Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
С.С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»
«…Попробуйте представить себе без музыки «Войну и мир» Толстого! Когда будете читать и перечитывать эту удивительную книгу, прислушайтесь к звучащей в ней музыке.
Музыка в «Войне и мире» звучит при самых разных жизненных обстоятельствах, звучит в дни мира и в дни войны.
Но больше всех поет Наташа Ростова. Без музыки она, кажется, и дня прожить не может. Из ее комнаты часто доносятся звуки сольфеджий, упражнений для развития голоса. Голос у нее, по общему мнению, был прекрасный. Вспомните: князь Андрей, внимая пению Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слезы и в душе просыпается что-то новое и счастливое…
А сколько танцевальной музыки звучит на многочисленных балах и праздниках «Войны и мира»! Мазурки, котильоны, экосезы, англезы, полонезы и, конечно, вальсы. А среди вальсов – тот самый, под звуки которого сошлись жизненные пути Наташи Ростовой и Андрея Болконского…»
Этой длинной цитатой из замечательной, ныне незаслуженно забытой книги Дмитрия Кабалевского «Про трех китов и многое другое» мы начали разговор об одном «литературном» вальсе.
В самом замысле оперы на сюжет романа-эпопеи Льва Толстого было нечто небывалое – ведь по широте охвата жизненных явлений этот роман не имеет себе равных в мировой литературе. Но Прокофьеву удивительным образом удалось справиться с этой невероятно сложной задачей – в том числе, очевидно, и из-за той самой музыкальности, пронизанности музыкой романа Толстого.
Если схематично свести всю сложнейшую драматургию и романа, и оперы к двум основным линиям войны и мира, то окажется, что в линии «войны» главный герой – Михаил Илларионович Кутузов, его музыкальный образ – прекрасная ария о Москве; а в линии «мир» в центре внимания, конечно, образ Наташи Ростовой, чей удивительный музыкальный портрет рисует нам знаменитый вальс из второй картины оперы. Кстати, вторую картину оперы – «Бал у екатерининского вельможи» – композитор поначалу вообще не хотел создавать, говоря, что не следует писать для оперы «вальсики и полонезики», но слишком важна оказалась эта сцена для раскрытия образа Наташи. Полонез, мазурка, вместе с хорами на стихи Ломоносова и Батюшкова прекрасно воссоздают колорит эпохи. Однако главная роль, конечно, принадлежит вальсу.
В предпоследней картине оперы «Изба в Мытищах» умирающий князь Андрей вновь встречается с Наташей. И после этой встречи, озарившей последние минуты жизни князя Андрея, звучит вальс из второй картины. Так мелодия вальса становится музыкальным символом этой трагической и прекрасной любви.
Но вернемся к началу – и оперы, и романа, перечитаем строки Толстого:
«…с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса… Наташа готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса… Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой. – Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея. – Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея… Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Князь Андрей пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих…»
Не правда ли, теперь, когда мы читаем эти строки Толстого, в нашей памяти невольно воскресают волшебно прекрасные звуки вальса Сергея Сергеевича Прокофьева?
В «Маленьком концерте» Вальс из второй картины оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» звучит в исполнении Санкт-Петербургского Государственного Академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова.