересказывать книгу не имеет смысла.
Марина Лобанова:
А лучше всего прочитать и потом обсудить. Любая книга переводная богословская – это большое событие, и мы продолжим говорить о вот этой книге, которая затрагивает такую редкую для нас часть богословия как политическое богословие, политическая теология.
Полностью слушайте в АУДИО.
См. также:
В программе «Книжное обозрение» слушайте передачи о переводе на русский язык новой книги православного американского теолога греческого происхождения Аристотеля Папаниколау. АНОНС
В программе «Встреча» 11 сентября 2021 г. слушайте первую беседу с доктором философских наук Светланой Коначевой. Речь пойдет об одном из новых направлений в христианском богословии, которое получило название «слабая теология». Передачу ведет Марина Лобанова. АНОНС
Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС
На Сервисе скачиваний появилась полная аудиозапись восьми публичных лекций автора цикла программ «Родословные детективы» юриста и генеалога Даниила Петрова, прочитанных в Центре Лихачева
«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО
С чего начинали «дело», как формировали группу обвиняемых, в чем обвиняли и на каком основании, как велось следствие, каковы судьбы следователей, как родственники узнавали правду, и что еще предстоит узнать нам. Программа «Встреча» с участием д.ф.н. Марии Дегтяревой, автора книги «Дело «Общества трудового духовенства» (1937 год). По материалам ПермГАСПИ». Эфир 5 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
В программе «Новости Сервиса скачиваний» Даниил Петров объясняет, является ли цикл радиопередач «Родословные детективы» аудиоверсией одноименной книги с подзаголовком «Пособие по установлению и сохранению истории семьи и Отечества». Эфир 22 мая 2021 г. АУДИО
Современная библеистика в России. Круглые столы и семинары. Репортажи Марины Лобановой. Эфиры 27 февраля и 15 мая 2021 г. АУДИО
В программе Марины Лобановой «Встреча» Андрей Десницкий рассказывает о сайте «Ваганты» – совместном с Асей Штейн образовательном проекте для взрослых и детей. Эфир 24 апреля 2021 г. АУДИО
После Церкви мучеников – эпоха торжества Православия и… обмирщения христианства. Но и в этой ситуации великий святой – Иоанн Златоуст – умудрился вернуть христианству идеал мученичества. Константин Махлак в программе «Книжное обозрение» о древних житиях святителя Иоанна Златоуста. Эфир 14 февраля 2021 г. АУДИО
Как научиться отличать подлинные слова новомучеников от фальсификаций, оставленных в документах их гонителями? Интервью о проблемах исторического исследования материалов Большого террора и гонений на верующих в СССР с доктором философских наук Марией Дегтяревой (Пермь). Программа «Книжное обозрение». Эфир 28 марта и 4 апреля 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
Историк Павел Седов – к 320-летию снятия колоколов Петром Первым и 300-летию начала Синодального периода в истории Православной Церкви в России. Программа «Встреча». Эфир 20 марта 2021 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах» Николаем Эппле. Эфир 7 и 14 марта 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Для покаяния у нас 40 дней Великого поста, а для прощения – один день перед ним». Нетривиальный взгляд на прощение — в наших передачах
Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО
Программа «Возвращение в Петербург» рассказывает об установке памятного знака на Невском проспекте в память расстрелянного в 1938 году протоиерея Иоанна Зимнева, который усомнился в правильности названия улиц в честь революционеров Ивана Газы и Петра Алексеева. Эфир 9 ноября 2020 г. АУДИО
«Не врать значит не молчать». В программе Марины Лобановой «Встреча» Анатолий Разумов продолжает рассказывать о работе Центра «Возвращенные имена» и о подготовке к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий. Эфир 24 и 31 октября 2020 г. АУДИО
Во второй части программы «Книжное обозрение», посвященной изданию «Реликварий Александра Невского», историк Роман Соколов рассказывает об архивных находках и открытиях уходящего года – юбилейного года Александра Невского. Эфир 26 декабря 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Бывшая дворянка», революционный матрос, белый офицер. Даниил Петров предлагает слушателям провести альтернативную, общественную «экспертизу ценности» архивных личных дел 1920-х годов, которые в наше время решено уничтожить. Эфир 9 декабря 2021 г. АУДИО
Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО
«Избавление от иллюзорного комфорта окончательности наших идей». Программа Марины Лобановой «Встреча» продолжает знакомить с новыми богословскими концепциями. Светлана Коначёва рассказывает об одном из самых обсуждаемых и непривычных направлений в современной теологии. Передача первая. Эфир 11 сентября 2021 г. АУДИО
Даниил Петров на форуме ГенЭкспо – о том, как государственные архивы нарушают наши права знать историю своей семьи, и что с этим делать. Эфир 7 ноября 2020 г.
Уничтожение личных дел в современной России — практика геноцида семейной памяти. Государство согласно платить только за историю партий и правительств, а историю конкретных людей — «измельчить методом шредирования». Юрист и генеалог Даниил Петров рассказывает о новостях архивов. Эфир 19 сентября 2020 г. АУДИО
Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Назад – в архивы!» В программе Марины Лобановой «Встреча» – интервью с директором Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) Андреем Константиновичем Сорокиным. Эфир 8 февраля 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Бумажная культура исчезнет только вместе с культурой вообще». О жизни толстых литературно-общественных журналов сегодня рассказывает главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Эфир 7 июля 2018 г. АУДИО
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был реабилитирован только в 1991 году. О своем деде вспоминает внучка, Вера Сергеевна Зилитинкевич. Эфир: 3 декабря 2016 г. АУДИО
Марина Лобанова и Владимир Черняев беседуют с Ренэ Герра о наследии русской эмиграции. Передача 3. АУДИО + ТЕКСТ
24 апреля 2016 г. в Петербурге впервые будет установлена табличка с обозначением последнего адреса новомученика. Потомки новомучеников Анатолий Чельцов и Ирина Богданова – о своих расстрелянных дедах-священниках и о том, как сохранять семейную и церковную память. АУДИО
Карл Христиан Фельми (диакон Василий) о своей книге «Введение в современное православное богословие», переведенной с немецкого. АУДИО + ТЕКСТ
Альтернатива советской власти и богоборческому государству – Россия.
О воспоминаниях Глеба Рара в программе Марины Лобановой рассказывает его сын Димитрий Рар
Анатолий Разумов о расстрелянных в Ленинграде или под Ленинградом в 1937 году нескольких этапах из Соловецкого лагеря, в числе расстрелянных — священник Павел Флоренский
Марина Лобанова беседует с протоиереем Георгием Митрофановым
Прощеное воскресенье. Как осмыслить прощение с богословской точки зрения? Этому посвящена программа Марины Лобановой «Встреча», в которой принимает участие преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак обсуждают публикации журнала «Вестник РХД». АУДИО
«Прощение – сила». Протопресвитер Александр Шмеман. Беседы о прощении. АУДИО
«Видимое бесстрастие на деле прикрывает презрение и равнодушие к людям, и, главное, чувство собственного над ними превосходства». Несколько цитат о прощении из передач радио «Град Петров»
«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО