Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
Орландо ди Лассо. Слезы святого Петра
Аудио 1
…
Аудио 2
…
Эту музыку отделяют от нас более четырех веков. На исходе 16 века на свет появилось новое сочинение одного из самых значительных композиторов эпохи Возрождения – Орландо ди Лассо. Цикл духовных мотетов «Слезы святого Петра» стал лебединой песнью великого мастера, который своим творчеством блистательно завершил развитие целой музыкальной эпохи – эпохи многоголосия так называемого строгого стиля, продолжавшейся в разных странах Европы почти четыре столетия. Надо сказать, что строгий стиль стал первой школой музыкальной логики для музыкантов всех последующих поколений – вплоть до сегодняшнего дня.
В этой музыке соотношение голосов было безукоризненно рассчитано, ведь многие знаменитые композиторы того времени являлись также и выдающимися математиками – искусство и наука тогда еще не вполне разделились. Давно уже ставшее общим местом сравнение музыки с архитектурой – и архитектуры с музыкой – в данном случае более чем справедливо. Виртуозное полифоническое мастерство, медленно развертывающееся непрерывное движение голосов, в котором разнообразие строго подчинено единству – все вместе создавало невероятное художественное впечатление, равное воздействию знаменитых готических соборов.
Музыка этого стиля особенная – возвышенная, уравновешенная, созерцательная и сосредоточенная; это ясное и прозрачное, насквозь слышимое многоголосие, легкое и изящное в деталях. И это не только результат тщательно продуманного сплетения голосов. Ведь правила строгого стиля лишь обобщили особенности церковного пения того времени, где во главе угла всегда стояло слово – будь то молитвословие или текст Священного Писания. Недаром главным полифоническим жанром на протяжении почти четырех веков стал мотет – от французского mot, «слово». Мотетом называли многоголосное песнопение на канонический текст, хотя впоследствии появились мотеты и на светские тексты.
В 1594 году Орландо ди Лассо, 62-летний капельмейстер Баварского двора в Мюнхене, написал монументальный цикл духовных мотетов «Слезы святого Петра», который 24 мая 1594 года он посвятил папе Клименту VIII. А три недели спустя, 14 июня, композитор умер, оставив свой ставший знаменитым цикл как своего рода музыкальное завещание потомкам.
Орландо ди Лассо еще при жизни был признан одним из величайших мастеров – современники называли его «князем музыки, божественным Орландо, бельгийским Орфеем». Действительно, Орландо ди Лассо родился в Бельгии (его настоящее имя – Роланд, которое он позднее итальянизировал), и по своему происхождению и первоначальному музыкальному развитию считается композитором именно нидерландской школы.
Наследие Орландо ди Лассо, действительно, необъятно. Полторы тысячи светских и духовных мотетов, почти шестьдесят месс, сотни магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), итальянских вилланел и других мелких пьес.
Недаром в его эпитафии было сказано, что он наполнил своей музыкой целый мир…
Несмотря на то, что Лассо в одинаковой степени свободно и блистательно писал музыку разных жанров, в конце жизни он все чаще стал обращаться к духовной музыке. Исследователи объясняют это обстоятельство влиянием развивавшейся тогда Контрреформации, значительно изменившей в том числе и художественную жизнь того времени.
Однако вряд ли можно заподозрить великого музыканта в том, что он в конце жизни, уже чувствуя близость своего перехода в вечность, лишь ради соответствия новым нравам пишет свою вдохновенную музыку на Евангельский сюжет. И сюжет особый, во все века поражающий человеческое сердце. Малодушное отречение от Господа и слезы раскаяния апостола Петра – что может быть ближе и понятнее христианину любой эпохи?
Этими переживаниями была наполнена душа великого композитора Орландо ди Лассо – а мы благодаря этому сочинению можем узнать, как переживались события Страстной седмицы четыре столетия назад.
В «Маленьком концерте» фрагменты из цикла духовных мотетов Орландо ди Лассо «Слезы святого Петра» звучат в исполнении вокального ансамбля под управлением выдающегося фламандского дирижера, мастера аутентичного исполнения старинной музыки Филиппа Хэрревеге.
…
См. также: